Новости – Общество
Общество
Казанская икона Божией Матери: чудо, явленное из огня
Казанская икона Божией Матери. Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости
Как обрели, переписали и утратили икону, про которую говорили, что она «спасала страну»
21 июля, 2015 07:00
5 мин
21 июля Православная церковь празднует явление Казанской иконы Божией Матери. В истории этого образа были чудеса, похищения и не раскрытая до сих пор тайна.
Обретение
28 июня 1579 года в Казани свирепствовал пожар. Огонь шел от церкви святителя Николая Тульского к кремлю, а по пути как спички вспыхивали деревянные избы. Откуда начался пожар, была ли первая искра зажжена намеренно или же причиной стала случайность, доподлинно неизвестно. Выдвигалась версия, что пожар учинили татары-магометане в отместку за то, что русские взяли их город в 1552 году.
После того поражения казанский хан Едигер добровольно решил креститься. Его веру испытывал сам митрополит Московский: «Не от нужды ли пожелал крещения ты, хан?» «Истинно и с любовью желаю веровать во Христа!» — отвечал тот, и его крестили, а вслед за ним крестили и ханского сына Утемишь-Гирея.
Но то хан — не все татары были готовы принять новую веру вместе с ним. На окраинах Казани, в центре которой обосновались русские переселенцы, крепло магометанское подполье. И когда запылал построенный русскими кремль, эта окраина ликовала: «Грядет расплата за то, что хан сменил веру! Грядет возмездие христианам!» «Вера Христова, — записал летописец о тех днях страшного казанского пожара, — сделалась притчею и поруганием».
Огонь бушевал несколько дней, а потом утих. Вместе с другими погорельцами стал строить новый дом стрелец Даниил Онучин. И была у Даниила десятилетняя дочь — Матрона. И вот после пожара стала Матроне являться во сне Богородица и говорила: «Иди и скажи всем — архиепископу и воеводам, — что в земле лежит икона чудная».
Кто в Казани XVI века стал бы слушать десятилетнюю девочку? Никто. Люди восстанавливали город после пожара. Они отмахнулись от Матроны, как от назойливого комара. Тогда девочка призвала в помощь мать: взяв заступ, они стали копать там, где во сне указала Матроне Богородица.
«Начали копать понемногу: и все уже место вскопали, и ничего не нашли, — записал современник тех событий патриарх Гермоген. — Тогда девица взяла заступ, копнула на два локтя — и чудо! Явилась чудотворная икона. И вскоре бесчисленное множество благочестивого люда пришло. И все со слезами восклицали: "Владычица, спаси нас!"»
Так состоялось явление иконы Казанской Божией Матери.
Путь указующая
Икону, открывшуюся людям, патриарх Гермоген назвал «Одигитрией». Под этим словом, означающим в переводе с греческого «указующая путь», подразумевалась особая манера изображения Богоматери и младенца Иисуса. В иконах этого типа Христос является уже центром композиции — правой рукой он благословляет. Голова Богородицы наклонена к нему, свидетельствуя о явлении в мир Сына Божьего.
Полагают, что первую «Одигитрию» написал сам евангелист Лука, считающийся первым иконописцем. По жанровым характеристикам к «Одигитрии» ближе всего стоят иконы типа «Елеуса» (от греч. «милостивая»): они тоже изображают Богоматерь с младенцем Иисусом, но здесь ребенок прижимается щекой к щеке Богородицы.
Почти сразу о Казанской иконе пошла слава, как о чудотворной, сообщает Гермоген: при перенесении ее с места явления в храм исцелились двое слепых. После этого с иконы сделали список и отправили в Москву — царю Иоанну IV Грозному. Икона, как пишут поздние летописные источники, сыграла важную роль в преодолении Смутного времени. Считают, что с ее помощью удалось отбить у поляков Москву. В честь Казанской иконы Божией Матери князь Дмитрий Пожарский отстроил в столице церковь. Уничтоженная большевиками в 1936 году, она была затем воссоздана в первоначальном виде и стоит по сей день на пересечении Никольской улицы и Красной площади.
Почитание иконы на уровне всего государства официально началось в 1649 году по велению царя Алексея Михайловича. В поздние годы списки с чудотворного образа распространились по всей стране. Один из них был перенесен Петром Великим в строящийся Петербург, где позже, в 1811 году в честь этого образа построили кафедральный Казанский собор.
На месте обретения Казанской иконы возвели Богородицкий монастырь — икона, явленная в 1579 году девочке Матроне, до 1904 года хранилась здесь. В ночь на 29 июня 1904 года 28-летний крестьянин Варфоломей Чайкин пробрался в монастырь и похитил икону, и с этого дня ее судьба остается неизвестной. На суде крестьянин заявил, что продал драгоценный оклад образа, а саму икону порубил и сжег. Следствие, проведя экспертизу, сочло слова Чайкина правдой.
Однако нашлись и те, кто не верил в исчезновение чудотворного образа. По одной из версий, вор продал икону староообрядцам. Образа, написанные до раскола 1666 года, ценились староверами: они полагали, что традиции «истинной» иконописи после раскола были утеряны. Старообрядческие артели, которые ходили с одной земли на другую, были готовы платить большие деньги за подобные иконы, отмечал в конце XIX века Николай Лесков. Поэтому и в наше время немало остается тех, кто верит, что чудотворная икона Казанской Божией Матери до поры сокрыта в одной из старообрядческих молелен и ждет своего второго явления.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости