Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Когда небо становится рынком

Сотрудник наземной службы регулирует передвижение самолета по взлетно-посадочной полосе. Фото: Владимир Бертов / Интерпресс / ТАСС
Гражданская авиация не может существовать исключительно по законам рынка
Андрей Полонский
3 ноября, 2015 13:06
8 мин
Глава комитета Государственной думы по международным делам Алексей Пушков заявил, что следует оставить на российском рынке авиаперевозчиков только две или три авиакомпании. Не важно, будут они частными или государственными, главное — они должны отвечать самым жестким требованиям по состоянию самолетов, их обслуживанию и подготовке пилотов, сказал депутат. Впрочем, в своем «Твиттере» он прямо указал на необходимость вмешательства государства в отрасль и подытожил с печалью: «Мне пишут, что в авиации все должен решать рынок. Вот рынок и решает…»
Катастрофа на Синае стала еще одним трагическим свидетельством того, что нашей гражданской авиации нужны серьезнейшие перемены.
Спасти «Трансаэро»
Между тем на сайте Change.org набрала больше 150 тыс. подписей обращенная к руководству страны петиция с просьбой спасти «Трансаэро» от банкротства. Ее авторы выставляют компанию чуть ли не основным гарантом демократических цен на перелеты и вообще конкуренцию в нашем небе, утверждают, что она одна только и способна обеспечить высокое качество обслуживания пассажиров и «низкую стоимость авиауслуг». Петиция заканчивается не вполне уместным гимном старому менеджменту «Трансаэро»: «Мы гордимся любимой авиакомпанией, которая стала неотъемлемой частью новейшей истории нашей страны, выражаем самую искреннюю благодарность генеральному директору Плешаковой Ольге Александровне… и ее высокопрофессиональным работникам».
С аналогичным обращением к В.В. Путину выступили и несколько медийных фигур: врач Леонид Рошаль, актеры Армен Джигарханян и Николай Караченцов, композитор Максим Дунаевский, балерина Анастасия Волочкова. «В такое непростое время, когда европейские страны объявляют России санкции, когда вводится запрет на импорт товаров, когда небо над братской нам страной закрывают для пролетов российских авиакомпаний, считаю особенно важным сохранять крупнейшие национальные компании, подобные "Трансаэро"», — восклицает Дунаевский.
Хочется спросить: господа, зачем столько пафоса?
С одной стороны, за всеми подобными заявлениями стоит большой пиар — слишком многим банкротство «Трансаэро» сулит серьезные финансовые потери. Но с другой — они отражают и вполне обоснованные общественные опасения. Кажется, вторая по величине авиакомпания в стране исчезнет, цены вырастут, а в лучшую сторону ничего не изменится.
Впрочем, будет «Трансаэро» спасена или нет — проблему безопасности полетов это тоже не решит.
Старый борт
На сегодняшний день только 2 из 20 самых значительных российских авиакомпаний имеют средний возраст самолетного парка меньше 10 лет. Это «Аэрофлот» (4,6 года) и «Сибирь» (9,6 года). Для сравнения — из 100 крупнейших мировых авиаперевозчиков на самолетах моложе 10 лет летают 72 компании. Контраст кричащий. При этом среди обладателей регулярно обновляющегося авиапарка — эфиопы, шриланкийцы, авиаторы из ЮАР, Марокко, Индии, не говоря уже о Катаре и Бахрейне.
Средний возраст самолетов «Трансаэро» — 18,3 года. У мелких отечественных перевозчиков дела обстоят еще хуже. Так, у «ИжАвиа» этот показатель равен 30 (!) годам, у АТК «Ямал» — 24, у «Сахалинских авиатрасс» и «Саратовских авиалиний» — около 23 лет. Самые старые самолеты — отечественные. Многим ТУ-134 и Як-42 далеко за 20. Большинство перевозчиков, использующих потрепанные машины, занимаются чартерами или работают на внутренних линиях.
Не только возраст
Есть специалисты, в том числе инженеры и летчики, которые продолжают утверждать, что возраст самолета не имеет такого уж решающего значения в деле обеспечения безопасности полетов. Уже после катастрофы в Египте об этом, к примеру, заявлял авиаэксперт Олег Смирнов в интервью радиостанции «Комсомольская правда»: «У самолета каждое комплектующее имеет свой ресурс. Притом ресурс двойной: временной и по налету. И вот как только ресурс выходит, эта запчасть, пусть она даже блестит, как золотая, выбрасывается, и ставится новая. …Так что нет таких понятий — "старый-новый самолет". Есть понятие "уровень поддержания летной годности воздушных судов данной страной и данной авиакомпанией"».
Фото: Марина Лысцева / ТАСС
С «летной годностью» у «Трансаэро», казалось бы, все было в порядке: использовавшая достаточно древние машины компания занимала одно из первых в России и 17-е в мире место по безопасности полетов. Бывший гендиректор компании Ольга Плешакова говорила в свое время, что дело не в дате производства, а в обслуживании самолета, квалификации пилотов и тому подобных вещах.
Однако Плешакова лукавила — проблема тут сложнее. Большинство самолетов, которые берутся перевозчиками в лизинг (или попросту в аренду), эксплуатируются отнюдь не только в России. Скажем, вот история одного из бортов «Трансаэро» MSN 28959 Боинг-747. Добрые десять лет, с 1998 по 2008 год, этот «Боинг» использовала ЮАР, а затем еще два года он бороздил небо Анголы. И только после этого, в 2010-м, достался нашим летчикам. Как поддерживалась его летная годность в Африке — судить сложно.
Надо думать, самолетов с подобного рода богатой биографией в распоряжении наших авиакомпаний не один десяток. Только мало кого это интересует.
Техобслуживание или «каннибализация»
О качестве технического обслуживания в том же «Трансаэро» свидетельствует еще одна скандальная афера, раскрывшаяся в октябре этого года. По информации «Коммерсанта», компании, у которых перевозчик брал в лизинг воздушные суда, обнаружили в 20 из 64 лайнеров разукомплектованность. На профессиональном сленге это называется «каннибализацией». Детали снимают с одних самолетов и переставляют на другие. Экономия удивительная! Теперь, когда нужно возвращать эти машины, выходит совсем конфуз. Лизингодатель вряд ли их примет и уж тем более не сможет потом вновь сдать в аренду. Кто же согласится добровольно летать на «Боингах» и «Аэробусах», отремонтированных так, как перебирали старые иномарки в гаражах в 90-е годы? Страшно подумать, на какие ухищрения время от времени пускаются некоторые перевозчики.
Так что в нашем хозяйстве все может случиться. Будут скидки, будут откаты, и вновь полетят в дальние края виртуозно отремонтированные и «годные» самолеты.
Когда они повернутся лицом к гражданской авиации?
Алексей Пушков был не единственным депутатом Государственной думы, который после катастрофы в небе над Синаем потребовал решительно пересмотреть подход ко всей отрасли авиаперевозок. С предложением законодательно запретить эксплуатацию самолетов старше 15 лет выступил первый зампред комитета по промышленности Владимир Гутенев. Еще более решительно высказался депутат от Санкт-Петербурга единоросс Сергей Вострецов. Он призвал массовым порядком переходить на отечественные машины и развивать местную авиацию.
Но, по словам пилота «Аэрофлота» Алексея Литвинова, проблема гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд: «Компании, которые летают на 20-летних самолетах, — это компании бедные. Они не могут себе позволить купить новые самолеты. А не могут они себе это позволить по причине дорогой растаможки. И эта цепочка постоянная. Надо вопрос задавать нашему правительству: когда они повернутся лицом к гражданской авиации?» 
Выходит своего рода замкнутый круг. Алексей Пушков прав, с ним не поспоришь. Небольшие авиаперевозчики экономят на всем. Для них прибыль важнее ответственности, и они жертвуют безопасностью, чтобы выжить. Это узкоэгоистические интересы частного бизнеса, но при этом конкурентная борьба способствует развитию. Выгодна она и для непосредственного потребителя. (На примере РЖД мы хорошо знаем, что монополия в сфере транспортных услуг приводит к печальным последствиям и, если она образуется, ее очень сложно одолеть.) А строгие запреты законодателей могут привести к тому, что в один прекрасный день нам просто не на чем будет летать. Особенно пострадают местные маршруты, которые нужны людям по всей России; этих маршрутов и так не хватает.
Существуют проблемы, которые нельзя решить сразу и навсегда. Конечно, необходимы четкие, прозрачные и жесткие критерии безопасности полетов и, что самое важное, их неукоснительное исполнение. Но еще существеннее целостная стратегическая программа развития гражданской авиации, в основание которой будут положены интересы страны и государства, а не частные запросы коррумпированного бизнеса. А сколько при этом останется авиакомпаний — две или десять — это в конечном счете не имеет существенного значения. 
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ