Китайская автомобильная экспансия
Производственный конвейер. Фото: АFP

Производственный конвейер. Фото: АFP

Доля китайских автомобильных брендов на российском рынке растет опережающими темпами

Российский автомобильный рынок тихо сдувается. За 2015 год новых легковушек в России было продано 1,47 млн шт., что на 37% меньше уровня 2014 года и на 47% ниже показателей 2012-го. Сегмент полностью импортных машин сократился вдвое, локализованных иномарок — на 45%, при этом продажи отечественных авто просели лишь на 37%, что преподносится нашим автопромом в качестве большой победы.

На этом фоне китайские автомобили, доля которых не превышала 3–4% рынка, вообще должны были полностью исчезнуть. И формально китайский автопром тоже ощутил на себе негативные тенденции. По сравнению с 2014 годом «китайцев» на российском авторынке было продано на 52% меньше, всего 38,7 тыс. штук. Но вот что любопытно. Согласно анализу, проведенному агентством PricewaterhouseCoopers, меры по стимулированию продаж, предпринятые правительством РФ, обеспечили дополнительный сбыт 560 тыс. машин. Из них, по разным оценкам, от 200 до 300 тыс. пришлись на модели АвтоВАЗа. Продукция китайского автопрома в этих программах не участвовала.

Таким образом, получается, без антикризисных мер вместо 410 тыс. легковушек российского производства в реальности было бы продано не более 130–200 тыс., что в корне меняет картину. Причем уже за январь-апрель 2016 года, как свидетельствует аналитическое агентство «Автостат», весь российский авторынок сжался еще на 15%, в то время как доля китайских машин выросла на 10% к итогам прошлого года.

Как же так вышло, что АвтоВАЗ, несмотря на все правительственные программы поддержки и госфинансирование, рынок теряет и говорит о кризисе, а китайцы тихой сапой продолжают экспансию? Если суммировать заявления только четырех ведущих китайских брендов (Geely, Great Wall, Lifan и Chery), то получается, что в ближайшие три-четыре года они планируют занять 10% российского рынка, то есть довести объем продаж примерно до 150–200 тыс. машин. В чем секрет Китайского дракона, что такого знают они, чего не знаем мы?

Небольшими шагами по дороге в тысячу ли

В Китае есть такая поговорка: если быть достаточно целеустремленным, то даже небольшими шагами можно одолеть дорогу в тысячу ли (это около 500 км). В то время как стагнирующий отечественный автопром пытался решить свои проблемы одним могучим рывком и брался то за «Юрия Долгорукого», то еще за какой-нибудь эпохальный проект, который бы одним махом вывел российские марки сразу в премиальный рынок дорогих машин, китайцы пошли другим путем.

Вместо того чтобы сразу выдать на-гора собственного «убийцу мерседеса», они брали чью-нибудь хорошо обкатанную, технологически отработанную, даже успевшую устареть модель и просто ее перелицовывали, придавая более современный вид. Первые эксперименты вроде Chery Amulet выглядели неказисто, но достаточно быстро конструкторы набили руку, наработали опыт и вышли на уровень производства вполне добротных и достаточно современно выглядящих середнячков. В качестве примера можно вспомнить хорошо продающийся Chery Tiggo, по сути являющийся внешне сильно осовремененным китайским клоном Honda CR-V поколения 2004 года.

Таким образом, Китай изобрел, в общем, простую формулу успеха для любого экспортного рынка. Китайская модель стоит примерно столько же, сколько машина местного производства, но выглядит безусловно привлекательнее и предлагает за те же деньги существенно лучшую комплектацию. В сочетании с явно растущим качеством изготовления и повышением уровня безопасности это позволяет завоевывать в том числе и российский рынок.

Китайский автомобиль на выставке «Мир автомобиля»

Китайский автомобиль на выставке «Мир автомобиля». Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс/ТАСС

Если они такие умные, то почему такие бедные?

Возникает закономерный вопрос: если китайские бренды нашли гарантированную формулу успеха, то почему их рыночная доля у нас до сих пор так мала? Все верно, в абсолютных цифрах она действительно невелика. Но если смотреть в относительных, то картина выглядит заметно иначе.

Придя на российский рынок в 2006-м и начав буквально с нуля, да еще с товаром, по качеству едва ли превосходившим вазовскую «классику», они каждый год наращивали сбыт и за первые девять месяцев 2013 года сумели продать аж 70,5 тыс. шт., что на 10 тыс. больше, чем годом ранее. Это почти треть от фактических показателей АвтоВАЗа, если вычесть из них целенаправленные меры по поддержке продаж со стороны российского правительства.

В сущности, сегодня продвижение китайских моделей сдерживается лишь двумя факторами: дефицитом запасных частей, относительно малым числом дилерских центров и недостаточным вниманием к постпродажному сопровождению. Впрочем, судя по имеющимся данным, Китай извлек необходимые уроки. На дворе, конечно, кризис, однако российский филиал Dongfeng только за первое полугодие 2015 года нарастил число своих дилеров с 15 до 36, Brilliance — с 17 до 27, а дилерская сеть Lifan достигла 150 участников. Особенно этому способствует падение спроса на «европейцев», которые, чтобы не терять сбытовую сеть, закрывают глаза на появление у их дилеров китайских авто. Так они тихо забирают регионы. В Омской области доля продаж китайских авто достигла 9% рынка, в Архангельской, Волгоградской и Кемеровской областях — 7%, в Башкирии — 6%. Еще в 13 регионах, например в Ульяновской, Орловской, Владимирской и Саратовской областях, продажи поднялись выше 5%. Самыми популярными китайскими моделями на российском рынке являются кроссоверы Lifan X60, Geely Emgrand Х7, Great Wall Hover H3/H5, Chery Tiggo и седан Geely Emgrand.

Китайские перспективы среди русских берез

Когда грянул нынешний кризис, китайские машины оказались за пределами многочисленных программ по стимулированию продаж. В целом это логично и правильно. Пусть и с определенными оговорками, но Россия стремилась поддержать в первую очередь отечественного производителя, в особенности АвтоВАЗ. Однако дело в том, что, помимо продаж, Китай на протяжении вот уже пяти лет активно переносит свое производство на территорию РФ. И если раньше эти заводы не получали льгот по соглашению о промсборке, то сейчас времена меняются. Россия осуществляет активное политическое сближение с КНР, так что условия будут пересмотрены. Если Минэкономики согласится с предложениями Пекина, то льготы могут быть распространены и на китайских автопроизводителей, что позволит им выставить еще более привлекательные цены и только одним этим занять дополнительно 2% рынка.

Кроме того, китайцы демонстрируют готовность идти на более высокие уровни локализации. В августе 2015 года Great Wall Motors начал строительство завода в Тульской области, на котором планируется выпускать внедорожники Haval. Его важной отличительной чертой является размещение полного цикла производства, включая штамповку элементов кузова, сварку и покраску. Объем инвестиций Great Wall (сам завод по производству автомобилей, а также производство двигателей и трансмиссий к ним) составит 520 млн долларов. Первая очередь на 80 тыс. машин в год должна заработать к концу 2017 года, на полную мощность в 150 тыс. машин предполагается выйти к 2020 году.

И это не единственный претендент на лавры победителя. В Липецкой области на заводе «Ирито» уже начат выпуск внедорожников Great Wall H3 new, H5, H6 и пикапов Wingle. К 2020–2021 году предприятие собирается выйти на уровень 120 тыс. автомобилей в год. То есть с учетом ряда других производств общий объем выпуска «китайцев» в России через четыре года имеет все шансы достичь 300–350 тыс. шт., что сопоставимо с показателями всего АвтоВАЗа.

***

Что может спасти российский автопром? Вероятно, только чудо. Например, если «взлетит» вазовский проект X-Ray, над которым концерн бился больше пяти лет и даже потом еще на год сдвигал дату начала продаж. Но пока ничего внятного о нем сказать нельзя. Продажи кроссоверов Lada X-Ray за февраль 2016 года составили 628 шт. С одной стороны, это на 10% выше плана, но не того, первоначального, на 40 тыс. шт. за весь текущий год, а урезанного вдвое. Или если на замену младшим моделям вазовской линейки в Тольятти сумеют за три года разработать и запустить в производство какую-то новую модель «по китайской технологии». Хотя это уже выглядит настоящей фантастикой. В подобные сроки отечественный автопром не укладывался еще никогда.

Отчилкоченный Далее в рубрике ОтчилкоченныйДжон Чилкот обнародовал шокирующие подробности участия Британии в иракской кампании

Комментарии

07 июля 2016, 12:52
Попросту наши власти и владельцы российского автопрома никак не хотят понять одной простой истину - ну нету у нашего среднестатистического гражданина таких денег, чтобы покупать отечественные автомобили по той цене, которую им предлагают производители!
Те же у кого эти деньги есть (таковых тоже не мало) предпочитают нашим авто более качественные и надежные иномарки.
И здесь бесполезно пытаться конкурировать с популярными брендами в той же ценовой категории! Надо или демпинговать, или же вкладываться куда более серьезно в развитие российского автопрома!
А у нас хотят опять выехать за счет потребителей, которым подобный расклад конечно же не по нраву.
Рынок надо ЗАВОЁВЫВАТЬ в прямом смысле этого слова! И не забывать, что собственное крепкое автомобилестроение - залог и основа стабильности развитого государства!!!
Самое обидное во всем этом, что наш автопром пытается прыгнуть выше своей головы и закрепиться в классе выше, чем был до этого. Но ведь он устраивал десятки миллионов людей. Непонимание корня своих проблем и привело АвтоВАЗ к такому плачевному состоянию. Безграмотная политика наемного менеджмента оставит нашу страну без собственного бренда. Тогда уже и воевать с китайской экспансией будет некому и нечем.
07 июля 2016, 12:52
Китайцы молодцы. Тот же Geely Emgrand очень даже прикольная машинка, и снаружи и внутри все просто шикарно смотрится, по отзывам качество сборки конечно хромает, сверчки и мелкие поломки сопутствуют, но в целом авто на ура, тем более за такую цену. Экземпляр 2013 года можно купить за относительно недорогую сумму 300-400 тыс. руб.
07 июля 2016, 20:03
Машина должна быть в первую очередь надежной. Что бы работала годы и не сыпалась. Китайцы, к сожалению, такого качества еще не достигли. Как, впрочем, и наши автомобилестроители, которые вообще скоро угробят отрасль руками Доктора Мора, который специально за этим на завод и пришел.
08 июля 2016, 12:41
За те же примерно деньги я лучше куплю те же Опель, Рено, Ниссан, Мицубиси или Хёндая 2010-2012 годов выпуска!
Так это хотя бы проверенный вариант, а не кот в мешке (если с умом выбирать, конечно же...)!
11 июля 2016, 08:56
Самые надежные китайские машиныв делают китайские государственные концерны, а не коммерсы, например марки Great Wall и Chery Tiggo. Соседи уже 7 и 9 лет ездят и ни одной поломки.
08 июля 2016, 00:04
Уже нет никаких сомнений, что кроме китайских автомобилей, собственно ничего, ну кроме может быть корейцев, не останется. Качество подымают, сервис налаживают и держись покупатель, вот ты наш, тепленький
08 июля 2016, 12:25
Ну, не знаю, не знаю... Лично я всё же предпочитаю отечественные автомобили всякому там непонятному китайскому автопрому. Все мои знакомые, кто ездил на "китайцах" были разочарованы и старались продать автомобиль уже после 2-х лет эксплуатации.
А наши железяки хоть и дребезжат, но всё же исправно ездят лет 5-10 с минимальным ремонтом и о до 20 лет с капитальным...! Благо, что запчасти найти нетрудно (хотя более половины из них сейчас тоже производятся в Китае...)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»