Новости – Общество
Общество
Колониальное рабство
Фото: Дмитрий Рогулин / ИТАР-ТАСС
Заключенного колонии в Оренбургской области регулярно вывозили на строительство дачи начальника исправительного учреждения; другие осужденные жалуются на избиения и изнасилования
16 апреля, 2014 19:52
7 мин
Спустя девять месяцев после того, как заключенный оренбургской колонии-поселения №11 подал жалобу на систематические избиения со стороны надзирателей, последовавшие вслед за его отказом продолжать строить дачу для начальника учреждения, следователи возбудили дело о превышении должностных полномочий в отношении неустановленных сотрудников ФСИН. Местные правозащитники усматривают в действиях руководства колонии гораздо больше составов преступлений и не понимают, почему конкретных подозреваемых в этом деле все еще нет.
Как рассказал «Русской планете» исполняющий обязанности главы регионального отделения «Комитета против пыток» Тимур Рахматулин, первая жалоба на действия администрации колонии поступила правозащитникам еще в конце июля прошлого года. По словам отбывающего наказание в этой колонии Сергея Никонорова, надзиратели вывозили его на строительство дачного дома и бани для начальника учреждения Филюса Хусаинова под Оренбургом. Вскоре заключенный отказался подчиняться указаниям и написал жалобы в СК и прокуратуру по факту использования рабского труда.
В ответ сотрудники колонии начали систематически избивать Никонорова и угрожали изнасилованием, утверждает заключенный. Когда его гражданская жена рассказала о происходящем правозащитникам, те обратились в следственные органы, но в возбуждении уголовного дела им было отказано в связи с отсутствием состава преступления.
«На самом деле Никоноров с самого начала назвал и адрес объектов, и детали, которые мог знать только человек, строивший дачу. То есть основания возбудить дело были с самого начала, и мы просили следственные органы об этом, просили их дать надлежащую оценку происходящему, но этого не делалось», — сетует Рахматулин.
Решение об отказе в возбуждении дела следственный отдел города Новотроицка, рядом с которым находится колония-поселение, принимал еще трижды, а прокурорские проверки, по словам Рахматулина, проводились лишь формально и не давали никаких результатов.
В конце прошлого года в «Комитет против пыток» поступили жалобы от еще двоих заключенных колонии №11. Один из них рассказал, что неоднократно подвергался избиениям со стороны надзирателей колонии, и решил сбежать из нее, но попытка не удалась, и по возвращении в колонию его в наказание изнасиловал заключенный из так называемого актива (осужденные, сотрудничающие с администрацией колонии и выполняющие их распоряжения. — РП). При этом якобы присутствовали сотрудники колонии и снимали происходящее на видеорегистратор. Второй обратившийся к правозащитникам осужденный утверждал, что надзиратели неоднократно демонстрировали ему эту видеозапись, чтобы он не смел куда-либо жаловаться.
В течение последующих месяцев правозащитники неоднократно обращались в СК с требованием предоставить пожаловавшимся осужденным госсзащиту, однако следователи отвечали, что по итогам проведенной проверки в отношении сотрудников ФСИН фактов противоправных действий выявлено не было. Всего юристы Комитета против пыток, официально выступающие в качестве представителей жалующихся заключенных, получили четыре постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, которые они считают незаконными.
6 апреля дело все же было возбуждено. Соответствующее постановление вынес старший следователь Следственного отдела по Новотроицку Александр Кошара. Несмотря на то что все три жалобы следователь объединил в одно производство, дело он возбудил только по факту использования рабского труда.
Филюс Хусаинов. Фото: onlineon.ru
Филюс Хусаинов. Фото: onlineon.ru
Как говорится в документе, оказавшемся в распоряжении Комитета против пыток, с 1 января 2012 года по 24 марта 2014 года «неустановленные сотрудники» колонии, используя свое служебное положение и превышая свои полномочия, незаконно привлекли как минимум двоих осужденных к «различным тяжелым видам работы, в том числе к строительству объектов недвижимости» сотрудников исправительного учреждения. Таким образом, они «нарушили трудовой распорядок дня и режима содержания заключенных», что «повлекло существенное нарушение» их прав и законных интересов. В связи с этим дело возбуждено по части 1 статьи 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»). Наказание по этой статье предусматривает от штрафа в размере до 80 тысяч рублей и заканчивая лишением свободы на срок до четырех лет.
Рахматулин воспринимает это как «попытку изначально минимизировать ответственность сотрудников колонии». «Мы удивлены, почему уголовное дело возбуждено по настолько нетяжкой статье. На наш взгляд, там гораздо больше составов преступлений, то есть даже не один и не два. Но вполне возможно, что дело переквалифицируют. Непонятно также, почему оно возбуждено в отношении неустановленных лиц. Никто не скрывает имен тех сотрудников ФСИН, которые привлекали заключенных к незаконному труду, и тех, которые избивали, и тех, которые угрожали сексуальным насилием. Все эти личности осужденным, которые жаловались, известны», — рассказал правозащитник.
Он считает, что постановление о возбуждении дела было вынесено только благодаря тому, что ситуацией в регионе заинтересовался центральный аппарат Следственного комитета, отреагировав на поток жалоб. Из Москвы в область выехала комиссия для проверки работы местных следователей.
«Я лично был на приеме у руководителя этой московской комиссии, и он сказал, что они действительно выявили очень много нарушений, и что в возбуждении уголовного дела нам отказывали безосновательно. То есть только эта комиссия, как следствие реакции центрального аппарата СК, стала катализатором, чтобы все-таки дело возбудили. Потому что по нескольким случаям, которыми сейчас занимается Комитет против пыток, выносились незаконные, на наш взгляд, постановления об отказе в возбуждении уголовного дела», — добавил правозащитник. В качестве примера он привел случай оренбуржца Александра Ждана, ставшего в 2009 году инвалидом после пыток электрическим током, которым его подвергли полицейские. Дело по этому факту было возбуждено лишь пять лет спустя — в марте 2014 года.
«Вскоре после приезда в Оренбург комиссии Следственного комитета встретиться с правозащитниками согласился и областной прокурор по надзору за исполнением законодательства в исправительных учреждениях Владимир Земцов. Он сказал: "Мы готовы с вами сотрудничать, готовы с вами выезжать к этим осужденным, чтобы они могли открыто все эти вещи озвучить". То есть он сделал ударение на том, что осужденные эти факты самостоятельно в прокуратуру не сообщали. Тем не менее в распоряжении наших адвокатов есть протоколы, где осужденные говорят, что они жаловались, в том числе и прокурору, на все это беззаконие, и что некоторые прокурорские работники их отговаривали, даже предлагали, чтобы они жаловались только на других осужденных, а не на сотрудников ФСИН», — отмечает Рахматулин.
Руководитель пресс-службы оренбургского Следственного управления Следственного комитета Анжелика Линькова отказалась оперативно комментировать «Русской планете» данные Комитета против пыток. На сайте управления информации о возбуждении дела по факту превышения полномочий сотрудниками колонии-поселения №11 тоже нет.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости