По древнему пути
Многодневный Казанский крестный ход в Ярославле. Фото: Ирина Пичугина / yarreg.ru

Многодневный Казанский крестный ход в Ярославле. Фото: Ирина Пичугина / yarreg.ru

Многодневный Казанский крестный ход пройдет от Ярославля до Рыбинска и обратно

В эти дни через ярославские города и села следует Казанский крестный ход. Начался он 28 июня в Казанском женском монастыре Ярославля. А далее особо почитаемая ярославцами Казанская икона Божией Матери, которую местные жители считают своей заступницей, за 17 дней будет пронесена по десяткам населенных пунктов, через Тутаев до Рыбинска, а затем к 14 июля вернется обратно.

История ярославского Казанского крестного хода начинается в 1761 году. А история ярославской Казанской иконы Божией Матери — двумя столетиями раньше. Корреспондент «Русской Планеты» узнала, кто организует крестный ход в наши дни, кто в нем участвует и что значит история чудотворной иконы для православных.

Между Ярославлем и Романовым

«Ярославская Казанская икона Божией Матери являлась, очевидно, одной из самых древних дошедших до современности или же одним из древнейших списков с еще более древних икон, — рассказывает РП искусствовед Михаил Дюков. — Она написана в XIV–XVI веках (во всяком случае, о ее появлении в Казани стало известно в конце 1570-х годов) и относится к иконописному типу "одигитрия", или "путеводительница". Особенность этого типа икон состоит в том, что Иисус изображен сидящим на руках у Матери (лики их при этом не соприкасаются), а та указывает на своего Сына, как бы призывая людей следовать за Ним и тем самым обрести спасение. Хочу сказать, что название этого иконописного типа совпадает в греческом языке и с обозначением проводников, которые приводили слепых к чудотворному источнику, где к тем возвращалось зрение».

По легенде, в 1588 году некому праведнику по имени Герасим во сне явилась Божья Матерь, которая велела ему идти в Казань, в одной из торговых лавок отыскать ее икону и принести в город Романов (сейчас Тутаев). А там сказать, чтобы храм, построенный в честь Рождества Богородицы и перенесенный на гору, вернули на прежнее место, поместили туда икону и назвали храм по ее имени.

Герасим все исполнил. В Казанском храме в Романове икона находилась больше 20 лет, до 1609 года, когда Романов был взят литовцами. Во время нашествия поручик Стравинского полка Яков Любский увез икону в Ярославль и, сколько потом ни просили его, каких денег ни предлагали жители Романова, вернуть ее на прежнее место отказывался. В тот же год за избавление от нашествия поляков и снятие 24-дневной осады жителями Ярославля икона Божией Матери стала почитаться как покровительница города.

В память об этом в 1610 году в Ярославле началось строительство Казанского храма и монастыря при нем, в котором поселились 72 монахини из Рождественского монастыря, сожженного поляками.

«Но жители Романова не оставляли надежды вернуть себе икону, — продолжает Михаил Дюков. — Они попросили об этом царя Василия Иоанновича, и тот дал согласие. Однако в день, когда ярославцы прощались со своей святыней, случилось вблизи нее сразу два чудесных исцеления, здоровье вернулось к людям, которых считали безнадежными. Икону Казанской Божией Матери решено после было оставить в Ярославле, а в Романов отправился список с нее».

К сожалению, говорит специалист, сейчас в Казанском женском монастыре, где икона Божией Матери была несколько веков, мы можем видеть не саму старинную икону, а ее более позднюю копию, сделанная монахинями в 1880-е годы.

«Вскоре после революции монастырь закрыли, отдав здание под разного рода хозяйственные цели, а икону несколько раз перевозили из церкви в церковь, пока наконец ее не украли», — уточняет Дюков.

Так что сейчас в крестный ход отправилась икона, написанная в конце XIX столетия.

Монастырь был вновь открыт в 1998 году. А крестный ход из Ярославля в Романов (Тутаев), который был учрежден в 1761 году в память о Смутном времени, после революции, конечно, тоже был забыт и возрожден лишь в 2002 году стараниями протоиерея Николая Лихоманова, будущего епископа Рыбинского и Даниловского Вениамина. В 2012-м путь крестного хода был продлен до Рыбинска.

Кстати, до сих пор Казанский крестный ход проводится так, как когда-то о том попросили романовцы. Дело в том, что Казанская Божья Матерь почитается 21 (8) июля, крестный ход тогда и начинался, а завершался уже ближе к августу. Но крестьяне из-за летней страды попросили не привязывать крестный ход к определенному дню, а проводить его за неделю до Пятидесятницы. Так что проходит он теперь отныне согласно той же традиции то в июне, то в июле.

«Не только миссия, но и преодоление»

Проводится Казанский крестный ход по благословению митрополита Ярославского и Ростовского и под эгидой Ярославской епархии. Но уже который год организатором и координатором Казанского крестного хода остается житель Ярославля Алексей Реуцкий. Лицо он не духовное: окончил ярославский филиал Военно-космической академии имени Можайского. Для Алексея Николаевича участие в крестном ходе — это и личная традиция (говорит, его дети успели на этом вырасти), и способ самореализации, и духовный заряд на весь год, и даже преодоление себя.

«Тем, кто присоединяется к Казанскому крестному ходу, приходится не только определенную духовную миссию выполнять, но в каком-то смысле бороться с собой, даже в физическом смысле, — говорит РП Алексей Реуцкий. — Путь из Ярославля начинают обычно человек около 100. До первого населенного пункта доходят 50–70. А обратно возвращаются, быть может, 10 из тех, кто начинал крестный ход».

Удивительного в этом ничего нет. Каждый день участники крестного хода преодолевают от 10 до 22 километров. В жару пешком — транспорт если и используется, то лишь тогда, когда без него вовсе не обойтись, например, на речных переправах. При этом идут-то люди не по тротуару, а по деревенским дорогам, заходят и в маленькие села, и в местные промпредприятия, и на фермы, в церквушки и исправительные колонии… Да еще с иконами в руках.

«Каждый год в крестный ход отправляются и несколько сестер из Казанского женского монастыря, — рассказывают РП в пресс-службе Ярославской епархии. — Бывать им приходится в таких населенных пунктах, где храма никогда не было и нет, где богослужения недоступны. Сестры беседуют с людьми, и они радуются и беседам этим, и тому, что можно своими глазами увидеть икону Божией Матери».

Присоединяются к Казанскому крестному ходу и совсем нерелигиозные люди. Алексей Реуцкий говорит, в этом году в Рыбинске, то есть уже на полпути крестного хода, число их достигло примерно 300 человек. И это были жители не только Ярославской области — специально на крестный ход приезжали и из Москвы, и с Украины. Кроме того, на крестном ходу можно увидеть и другие иконы. Осужденные исправительной колонии № 2 попросили взять написанные ими иконы Владимирской Божией Матери и святой Равноапостольной Ольги и пронести их с Казанской иконой.

Уйти достойно Далее в рубрике Уйти достойноПочему в России не хватает отделений паллиативной помощи

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»