Новости – Общество
Общество
Кому принадлежит земля в России
Фото: Евгений Курсков / ТАСС
В Госдуме прошли слушания по изменению основных положений Земельного кодекса
22 мая, 2015 15:53
7 мин
Принцип деления всех земель по целевому назначению действовал в России еще с царских времен. Земельный кодекс РСФСР, принятый в 1922 году, закрепил его и при советской власти. В новом документе 1970 года, сохранив тот же принцип деления, увеличили количество назначений и предусмотрели порядок перевода земель, например из категории сельскохозяйственной в категорию земель промышленного назначения. «Территориальное зонирование», или новый принцип деления земель по версии Минэкономразвития, очень скоро заставит многих россиян узнать, что такое, например, земля сельхозназначения. Особенно если эта земля идеально подходит под дачу и ее неплохо было бы перевести в другую категорию, например земель населенных пунктов.
Вокруг перевода земель из одной категории в другую страсти кипели еще во времена СССР. Они еще более обострились после так называемой ельцинской приватизации земли, когда на самом деле приватизировали не саму землю, а право на нее. Земли сельхозназначения начали таять на глазах, несмотря на то что с этим пытались бороться разными способами.
Заместитель министра сельского хозяйства и статс-секретарь Александр Петриков говорит, что Россия, обладая 9% угодий и 15% чернозема в мире, в 90-е годы, когда была введена частная собственность на землю, потеряла больше всего территорий сельхозназначения — около 30 млн гектаров посевных площадей. «У нас сейчас 115 млн га пашни, обрабатываем и засеваем мы только 76 млн га, — отмечает депутат Государственной думы Геннадий Кулик. — Что происходит с остальными, мы догадываемся, но докладывалось ли об этом президенту, когда мы заявляли, что можем накормить полмира?» Депутат добавляет, что об импортозамещении при таком раскладе земли говорить трудно.
В Минэкономразвития еще с 2009 года зрела идея исправить положение, изменив сам принцип разделения земель. На проблему обратил внимание президент и дал соответствующие поручения. Решили заменить понятие «земли назначения» на «территориальные зоны». Поправки к Земельному кодексу приняты уже в первом чтении. В Государственной думе 21 мая прошли парламентские слушания по этой проблеме, так как идея, заложенная в изменениях к кодексу, показалась многим депутатам прямо противоречащей поручениям президента и вообще здравому смыслу.
«Территориальное зонирование — это установление правового режима земель, участков и территорий в связи с делением всей территории региона на зоны, — рассказывает Елена Голиновская, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве Российской Федерации, эксперт рабочей группы по работе над изменениями. — Эти зоны и по названиям аналогичны делению земли на категории. Но разница между делением на земельные категории и территориальные зоны — в концептуальных подходах в управлении, в процедуре установления территориальных зон. Придется менять в документах "категорию" на "территорию", то есть это огромные документальные затраты. Вы представляете, что в правоустанавливающих, кадастровых, градостроительных документах — везде все придется переписывать?»
На месте вырубки городского леса под строительство автомагистрали. Фото: Артем Коротаев / ТАСС
«Это категорически коснется всех людей, — продолжает эксперт. — Отменим категории — не факт, что кто-то не лишится земель, потому что у него неправильно зону установили. Кто-то поэтому не сможет ее приватизировать. Или, например, будет неправильно включен в жилую зону лесной массив. А жители соседнего с лесом более старого жилого района встанут на дыбы, начнут протестовать, потому что это у них единственное и привычное место отдыха, как было с Химкинским лесом примерно. И это несмотря на то, что сейчас у вас есть действующий механизм деления земель, и он работает. Плохо или хорошо, но он есть, давайте его совершенствовать! Вы предлагаете новый механизм деления земель — зонирование, непроработанный, необоснованный, концептуально не вписываемый в управление землей в Российской Федерации. Вначале обоснуйте, потом поговорим. Все, кто сегодня выступал, говорили так: лучше никакого закона, чем плохой. Тем более что никаких пробелов в законодательстве нет. Поручение президента можно использовать по-разному: можно все снести, а можно сделать так, чтобы ни у кого не было проблем».
Геннадий Кулик более категоричен: «Цели поправок только одни — получить удобные площади для тех объектов, которые истребует сегодня бизнес. Если я занимаюсь строительством, я заинтересован в том, чтобы мне дали участок, который менее затратен для проведения всех работ, связанных с инфраструктурой, удобен, имеет уже подъездные пути. Дайте мне такой участок, чтобы я построил сразу целый микрогород. Они на этом и спекулируют. Они приходят к президенту и говорят: очень дорогая земля! Если на каждом участке строить дом, то как же его будет покупать население? Да, есть проблема, но давайте решать ее по-другому. У нас есть 200 млн гектар неудобий — пожалуйста, стройте там. Целые города расположены за границей на горах. Впишите овраг в городской пейзаж, это будет красиво смотреться. Сделайте водоем, вокруг которого разместите поселок. Сейчас вообще многие дома надо перестраивать, заменять ветхое жилье. Другие ищите способы, но не такой. Поскольку у нас тот прав, у кого больше прав, нам приходится постепенно исправлять закон».
Члены Совета Федерации, представители районов, особенно Крайнего Севера, многие губернаторы очень недовольны проектом закона. «Я, например, сейчас не представляю, как можно в эту сессию закон доработать и принять, если поправки правительством не будут учтены. Мы ждем от правительства и Минэкономразвития работы по поправкам. Мы пригласим на заседание коллег из Совета Федерации. Законопроект вызывает большую обеспокоенность. Категории были институтом защиты — вы его потеряли. Второй исключительно важный момент: из норм земельного кодекса полезли в градостроительные взаимоотношения и устроили кашу. Придумали "зоны", которые не соответствуют реалиям. Не время сейчас для революций, причем революций затратных. Здесь нужно опять обозначить узловые темы. Важнее этого закона по линии нашего комитета не было», — подчеркнул председательствовавший на слушаниях первый заместитель председателя комитета Госдумы по земельным отношениям и строительству Мартин Шаккум.
«Закон ориентирован и направлен прежде всего на развитие населенных пунктов, то, на чем у нас стоит земельное законодательство и регулирование обеспечением баланса различных интересов в использовании земли, а такой подход может расшатать систему, — сказала в заключение Елена Галиновская. — Закон мало обеспечивает защиту земель сельскохозяйственного назначения, особо охраняемых природных территорий, лесных земель, а это одна из основных хозяйственных ценностей в нашей стране. Территориальное зонирование предполагает вначале только застройку и только потом все остальное, это не то что: давайте посмотрим в каждом регионе и стране, какие земли для каких целей надо использовать. То есть комплексного решения этот проект не несет, а предполагает обеспечение интересов определенных кругов: муниципалитетов, например, для городской застройки. Говорить, хорошо это или плохо, мы не будем. Закон предполагает интересы застройщиков. Что же касается интересов аграрников, которые нас кормят, лесников, которые обеспечивают ресурсы и недра, то здесь остается огромное количество вопросов».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости