Новости – Люди
Люди
Антирусский праздник в Киргизии
Бишкек, Киргизия. Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
В Бишкеке отметят столетие восстания против России
14 июля, 2016 13:15
9 мин
Устранившись в 1991 году от ответственности за судьбу «национальных окраин», Россия продолжает пожинать плоды своей недальновидной политики. Националисты, захватившие власть в бывших советских республиках, вот уже два десятилетия формируют новую идентичность своих народов, в основе которой сплошь и рядом лежит антирусский пафос. Кое-где, например, на Украине, это уже привело к масштабной трагедии, к тысячам смертей. В республиках Средней Азии пока все спокойно, однако и там продолжается процесс противопоставления местных жителей и русских. Одним из инструментов такой национальной политики стали искусственно раздуваемые трагедии прошлого. Так, в Киргизии в эти дни на государственном уровне отмечается столетие Среднеазиатского восстания против России 1916 года.
Накануне власти Киргизии объявили конкурс на лучшее музыкальное произведение, посвященное восстанию против Российской империи. Инициаторами выступило Министерство культуры, а также местный Союз композиторов. По информации государственного агентства «Кабар», организаторы ждут, что конкурсантами будут созданы музыкальные произведения, отражающие «высокую духовность, гражданственность, патриотизм, любовь к Родине и направленные на воспитание подрастающего поколения в духе гордости за славную многовековую историю своей страны и ее свободолюбивого народа». Итоги подведет специальное жюри, включающее в себя как музыкальных профессионалов, так и общественных деятелей. Последнее понятно, ведь конкурс имеет явную политическую окраску.
Победители и участники конкурса имеют все шансы прославиться. Предполагается, что их произведения будут включены в репертуар творческих коллективов и образовательных программ, а также рекомендованы к исполнению в ходе акций в рамках Года истории и культуры, посвященных столетию событий 1916 года. К этой дате власти готовились заранее. Соответствующий указ президент Алмазбек Атамбаев подписал еще в мае прошлого года. При этом он подчеркивал, что Киргизия — единственная страна в регионе, где скорбная дата имеет государственный статус. Указ, в частности, предусматривает организацию захоронений останков жертв на местах массовой гибели людей в 1916 году и установку там обелисков. Поставят памятник и в столице — Бишкеке. На все это из довольно скудного бюджета Киргизии было выделено 172 тыс. долларов.
Союзник по ЕАЭС, Киргизия довольно сильно зависит от России. Значительная часть бюджета страны формируется работающими у нас трудовыми мигрантами, имеющими преимущество в рамках единого рынка труда Евразийского союза. Однако, когда заходит разговор о национальной идентичности, денег не жалеют. А речь именно об этом. «Свои» — киргизы противопоставляются «чужим» — русским, против которых они даже восстали в 1916 году, таков идеологический посыл памятной даты. Подобно тому, как украинцам требуется голодомор, чтобы постоянно напоминать о «клятых москалях», или полякам нужна Волынская резня для противопоставления себя тем же украинцам. Опасную, очень опасную игру затеяли в Бишкеке.
Среднеазиатское восстание 1916 года
Восстание 1916 года началось в июле в городе Ходжент Самаркандской области. Поводом для него стал царский указ о привлечении на тыловые работы мужского населения российского Туркестана от 19 до 43 лет. Проще говоря, гастарбайтеров в Россию предполагалось привозить силой. Дополнительными факторами, обострившими обстановку, стали земельный вопрос, нищета и беспредел местных феодалов. Были убиты тысячи русских переселенцев, преимущественно стариков, женщин и детей, поскольку мужчины в массе своей были призваны на фронт. На киргиз-казахов мобилизация не распространялась. Размах восстания вынудил центральные власти уже к середине июля ввести повсеместно военное положение. В итоге бунт жестоко подавили. Сотни тысяч местных жителей ушли через перевалы в Китай. По этой причине описываемые события называют также Уркун — исход.
Немалую роль в разжигании розни и ненависти к русским сыграла Османская империя, уже вступившая тогда в Первую мировую войну. Турецкие эмиссары распространяли на территории Туркестана антирусские воззвания с исламской окраской. «Мусульмане! Царствующий над нами Халиф Ислама — Турецкий Султан ведет войну с Россией и другими ей союзными государствами. Каждый мусульманин должен сочувствовать этой священной войне Султана и обязан немедленно жертвовать на ее нужды и во благо войны всего мусульманства. А тот, кто не в состоянии жертвовать, тот должен сам встать в ряды сражающихся против неверных… Настало время освобождения от власти гяуров-русских…» — призывали местных декхан. В свою очередь, эмиссары Германии действовали в пограничном китайском Синьцзяне. Именно оттуда готовилось восстание в российском Семиречье.
Таким образом, события в Средней Азии 1916 года были во многом следствием общей дестабилизации в мире, вылившейся в мировую войну. Столкновение интересов великих держав происходило не только на фронтах, но и в тылу и в зонах национальных интересов участников конфликта. В тот период Россия активно колонизировала Туркестан, строила там города, направляла переселенцев. Только в результате столыпинской реформы из центральных районов страны сюда были перевезены 500 тыс. крестьянских хозяйств. Переселенцев наделяли лучшими землями, сгоняя с них порой местных жителей, что не могло не отразиться на настроениях коренного населения. Политического представительства во власти Российской империи азиатские народы также не имели. Закон о выборах в Государственную думу от 1907 года лишил избирательного права коренные народы Сибири, Средней Азии и Казахстана. Как видим, поводов для обид было достаточно.
Вооруженные киргизы
Вооруженные киргизы. Фото: topwar.ru
Реинкарнация ненависти
Несмотря на конфликт в начале века, в советский период отношения между русскими и киргизами резко улучшились. Все-таки советская власть старалась действовать в интересах большинства. Если в 1916 году киргизы уклонялись даже от тыловых работ, то в Великую Отечественную войну на фронт отправились сотни тысяч призывников и добровольцев. Здесь, например, формировалась знаменитая Панфиловская дивизия. А о подвиге «матери 150 детей» — Токтогон Алтыбасаровой, выходившей детдомовцев блокадного Ленинграда, и вовсе знала вся страна. На этих теплых воспоминаниях и держались межнациональные отношения в стране уже после распада СССР. И, возможно, благодаря им нынешние власти Киргизии даже в новой реальности стараются действовать аккуратно.
Так, при подготовке празднования столетия Среднеазиатского восстания акцент делается на противостоянии царскому правительству, а не этническим русским. Об этом прямо говорится в упомянутом указе Алмазбека Атамбаева. «Боровшиеся с несправедливостью люди были недовольны как царскими чиновниками, так и местными манапами (феодалами). Целенаправленная политика Петербурга вела к тому, чтобы забрать лучшие земли под переселенцев из России и Украины», — объяснил глава аппарата президента Фарид Ниязов. Он подчеркивает, что правильно употреблять термин «трагедия», а также «исход», а не «геноцид», как это пытаются сделать некоторые историки. «Царская Россия, как любая империя, подавляла кыргызов, забирая плодородные земли, уничтожая наше национальное самосознание, а с современной Россией у нас самые прекрасные отношения», — утверждает в свою очередь директор Музея Фрунзе Бакыт Бакчиев.
Все так, вот только те, кто хочет сделать из киргизов обиженную русскими нацию, с удовольствием подогревают тему. Почему нет, раз само государство отмечает памятную дату? И уже вовсю используют именно термин «геноцид», стремясь привить русским как народу чувство вины. В 2013 году несколько общественных организаций Киргизии даже подписали резолюцию, в которой потребовали от официальной Москвы признать «геноцид киргизского народа» во время подавления восстания. Кроме того, ими было выдвинуто требование о выплате «кун-выкупа за невинно убиенных предков». Недалек тот час, когда найдутся желающие поставить вопрос об этом и в парламенте страны. Благо, что там на более чем сотню депутатов приходятся всего семь русских. А потом и в какой-нибудь Гааге или ООН. Ну а тот факт, что виноватой в жестоком подавлении восстания считают царскую администрацию, а не Россию, и вовсе не имеет значения. Когда будет нужно, эти понятия совпадут, подобно тому, как украинские националисты, начав свою декоммунизацию, быстро перешли к дерусификации. Кутузов и Суворов в одночасье оказались не менее «плохими», чем Ленин и Сталин.
Это, кстати, отлично понимают наши недруги вовне России и Киргизии. Экс-депутат парламента Кабай Карабеков считает, что вопрос о восстании носит не исторический, а политический характер. «В прессе по теме выступают не историки, а политики, — обращает он внимание. — Конференции проводят с участием турок и американцев, хотя их страны не имели отношения к этим событиям. Многие историки, занимающиеся тематикой Уркуна, получают деньги из зарубежных фондов, преимущественно английских». Вот так, все как везде. Сначала деструктивная версия истории популяризируется с помощью медиа, прививается, вживляется в сознание нации, а потом наступают уже политические, а порой и физические последствия идеологической диверсии. Так, тихие опыты с украинством профессора Грушевского на кафедре Львовского университета столетие спустя закончились Майданом и войной в Донбассе. В Средней Азии, в Киргизии, такое тоже возможно. И вряд ли для этого понадобится целый век, учитывая, что продвижением опасной версии истории системно занимается само государство.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости