Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

На границе русской Вандеи

Дмитрий Шмарин. «Красные пришли. Расказачивание». Скриншот с сайта shmarin.ru

Несмотря на сотни принятых на федеральном уровне документов, казаки остаются последним репрессированным народом России
Николай Лысенко
15 июля, 2014 09:20
19 мин
Указ президента Российской Федерации от 2 апреля 2014 года о реабилитации репрессированных народов Крыма привлек общественное внимание к результатам реабилитации других народов СССР, пострадавших от репрессий в 1920—40-е годы. «Русская планета» вспоминает, как фактически проходил процесс реабилитации казаков в современной России.
Репрессии против казаков
В начале ХХ века этническое сообщество казаков Российской империи включало 11 казацких войск: Донское, Кубанское, Терское, Уральское, Астраханское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское. Сохранялись живые традиции казачества в Запорожье, на Полтавщине, в некоторых других областях Восточной Украины. Общая численность казаков России в этот период, по разным оценкам, составляла от 7 до 9 млн человек.
Антисоветский плакат, 1918 год. Источник: historydoc.edu.ru (http://historydoc.edu.ru)
Антисоветский плакат, 1918 год. Источник: historydoc.edu.ru
Казакам было свойственно прочно укорененное в народном менталитете собственно казацкое мировосприятие, особое уважение к праву родовой собственности на землю, почитание людей старшего возраста и офицеров, крайне настороженное отношение к революционным агитаторам из «москалей» и «кацапов».
Эти факторы делали народ казаков крепким орешком для Советской власти. Большевики не ошибались в своих выводах, когда считали, что при наличии жизнеспособного казацкого анклава внутри страны абсолютно монополизировать власть в захваченном ими государстве не получится. Уже в декабре 1917 года Ленин, выступая на заседании ВЦИК, заострил внимание собравшихся однопартийцев, что на казацком Дону «имеются все условия для возникновения русской Вандеи, находящейся в опасной близости от Москвы».
Дмитрий Шмарин. "Расказачивание" (http://shmarin.ru) / скриншот с сайта shmarin.ru
Дмитрий Шмарин. «Расказачивание». Скриншот с сайта shmarin.ru
На рубеже 1918—1919 годов видный функционер большевиков, член Донского облревкома Исаак Рейнгольд сформулировал кредо антиказацкой политики революционной власти. «Казаков, по крайней мере огромную их часть, — писал Рейнгольд, — надо рано или поздно уничтожить, просто истребить физически, <...> ни на минуту нельзя упускать из виду того обстоятельства, что мы имеем дело с воинственным народом, у которого каждая станица — вооруженный лагерь, каждый хутор — крепость».
Содержание аналитических умозаключений лидеров большевизма не расходилось с конкретными действиями. 8 апреля 1919 года Донбюро РКП(б) выпустило такую, например, директиву: «...Является насущной задачей вопрос о полном, быстром, решительном уничтожении казачества как особой экономической группы, разрушение его хозяйственных устоев, физическое уничтожение казачьего чиновничества и офицерства, вообще всех верхов казачества».
До революции 1917 года народ казаков был в России одним из самых зажиточных, бедность в казацких семьях считалась пороком, признаком «неказацкой жизни» главы семейства или родовым проклятьем. Именно поэтому одной из первоочередных задач Советской власти на землях Казацкого Присуда стало разграбление казаков — верный способ посеять в казацкой среде настроения обреченности и уныния.
В конце 1919 года красный командарм Филипп Миронов, сам по происхождению донской казак, был вынужден жаловаться во ВЦИК: «Казачье население стонет от насилий и надругательств. Нет хутора и станицы, которые не считали бы свои жертвы красного террора десятками и сотнями. Дон онемел от ужаса. <...> Восстания в казачьих областях повсеместно вызываются искусственно, чтобы под этим видом истребить казачество».
После разгрома белых армий большевики немедленно приступили к тотальной зачистке Юга России от казацкого населения. С Дона, Кубани и Терека выселялись целые станицы, а затем в зачищенные казацкие селения массами перевозились жители великорусских и украинских губерний.
Делегация казаков из Краснодара в зале заседаний учредительного съезда Всероссийского патриотического движения «Отчизна», 22 февраля 1992 года. Фото: Федосеев / РИА Новости
Делегация казаков из Краснодара в зале заседаний учредительного съезда Всероссийского патриотического движения «Отчизна», 22 февраля 1992 года. Фото: Федосеев / РИА Новости
На Кавказе Советская власть широко практиковала стравливание казаков с горскими народами. Особенно усердствовал здесь в уничтожении казачества известный большевик Серго Орджоникидзе. Только при одном эпизоде выселения казаков Сунженской линии из станиц Калиновской, Ермоловской, Самашкинской, Романовской, Михайловской и Асиновской из 75 тысяч казаков, преимущественно стариков, женщин и детей, было убито красноармейцами более 35 тысяч человек. Подобных примеров можно приводить множество.
По имеющимся статистическим данным к 1926 году на Дону оставалось не более 45% от дореволюционного казацкого населения, на Кубани — не более 60%, в других войсках — до 25%. Более всех пострадало Уральское казацкое войско, на территории которого оставалось к этому году не более 10—12% этнических казаков.
Жесточайшие репрессии против казаков продолжились и в период коллективизации 1928—1931 годов. Принудительные реквизиции зерна, обобществление земли, сельхозинвентаря и лошадей привели к чудовищному голоду, причем на самых доселе хлебородных землях страны. По усредненным подсчетам современных демографов, на Юге России и в Украине погибло в этот период не менее 10 млн человек. Хотя убыль собственно казацкого населения в этот период уже никто специально не считал, понятно, что из погибших от голода 10 млн человек весьма значительную часть составили этнические казаки.
«Казацкая карта» в колоде Бориса Ельцина
Массовость и активность казацкого движения на рубеже 1990-х годов, его первоначально широкая поддержка на Юге России не только этническими казаками, но и русскими людьми, определила заинтересованность властной элиты «ельцинского круга» в привлечении на свою сторону политических симпатий казаков. В Законе РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1991 года, подписанном тогдашним председателем Верховного Совета РСФСР Ельциным, провозглашалось право казаков на территориальную и политическую реабилитацию, а также на возмещение материального ущерба, причиненного репрессиями.
Забайкальские казаки в день официального перехода на государственную службу, 13 февраля 1997 года. Фото: ИТАР-ТАСС
Забайкальские казаки в день официального перехода на государственную службу, 13 февраля 1997 года. Фото: ИТАР-ТАСС
Важной особенностью этого документа о реабилитации было, хотя и завуалированное, но все же признание этнической субъектности казаков. Статья 2 этого Закона определяла народ казаков как «культурно-этническую общность людей», что, конечно же, являлось своего рода постсоветским эвфемизмом понятия «этнос». Современные пропагандистские слоганы о казаках как о «воинском сословии», «братстве людей воинского духа», равно как и прочие внеэтнические определения в тексте Закона «О реабилитации репрессированных народов» не употреблялись.
Вместе с тем очевидно, что этот Закон принимали в основном в пропагандистских целях. В нем полностью отсутствует хотя бы намек на механизм его реализации на практике. Фактическая реализация декларативных установок Закона от 26 апреля 1991 года становится возможной только в случае принятия дополнительных, адресованных конкретным министерствам и ведомствам подзаконных актов.
Две концепции реабилитации
Первыми документами такого рода стали Указ президента РФ от 1 июня 1992 года № 632 «О мерах по реализации Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества» и Постановление Верховного Совета РФ «О реабилитации казачества» от 16 июля 1992 года № 3321-1.
В концептуальном отношении эти подзаконные акты были совершенно разными.
Постановление Верховного Совета РФ исходило из прежнего признания казаков «культурно-этнической общностью», то есть самобытным народом, а потому признавало право казаков на создание общественных (то есть де-факто национальных) казацких объединений, равно как и право этих объединений на самоуправление и обладание общественными (войсковыми) землями. Логика Постановления ВС РФ «О реабилитации казачества» предопределяла дальнейший логичный ход реабилитации казаков — от разработки нормативно-законодательной базы к организационно-управленческим мероприятиям самих казацких общественных организаций при финансировании этих мероприятий из государственного бюджета.
Донской кадетский корпус, 18 мая 1997 года. Фото: Владимир Веленгурин / ИТАР-ТАСС
Донской кадетский корпус, 18 мая 1997 года. Фото: Владимир Веленгурин / ИТАР-ТАСС
Указ президента РФ Бориса Ельцина № 632 был построен на совершенно иных основаниях. Культурно-этническая статусность казаков, по логике неотменяемая, постоянная и принадлежащая конкретному человеку по факту рождения от родителей-казаков, была заменена в Указе статусом госслужащего. Понятно, что статус госслужащего есть категория временная, подчеркнуто внеэтническая, а следовательно, могущая быть присвоенной государственным распоряжением человеку любой национальности. Так на рубеже 1990-х годов были созданы условия для появления презираемых общественностью «ряженных казачков».
Указ Ельцина № 632 от 15 июня 1992 года стал первым, но, к сожалению, не последним документом, обозначившим постепенный отход российского государства от реабилитации казаков как конкретного, самобытного народа. Соответственно, изменилась и официальная риторика государственных документов. Из них полностью исчезло определение казаков как «исторически сложившейся культурно-этнической общности людей». Одновременно в документах, а также в статьях и выступлениях чиновников появился весьма неясный термин «возрождение казачества», который каждое заинтересованное лицо могло трактовать по-своему.
В практическом плане Указ № 632 узаконил право государства назначать «в казаки» только тех граждан, которые были членами так называемых реестровых казачьих обществ, зарегистрированных специальными постановлениями государственной власти РФ. Тем самым российское государство попыталось достичь в отношении казацкого этносоциума, по-видимому, тех же целей, которые впервые в истории были актуализированы в Речи Посполитой в 1572 году.
Грамота польского короля Сигизмунда II Августа от 5 июня 1572 года провозглашала набор трехсот так называемых реестровых казаков на государственную службу. Основной целью этого указа была возможность внесения раскола в среду казачества путем покупки лояльности его ярких представителей за «добрую господарскую мзду». Первоначально набирали в польский реестр, главным образом, тоже «ряженных», то есть тех людей, которые не могли отождествлять свои личные интересы с интересами этнического казачества: зажиточных крестьян (хлопов) королевских имений, а также мелких украинских шляхтичей, склонных к пропольскому коллаборационизму. После организации реестрового войска Речь Посполитая стала признавать казаком только того, кто был вписан в королевский реестр. За всеми другими польские власти не признавали не только казацких прав, но и самого названия «казак».
Реабилитация реестра
В середине девяностых годов идеология разделения российского казачества на общественное (де-факто не признаваемое властью как этносоциальный партнер) и реестровое (фактически являющееся структурой государственной профессиональной службы) получила дальнейшее законодательное оформление.
В августе 1995 года за № 835 был издан Указ президента РФ «О государственном реестре казачьих обществ в РФ», который утвердил в качестве основного нормативного документа «Временное положение о государственном реестре казачьих обществ в РФ». Затем 16 апреля 1996 года в один день было утверждено подписью президента РФ Б. Ельцина сразу три указа. Указ № 562 — «Положение о Главном управлении казачьих войск при Президенте РФ» (впоследствии отмененный). Указ № 563 — «Положение о привлечении членов казачьих обществ к государственной и иной службе». А также Указ № 564, которым устанавливались льготы, предоставляемые казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной службы.
Владимир Путин на встрече с атаманами войсковых казачьих обществ в станице Вешенская, 25 мая 2005 года. Фото: Сергей Жуков / ИТАР-ТАСС
Профессиональные эксперты невысоко оценивают реальную социальную и экономическую эффективность всех принятых в 90-х годах законодательных и правоприменительных актов в отношении казачества. Казачий генерал, атаман Оренбургского войскового казачьего общества в 1998-2010 годах Владимир Глуховский в своем специализированном докладе подверг критике государственную политику РФ по реабилитации казаков. «Созданием нормативной базы по развитию только реестрового казачества России, — пишет атаман Глуховский, — был фактически реализован план по созданию суррогатного "казачества" — своего рода аналог общероссийского ЧОПа, имеющего весьма мало общего с подлинным казачьим народом».
Эту оценку разделяет российский политолог Фаиль Ибятов. В статье «О казачестве без пристрастий и мифов» он негативно оценивает результат замещения в законодательстве России критерия этничности казаков на социальный критерий профессионального исполнения госслужбы в Реестре. «Ни к чему хорошему для династии Романовых, — указывает политолог, — решение о подмене этнического статуса казаков сословным не привело. Ныне на те же грабли наступает актуальная администрация Российской Федерации. При проведении антитеррористических операций в Чечне у убитых боевиков нередко находили удостоверения "чеченских казаков", выданные в Грозном».
Круговорот реабилитационного законотворчества
Целесообразность укрепления социальных и политических позиций казачества в недавнее время нашла формальную поддержку на высшем уровне российской государственной власти. К проблеме реабилитации казаков обратился президент России Владимир Путин в статье «Быть сильными: гарантия национальной безопасности для России». «После революции 1917 года казачество было подвергнуто жесточайшим репрессиям, — подчеркнул президент, — по сути — геноциду. Однако казачество выжило, сохранив свою культуру и традиции. И задача государства — всячески помогать казакам».
Владимир Путин уже не в первый раз обращается к проблематике «возрождения казачества». Осенью 2005 года генерал Геннадий Трошев организовал встречу войсковых атаманов с Путиным. По результатам состоявшегося обсуждения проблем президент России выступил с законодательной инициативой по принятию Закона РФ «О государственной службе казачества». Закон был разработан в кратчайшее время и вступил в силу 5 декабря 2005 года. К существенным изменениям в этнокультурном, управленческом и социально-экономическом аспектах реабилитации народа казаков данный документ, к сожалению, не привел.
Очередная вспышка надежд народа казаков на фактическую, а не декларативную реабилитацию появилась в связи с утверждением 3 июля 2008 года очень долго готовившейся «Концепции государственной политики в отношении российского казачества». Энтузиазм в казацкой среде был упрочен также созданием в январе 2009 года Совета при президенте РФ по делам казачества.
Эти два события инициировали невиданную доселе активность чиновников. Председатель Совета по делам казачества в короткий срок сформировал состав данного совещательного органа. К участию в Совете были привлечены представители всех профильных министерств, а также координаторы от региональных властей юга России. Русская православная церковь назначила в Совет своего куратора — митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла. В настоящее время состав Совета, включая откомандированных к участию в нем координаторов от министерств, в количественном отношении превышает 200 человек. Правда, в составе Совета по делам казачества практически не оказалось этнических казаков.
Работа этого совещательного органа в настоящее время не слишком эффективна. Новые нормативные акты, появившиеся в период 2009—2013 годов по инициативе Совета по делам казачества, фактически дублируют или в лучшем случае непринципиально дополняют ранее существовавшие документы. Все они в итоге оказываются малоэффективными, поскольку в большинстве случаев не имеют целевого финансирования и не направлены на развитие реальной социальной инфраструктуры и хозяйственной деятельности казацких обществ.
Митинг в Ростове-на-Дону в поддержку политики действующего президента Владимира Путина, 31 октября 2007 года. Фото: Сергей Венявский / РИА Новости
Митинг в Ростове-на-Дону в поддержку Владимира Путина, 31 октября 2007 года. Фото: Сергей Венявский / РИА Новости
В итоге, на сегодняшний день казаки являются единственным из репрессированных народов России, в отношении реабилитации которого разработана целая система нормативной документации. За двадцать лет только на федеральном уровне принято два закона, две концепции государственной политики в отношении казачества, одна федеральная целевая программа, одна региональная программа и около двух сотен указов президента РФ и постановлений правительства.
Явная избыточность законодательной базы не продвигает вперед, к сожалению, реальную реабилитацию казацкого народа в важнейших аспектах. Реабилитация других народов России, например чеченцев, ингушей и калмыков, осуществленная при минимуме законодательных решений в 1950—60-х годах прошлого века, выглядит совершенно иначе. Реабилитация этих народов шла не по пути выпуска многостраничных, благопожелательных законов, а по пути реального признания государством их этнического статуса. Этим народам было предоставлено право на формирование автономных республиканских структур в составе России, а также возможности для самостоятельного формирования планов своего национально-регионального развития. При наличии этих базовых условий, экономическая, этнокультурная и даже демографическая реабилитация народов, как показывает мировая и российская практика, происходит как бы сама собой — последовательно и планомерно.
Автор — доктор исторических наук, директор Центра исследований Кавказа и Востока Европейского института JUSTO
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ