Новости – Общество
Общество
Конец эпохи храмоборцев
Фото: Зураб Джавахадзе/ТАСС. Фото: Павел Смертин /ТАСС. Фото: Сергей Пятаков/РИА Новости. Фото: Владимир Вяткин/РИА Новости
Итоги жизни Церкви 2015 года
29 декабря, 2015 12:30
9 мин
Богохульство в центре Москвы, раскольники на Украине, храмоборческие протесты и увольнение Всеволода Чаплина. «Русская планета» вспоминает, какие события сопровождали жизнь Церкви в уходящем году.
Захваты храмов на Украине
С начала конфликта на Украине раскольники под управлением Филарета (Денисенко) захватили около 30 православных храмов. Провокаций ждут в Киево-Печерской и Почаевской лаврах. Первую самопровозглашенный Киевский патриархат требует передать в его собственность, собирая голоса под петицией в интернете, во второй зимой 2015 года нашли «подрывную» и «антиукраинскую» литературу — так местные телеканалы назвали обнаруженную в лавре книгу о Великой Отечественной войне. Летом Почаевская лавра провела несколько суток под охраной милиции: монахам стало известно, что провокаторы собираются завезти на территорию монастырю оружие с маркировками ДНР и ЛНР — по их словам, это станет причиной для захвата лавры.
Происходящее вынудило представителей Православной церкви на Украине обратиться за защитой в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Однако даже если суд примет решение в пользу православных, это не защитит их от дальнейших нападок. В 2016 году нападения на храмы продолжатся, полагают эксперты РП. Они сравнивают текущую ситуацию с началом 90-х годов ХХ века: тогда на волне национализма Православную церковь тоже называли «рукой Москвы» — первые храмы были захвачены раскольниками именно в то время.
200 храмов. Борьба за Торфянку
Протест против строительства в Москве новых храмов, инициированный рядом политических сил, обрел свою кульминацию в противостоянии на Торфянке — парке на северо-востоке столицы.
Конфликт начался во второй половине июня, когда под строительство стали расчищать площадку. Провокаторы подняли местное население: они заявляли, что из-за храма в район стекутся бомжи, сам парк вырубят, станет негде гулять. На самом деле храм должен был занять лишь небольшую часть парка — зачинщики протеста умолчали об этом. Дело дошло до того, что накал страстей в парке несколько дней сдерживал ОМОН.
В июле Бабушкинский суд Москвы рассмотрел иск, который оспаривал законность строительства храма в парке. На суде противники строительства отказались от своего иска на том основании, что проект храма отличается от того, который обсуждали на предварительных слушаниях (площадь застраиваемого участка была 0,2 га, а не 0,7 га, как полагали протестующие). Несмотря на то что после суда последние ограничения на строительство были сняты, церковь отказалась от стройки на Торфянке — чтобы не продолжать конфликт. Для храма решено было найти другое место.
После этого протестное движение вокруг строительства храмов пошло на спад, отметили эксперты РП. Маловероятно, что в 2016 году следует ждать массовых выступлений храмоборцев.
Богохульство в публичном пространстве
В августе 2015 года вновь встал вопрос о том, где пролегает грань между искусством и оскорблением чувств верующих. В «Манеже» выставили работы советского скульптора Вадима Сидура и ряда современных художников. Среди работ — гротескные изображения обнаженного Христа и головы Иоанна Крестителя из папье-маше на икеевских тарелках.
Выставка вызвала возмущение верующих: 14 августа православные активисты из организации «Божья Воля» во главе со своим лидером Дмитрием Цорионовым (Энтео) повредили несколько экспонатов в выставочном зале. После этого руководство Манежа поменяло названия некоторых из них: так, головы Иоанна Крестителя стали просто обезличенными экспонатами под номерами. Со стороны музея это стало единственной уступкой верующим. В свою очередь, Дмитрий Энтео получил десять суток административного ареста за свою акцию.
Выставка вызвала к жизни ряд вопросов, ответы на которые не даны до сих пор. Нужно ли согласовывать искусство на религиозную тематику с представителями религиозных объединений? Была ли выставка намеренной провокацией с целью оскорбить чувства верующих? Экспозицию открыли в двух шагах от Кремля в день православного праздника Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня.
Дмитрий Энтео назвал организаторов выставки «представителями другой религии, где хуление Иисуса Христа является нормой».
Патриарх в социальной сети
В мае 2015 года в социальной сети «ВКонтакте» появилась личная страница патриарха Кирилла. В Синодальном информационном отделе объяснили эту инициативу тем, что в деле проповеди нельзя игнорировать новые средства коммуникации. Святейший просматривает комментарии к записям и отвечает на некоторые из них. На странице, которую наполняют его помощники, публикуются проповеди, толкования Библии, речи и доклады патриарха.
В 2016 году Православная церковь будет еще активнее интегрироваться в интернет-пространство, говорят эксперты РП: социальные сети — это огромная аудитория, священники понимают это и ищут способы взаимодействия с ней.
Церковь и радио
4 июля 2015 года группа православных активистов во главе с протоиереем Димитрием Смирновым потребовала прекратить праздник в честь 20-летия радиостанции «Серебряный дождь» в Петровском парке Москвы. Верующие пожаловались, что громкая музыка мешает проводить им богослужение в соседнем храме.
Инцидент получил большую огласку в либеральных СМИ: они заявили в том числе о покалеченных людях и о том, что акция верующих была спланирована заранее. Димитрий Смирнов назвал эту трактовку события «художественным преувеличением». По его словам, никто из так называемых пострадавших не обращался с травмами в полицию — «поскольку пострадавших попросту не было». Отец Димитрий призвал к мирному сосуществованию сторон, добавив, что не имеет претензий к организаторам праздника.
Всеволод Чаплин
Год завершился увольнением протоиерея Всеволода Чаплина с должности председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. Вместе с отцом Всеволодом упразднили и его отдел, соединив с информационным отделом, который раньше занимался работой со СМИ.
Протоиерей многие годы буквально взрывал новостное пространство. Он предлагал ввести в стране православный дресс-код, называл нравственным делом убийство большевиков и советовал Борису Березовскому создать и возглавить партию антихриста.
Протоиерей Всеволод Чаплин. Фото: Алексей Совертков/«Русская Планета»
2015 год запомнился высказываниями отца Всеволода о грядущей войне. «Мир сейчас долгим, слава Богу, не будет. Почему я говорю "слава Богу" — общество, в котором слишком много сытой и спокойной, беспроблемной, комфортной жизни — это общество, оставленное Богом, это общество долго не живет», — сказал он в эфире одной из столичных радиостанций. Кроме того, скандал вызвали фотографии отца Всеволода, обедающего в «Макдональдсе» во время Рождественского поста. Сам он объяснил, что заказал постные продукты, поэтому греха в этом нет.
В Священном Синоде, который санкционировал увольнение Чаплина, не комментируют причины этого решения. Сам протоиерей назвал причиной личные разногласия с патриархом и предрек его скорый уход. Патриарх Кирилл в ответ объяснил поведение отца Всеволода нервным срывом.
Несмотря на увольнение с поста председателя Синодального отдела, Чаплин остается настоятелем столичного храма святителя Николая на Трех Горах. И уже сейчас очевидно, что протоиерей не уйдет из медийного пространства. Чаплин заявил о том, что активизирует свою деятельность в Общественной палате, членом которой является с 2009 года. Эта площадка удобна для ньюсмейкинга не меньше, чем его прежнее место работы, а отец Всеволод всегда был и остается одним из самых доступных для журналистов спикеров в РПЦ.
Поющий монах
Насельник Боровского монастыря иеромонах Фотий (Мочалов) стал победителем вокального шоу «Голос» на Первом канале. С победой его поздравил сам святейший патриарх Кирилл.
Выступление отца Фотия нужно воспринимать как новое свидетельство о Христе в публичном пространстве — так прокомментировал победу монаха «Русской планете» митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин), который благословил монаха на участие в шоу.
«Отец Фотий выходит на сцену в подряснике, крестится. И я вижу, что это меняет людей — жюри и зрителей, которые смотрят конкурс, — сказал митрополит Климент, добавив, что для самого монаха победа на конкурсе тоже станет большим испытанием. — Сможет ли он со смирением опустить голову и пройти мимо славы?»
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости