Казаки — не татары
Казаки во время первой мировой войны, 1914-1915 годы. Источник: Библиотека конгресса США

Казаки во время первой мировой войны, 1914-1915 годы. Источник: Библиотека конгресса США

«Татары» — это социально-сегрегативный термин, насильственно введенный в социально-политический оборот монголами

Миф о татарских этногенетических корнях казаков, который активно создавался в 1990-е годы, является умозрительной конструкцией. В основе так называемых доказательств «татарскости» казаков лежат в основном авторские домыслы, а подчас — этнические амбиции некоторых популяризаторов истории.

Найти десять отличий казаков от русских

Масштабные структурные перемены начала 90-х годов дали новый толчок в сфере осмысления самобытности собственного национального пути для многих народов бывшего СССР. Это коснулось и этнических казаков, фрагментарно расселенных после периода жесточайших репрессий 1920–1930-х годов среди русского населения юга России.

Тревога казаков о сохранении хотя бы некоторых существенных элементов былого национального базиса вызвала потребность подчеркнуть особый этногенетический фундамент казацкого народа, засвидетельствовать существенные отличия казацкого менталитета, традиций и культуры. Этой потребностью с успехом воспользовались некоторые литераторы и популяризаторы истории, зачастую совсем не казацкого происхождения.

Уральский казак, 1867 год. Источник: Библиотека конгресса США

Уральский казак, 1867 год. Источник: Библиотека конгресса США

В середине 90-х появляется значительное число историко-популярных произведений, в которых с невероятной степенью уверенности (при минимальном числе аргументов) утверждается, что казаки — это православные потомки огузов, печенегов, половцев, ногайцев и прочих народов, причем все эти народы, включая казаков, именуются отчего-то татарами.

Известный популяризатор идеи о «татарскости» казаков писатель Борис Алмазов в книге «Военная история казачества» утверждает, что донские казаки, участвовавшие во взятии Казани в 1552 году, были «православными служилыми татарами (татарлар-кряшен)». Автора отчего-то не смущает явное противоречие вывода о казацких «татарлар-кряшен» информации русского хронографа, которую он сам же чуть ниже приводит в своей книге. «Когда донцы сведали, — указывает хронограф, — что московский царь Иван Васильевич ведет уже семь лет с татарами войну и желал от них взять Казань, то, в рассуждении держимой с ним веры греческого исповедания, вознамерились во взятии оного города помочь его величеству».

Очевидно, что здесь четко противопоставляются донцы-казаки и собственно казанские татары, но отсутствует пусть даже косвенный намек на то, что донцы — это «татарлар-кряшен».

В книгах и статьях некоторых популяризаторов истории «татарскость» народов приобретает подчас свойства чуть ли не всемирного этнокультурного феномена. Эти авторы непринужденно называют татарами почти все древние и современные народы Евразии, начиная от скифов и заканчивая этническими евреями. Понятно, что при такой широкой этногенетической палитре и для казаков в «татарскости» всегда найдется место.

В недавней книге казанского профессора Фатиха Сибагатуллина «Татары и евреи» основное место отведено, разумеется, системе рассуждений, что казанские татары и евреи — это народы, невероятно близкие друг другу по прошлой истории и этничности. Но даже здесь специально подчеркивается, что «казаки — это татарская конница», что все казаки «были родом татарами». Далее автор всерьез декларирует, что до сегодняшнего дня сохранились только «этнически "чистые" татары-казаки, не ассимилировавшиеся с русскими, — например, нагайбаки».

Николай Пржевальский. Фото: РИА Новости

Николай Пржевальский. Фото: РИА «Новости»

Но далеко не все исследователи и историки-дилетанты из Татарстана прибегают к подобным, мягко говоря, малодоказательным обобщениям. Так, известный татарский историк и политолог Фаиль Ибятов в своей концептуальной статье «О казачестве без пристрастий и мифов» оценивает этногенетическую «татарскость» казаков совершенно иначе. «Влияние тюркского фактора в начальном этногенезе казаков явно преувеличено обывательским мнением, в котором партию "первой скрипки" играют, как ни странно, некоторые казачьи идеологи, тщательно пытающиеся найти "10 отличий" казаков от русских», — пишет татарский историк.

Подробно разбирая в указанной статье аргументацию сторонников татарского происхождения казаков, Ибятов отмечает, что тюркское (следовательно, и татарское) влияние на казаков исчерпывается, по существу, названием и формой некоторых видов традиционной казацкой одежды, а также небольшими лингвистическими заимствованиями. Эти сравнительно поздние элементы культуры пришли в казачество в ХIV–XVI веках вместе с тюркскими (татарскими, турецкими и ногайскими) женщинами, которые регулярно привозились казаками из военных походов.

Казацкие «татары», произошедшие от татар, которых не было

Этноним «татары» открывает путь в лабиринт древних этнолингвистических традиций и косвенно связанных с ними самых современных, часто спекулятивных, идеологем.

Известный русский исследователь Центральной Азии Николай Пржевальский писал: «Ко мне прибыли четыре татарина-калмыка, а с ними восемь верблюдов, с которыми мы, к счастью, могли продолжить путь». Какую красивую легенду о том, что калмыки — это настоящие татары, можно было бы сложить, опираясь на непререкаемый научный авторитет Пржевальского. Если только не знать точно, что этнические калмыки не являются татарами ни по языку (монгольская группа), ни по вере (буддизм), ни по генетическому коду (потомки ойрат-монголов).

Отчего же Пржевальский называл своих калмыцких спутников татарами? Видимо, просто потому, что в дореволюционной русской традиции татарами традиционно именовались вообще все неславянские народы Русской Азии. В известной книге А.А.Черкасова «Записки охотника Восточной Сибири», которая была впервые опубликована в конце ХIХ века, татарами неоднократно называются эвенки и орочи — народы тунгусо-маньчжурской группы, не имеющие к современным поволжским татарам ни малейшего отношения.

Вплоть до начала ХХ века термин «татары» применялся весьма широко, а его конкретная этнонимичность по отношению к поволжским татарам является предметом исторических исследований до сих пор. Например, известный казанский ученый А.Х. Халиков в своей книге «Кто мы — булгары или татары?» пытается всерьез разобраться: насколько применим этноним «татары» к современному тюркоязычному населению Татарстана, генетически восходящему к финно-угорским булгарам.

Битва при Легнице, одна из битв западного похода монголов 1236—1242 годов. Источник: The J. Paul Getty Museum

Битва при Легнице, одна из битв западного похода монголов 1236—1242 годов. Источник: The J. Paul Getty Museum

Большинство современных этнологов склоняются к мнению, что этноним «татары» вплоть до периода советского нациостроительства имел только обобщающий смысл и не указывал на конкретную этничность. Возник же этот термин в результате процесса социогенеза, запущенного в регионах Приуралья и Поволжья нашествием монголов Чингисхана и Батыя.

Монголы впервые применили этноним «татары» для отделения народов «белой кости» (племена ойрат-монголов и халха-монголов) от народов «черной кости», — то есть от покоренных, в основном тюркоязычных племен, стоящих в социальном отношении существенно ниже соплеменников Чингисхана.

В 1236 году венгерский монах Юлиан, воочию наблюдавший практику «этнических чисток» монголов Чингисхана, подробно описал, как это происходило. «Во всех завоеванных царствах монголы без промедления убивают князей и вельмож, которые внушают опасения, что когда-нибудь смогут оказать какое-либо сопротивление. Годных для битвы воинов и поселян они, вооруживши, посылают против воли в бой впереди себя. Других же поселян, менее склонных к бою, оставляют для обработки земли, а жен, дочерей и родственниц тех людей, кого погнали в бой, делят между оставленными для обработки земли и обязывают тех людей впредь именоваться татарами», — писал он.

Описание Юлиана находит подтверждение в записях фламандского монаха Гийома де Рубрука, который в 1252 году был отправлен королем Франции в качестве посла в ставку хана Батыя. «Рядом с монголами были бедняки, по имени татары», — пояснял он в своей книге.

Аналогичные сведения приводит мусульманский энциклопедист Рашид ад-Дин в своих наблюдениях второй половины ХIII века.

Таким образом, наименование «татары» впервые появляется в Восточной Европе вместе с войсками Чингисхана и первоначально является не этнонимом (то есть названием конкретного народа), а соционимом — наименованием социального слоя людей, сложившегося из представителей разных кочевых народов. В хронологическом смысле появление наименования «татары» никак не совпадает с процессом раннего этногенеза (возникновением) народа казаков, который состоялся примерно за два века до прихода монголов.

«Черные клобуки еже зовомые Черкасы»

Николай Карамзин на страницах своей «Истории государства Российского» специально отметил глубокую древность этничности народа казаков. «Откуда произошло казачество, точно не известно, — писал историк, — но оно во всяком случае древнее Батыева нашествия в 1237 году. Рыцари эти жили общинами, не признавая над собой власти ни поляков, ни русских, ни татар».

«Табор запорожцев» Юзефа Брандта

«Табор запорожцев» Юзефа Брандта

Казаки раннего периода своей этнической истории никогда не именовались в древних летописях татарами. Их именовали черными клобуками (от смушковой черной казацкой папахи) или черкасами. В Московском летописном своде ХV века под 1152 годом читаем: «Все Черные Клобуки еже зовомые Черкасы».

Черные клобуки в этническом аспекте были близки, вероятно, с древними русами, которые, по свидетельствам новейших исследований, имели алано-славянское происхождение. Только в этом смысле можно истолковать указание персидского энциклопедиста ХIII века Рашида ад-Дина о том, что «царевичи Бату с братьями Кадан, Бури и Бучек направились походом в страну русов и народа черных шапок».

Посол германского императора в Московии в 1517 и 1526 годах Сигизмунд Герберштейн утверждает в своей книге, что территориально прародина казаков находилась в горах Западного Кавказа. Его характеристика казаков абсолютно точно соответствует позднейшим описаниям быта запорожцев. «Этот народ, надеясь на защиту своих гор, не оказывает послушания ни туркам, ни татарам, — пишет Герберштейн. — Московиты утверждают, что это христиане, что они живут по своим обычаям, а службу церковную отправляют на славянском языке, которым главным образом и пользуются. Они по большей части смелые пираты. Спускаясь в море по рекам, которые текут с их гор, они грабят кого попало, а особенно купцов, плывущих из Кафы в Константинополь».

Таким образом, соционим «татары» для эпохи Средневековья, а тем более для позднейших периодов истории, никак не может быть сопоставлен в контексте этнической культуры и генетики с понятием «казаки». «Татары» — это первоначально социально-сегрегативный термин, насильственно введенный в социально-политический оборот монголами. Существенно позднее, в середине ХVI века, этот термин стал приобретать конкретное этническое содержание для некоторых тюркских этносов Степи, которые не имели генетической общности с казаками.

Этническое самоназвание «казаки» пережило совершенно другую, прямо противоположную эволюцию. Обозначая уже на рубеже ХIV века вполне сформировавшийся казацкий этнос, термин «казаки» в дальнейшем искусственно социологизируется, поскольку с ХVII века усилиями административной машины Российской империи в него принудительно начинают вкладывать сословный смысл.

«Казаки произошли от казаков»

Этот хрестоматийный даже для современного казачества принцип, блистательно озвученный Михаилом Шолоховым в романе «Тихий Дон», имеет на самом деле очень древнюю этногенетическую основу. Татарский историк и политолог Фаиль Ибятов, мнение которого о причинах спекулятивного поиска «татарскости» казаков приводилось выше, считает, что в «исконном, запорожском казачестве гораздо явственнее, чем тюркский, просматривается скифо-аланский генетический след».

Фрагменет картины «Запорожский казак» Владимира Маковского

Фрагменет картины «Запорожский казак» Владимира Маковского

Не от тюрок, а от скифов и алан, как детально обосновывает свое мнение исследователь, происходят специфические, онтологически базисные черты образа жизни запорожских и донских казаков. Походные кибитки казаков — это почти точная копия скифских и сармато-аланских кибиток. Строительные планы древних казацких домов-куреней и расположение куреней в казацких крепостицах (гуляй-городках) детально похожи на аналогичные аланские образцы. Знаменитые кольцевые серьги в ушах казаков-мужчин — точная копия древнейшей, еще рубежа I–II века нашей эры, аланской мужской серьги. Запорожская мужская прическа — оселец — детально повторяет прическу взрослых аланских дружинников. Даже этимология слова оселец происходит, вероятно, от этнонима ос (ас) — древнейшего самоназвания алан.

В статье «О казачестве без пристрастий и мифов» Ибятов специально подчеркивает, что система дружинной демократии казаков — это точный слепок с военно-демократической организации аланских дружин. «Тюркские воинские дружины функционировали на совершенно иных, родовых принципах», — констатирует исследователь.

Анализируя похоронную обрядность казаков, он приходит к выводу об уникальности казацкой традиции. Казацкий ритуальный обряд не имеет аналога ни в древней, ни в современной обрядности татар. «В соответствии с традиционной обрядностью могилы казаков всегда делались как у сарматов и алан, с так называемым "подбоем": основной шурф могилы переходил в глубокую боковую нишу, куда и ставился гроб», — пишет Ибятов.

При проводах казака в последний путь за гробом шел не священник с кадилом, как в великорусских областях России, а боевой конь под черным чепраком, с притороченным к седлу любимым оружием усопшего. Мотивы этой традиции, отмечает исследователь, уходят в скифскую древность, а из современных народов России рудименты этого обычая сохранились только у горных осетин, которые, как и казаки, являются этногенетическими наследниками скифов и алан.

По мнению большинства современных исследователей, именно запорожская, то есть в своих этнокультурных основах скифо-аланская традиция сформировала историческое казачество, создала этнокультурный базис социального бытия народа казаков. Не случайно Запорожская Сечь стала для всех генетических потомков казаков, включая философа Григория Сковороду и писателя Николая Гоголя, легендарным идеалом — трогательным, поэтическим воспоминанием о «золотом веке козацьтва».

Нагайбаки, мишары и башкиры в казацком строю

В ноябре 1708 года войска Российской империи под командованием известного авантюриста Меньшикова захватили городок Батурин, гетманскую столицу Войска Запорожского. Здесь солдатами была учинена страшная резня, о которой историк Николай Костомаров писал как о «самом варварском истреблении». Следом столь же варварски была уничтожена войсками Петра I и сама Запорожская Сечь.

Казачья семья по дороге в церковь. Источник: Библиотека конгресса США

Казачья семья по дороге в церковь. Источник: Библиотека конгресса США

В течение двух лет, вплоть до 1709 года, против политики имперского закабаления сражались донские казаки атамана Кондратия Булавина. После подавления восстания «булавинцев» Петр I принял решение «извести казаков» более тонким методом. Решено было заменить в этносоциальной практике Российской империи казацкую этничность на казацкую социальную принадлежность, то есть превратить народ казаков в воинское сословие. Так в практике русских администраторов появилось понятие «приписной казак», то есть человек заведомо неказацкого происхождения, поверстанный в казаки через прохождение определенной процедуры.

Великорусских людей имперские администраторы верстали в казаки с явной неохотой: сделать хорошего кавалериста из вчерашнего пахаря-крестьянина было невозможно, но зато вольнолюбивого духа от славянина-казака славянин-великорус мог набраться быстро. Поэтому верстались в основном представители тюркских этносов: мишаре (татары), башкиры и нагайбаки (малочисленные крещеные ногайцы).

Практика размывания этнических казаков-славян путем массового вливания в их среду приписных казаков особенно широко применялась при преемниках Петра I. Так, в Оренбургское казачье войско все тюркоязычные приписные казаки попадали сугубо административным путем: еще в 1798 году указом императора Павла I некоторую часть башкир и мишарей (татар) перевели в казачье сословие с образованием 11 башкирских и пяти мишарских кантонов.

Тогда же, видимо, в приписные казаки поверстали и нагайбаков. Известно, что в 1842 году именно нагайбаки формировали списочный состав приписных казаков третьего и пятого кантонов Оренбургского казачьего войска.

После эпохи Петра I казаки с точки зрения дореволюционного законодательства Российской империи — это не народ, а особое воинское сословие, имевшее привилегии за несение обязательной военной службы. Такая, нарочито оторванная от этнических реалий России, законодательная установка приживалась в социальной и военной практике с большим трудом. Социальные интересы и культурные традиции приписного казачества резко расходились с таковыми у этнических казаков-славян, подчас провоцируя межнациональные конфликты.

Казаки на марше, 1917 год. Источник: Библиотека конгресса США

Казаки на марше, 1917 год. Источник: Библиотека конгресса США

Российский политолог Ф. Садигов, рассматривая в одной из своих статей проблему государственного «оказачивания» тюркских народов, очень невысоко оценивает практические этносоциальные результаты этого процесса. «Как во времена Российской империи, так и в наши дни нагайбак на вопрос о своей национальности никогда не сказал бы, что он — казак, а ответил бы, что его народ вообще-то — нагайбэклэр, то есть нагайбаки. Полагаю, ясно, как ответили бы на этот же вопрос башкир с татарином. В отличие от них, ответ казака-славянина на вопрос о его этничности был бы однозначным: казак», — подчеркивает он.

С периода раннего Средневековья и вплоть до рубежа ХХ века замкнутое этносоциальное сообщество казаков-славян обладало очень развитой этнической спецификой. В жесткое, предельно военизированное, основанное на примате древних мужских традиций казацкое общество невозможно было добровольно вовлечь значительное число приписных казаков. Этих людей зачисляли в казаки всегда административным путем, а зачастую и против воли. Понятно, что на их этническом менталитете, обычаях и национальном самосознании принадлежность к так называемому казачьему сословию практически не сказывалась.

С другой стороны, этнокультурная специфичность казаков, сформировавшихся на исторической традиции и этническом базисе Запорожской Сечи и Войска Донского, позволяла им в реалиях Российской империи ощущать себя своего рода «государством в государстве» — непризнанным, но оттого еще более сильным внутренними скрепами самобытным народом. Двухвековая политика целенаправленного размывания древней казацкой этничности, которую проводили имперские администраторы путем навязывания казакам чуждых им «сословности», «дворянства», «приписного казачества», оказалась в конечном счете малоэффективной.

Автор — доктор исторических наук

Комментарии

03 июля 2014, 12:06
Тут без пол литра не разберешься) Казаки прошлого, это наш облегченный вариант викингов, жили сами по себе, грабили негодяев, жили по своим законам, любили волю, окончательно растворились в 50-е годы двадцатого века
04 июля 2014, 10:51
Я бы не сказал что жили сами по себе,сколько раз они присягали царю,сколько жизней положили за власть. Когда люди сами по себе они отчаянно не отдают свою жизнь за царя,люди сами по себе отдают жизнь только за свою семью и свою честь.
10 июля 2014, 08:44
Присягали, не присягали... фактически казаки вошли в состав России почти на 100 лет позже казанских татар, а до того посылали царских послов по известному адресу "не повелось служить за крестное целование". А вот как считать ежегодные "посылки" на Дон денег, сукна и ружейного зелья - дань или еще что - вопрос. А вот что без вопросов - Романовых посадили на престол именно казаки (возмущенные вопли не принимаю - читайте историю). Хотя частично могу согласиться - запорожцы, реально, - баламуты, они реально, то присягали, то кидали...
09 июля 2014, 23:03
Уважаемый доктор хорошо пишет, но, к сожалению, не всё, что знает. Заметна работа редактора или саморедакция, поэтому несколько сумбурно. Но в целом полезная статья.
03 июля 2014, 12:12
Отличная статья, полностью поддерживаю! Естественно казаки - ни какие не потомки татар! Это вольные народы низовий Дуная, Днепра, Дона, Волги и Урала! В зависимости от места проживания их предками в той или иной степени были этруски, сарматы, скифы, и древние русичи.
дружище ну какие в баню этруски, ну ты хоть почитай кто это такие
04 июля 2014, 11:47
Генетически казаки ближе к западным славянам, много в языке готских слов и латыни.... http://forum.kazarla.ru/topic/3499-razgovornik-gutara-tolkovnik/
10 июля 2014, 09:45
Угу, "заблудившиеся остготы" (кажись, Гебельс али Рибентроп).

"казаки от казаков ведутся"))
03 июля 2014, 12:50
Действительно, интересная и очень правильная статья. Я, будучи этнической татаркой, не раз уже сталкивалась с мнением, что казаки имеют татарские корни, что они тоже татары. И с этим в принципе не согласна. Во-первых, те, кого сегодня называют татарами - прежде всего потомки Волжских булгар, т.е. мы - булгары. В нашей национальной культуре и устном народном творчестве четко отражен оседлый образ жизни наших предков. Мы - не лихие кочевники-разбойники и не были ими, татары любят землю, земледелие - основа нашей жизни (кстати, этим мы скорее похожи на русских, а не казаков). Так что, автор статьи прав: казаки - не татары, как и татары - не казаки. В нас нет столько жестокости, бесшабашности, склонности к войне - мы вполне мирные, скромные и спокойные люди. Короче говоря, ментальность у нас абсолютно разная. Мне кажется, лучше всего казаков можно понять, читая Гоголя и Шолохова, а чтобы иметь представление о татарах - почитайте Тукая, Еники, М. Хасанова, да любых татарских авторов. Все станет ясно.
05 июля 2014, 11:23
Если казаки и имеют татарские корни, то не в большей мере, чем нынешние русские. Вот говорят, мол в каждом русском сидит татарин... А я скажу - и в каждом татарине сидит русский! Сколько там сотен лет живём бок о бок? Взаимное-то влияние - во всём, только где-то сильнее, а где-то слабее.
05 июля 2014, 19:57
Странная вы татарка, которая не татарка.
Вот я татарин и не отрицаю никаких своих предков - ни лихих кочевников, ни земледельцев, ни рыбаков.
Татары - это татары - суть правящий класс великого Улуса Джучи, или как его называли русские, "Золотой орды".
А волжские булгары были уничтожены и изгнаны из своей страны ещё монголами (примерные оценки - до 80%). Остатки булгар, в основном жители городов Улуса Джучи, почти полностью вымерли уже в 14 веке после страшной эпидемии чумы, опустошившей города Поволжья. Эта чума и стала предосновой падения нашего великого государства.
10 июля 2014, 15:52
Ох, Ablay, ну конечноже, когда-то татары (точнее, их предки) были кочевниками - как и все другие народы. Вот только когда это было?
12 июля 2014, 20:41
если что то не понятно надо вернуться туда где было все понятно.., почему все оперируют последним христианским тысячилетием..? всю жизнь татары жили и живут на земле которач называлась великой тартарией.., это один из сильнейших славянских родов во главе которого был дан отпор крестоносцам насильственно проводящим огнем и мечом христианизацию славянских родов (россении) или руских княжеств.. Татары поклонялись славянским богам Тарху и Таре - отсюда и тартария и татары.. они можно сказать единственные которые сохранили до сих пор свои традиции и почитали предков своих родовых.. остальные славянские роды превратились в рускую нацию, не имеющую своих родовых корней в результате христианизации и идеологической обрабатке.. как ни печально но это факт.. оторвались от своих корней, своих богов и продолжают деградировать.. термин нация был введен только в прошлом столетии .., раньше в метриках была принадлежность к Роду.. что касается казаков то при каждом княжестве был гетман командующий войсками (гетами), так что казаки это военизированая основа того или другого рода... нет такого рода и не найдете не ищите.. это войска охраняющие границы намеченых рубежей.. а так как с севера родам ничего не угрожало они концентрировались и проживали по южным рубежам ассимилируясь со своими противниками.. тут не надо ничего придумывать - это факты бытия славян..
12 июля 2014, 21:27
Вернись к корням своим и ты познаешь мир богов и предков своих.. ( бог Рамхат..)
10 июля 2016, 20:15
"Татары поклонялись славянским богам Тарху и Таре" и "остальные славянские роды превратились в рускую нацию" - Это уже черезчур слишком . переходит все границы .
17 июля 2014, 19:35
1. Казак - Казах , с тюркского вольный человек, но это не один и тот же народ, как кто-то тут считает 2. Казаки это потомки крещенных еще Византией тюркского племенного союза торков, берендеев, половцев, печенегов, западных булгар (тюрков которые пришли еще с Атиллой) (Болгары которые завоевав славян, попали под их ассимиляцию и стали славянами, восточные же в итоге татарами), скифо-сарматского и черкесского элемента, а так же много численных славян-русских беглецов, бежавших на пороги Днепра от княжеской воли и позже от монгольского истребления Киевской руси. 3. Тартария от греческого Тартар -ад (неизвестность), с неизведанных земель приходили кочевники, которых называли Бичом божим 4. Булгары-это современные потомки отюреченных финно-угорских племен, живших в великом множестве на территории северной евразии, где кочевников практически не было, потому как там леса и нет пастбищ их нынешние потомки Венгры (Мадьяры), которые восприняли от тюрков кочевнический образ жизни, Финны, Коми, Ханты, Манси,Мордва, Марийцы, Мурома с Карелы. С запада многие племена ассимилировали Русские, а с востока отюречели Булгары которых потом захватила очередная волна кочевников-монголов, точнее разных племен во главе с монголами, но по греческой традиции их также называли Тартарами, буквы Р естественно выкинули, чтоб попроще было говорить 5. Казаки после 300 лет отрыва от русского мира жили- варились в своем котле, поэтому часто выступали наемной армией, то у турков, то у поляков, пока их окончательно не подчинила Речь Посполитая, кстати, на многих европейских гербах отрубленные головы казаков, потому как их турки часто использовали как карателей, для подавления бунтов в своих владениях и в войнами с европейскими монархиями 5. История это не "Из торы" , а (др.-греч. ἱστορία[⇨]) — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и так далее) в прошлом. 7. Историю, археологию, лингвистику надо хоть немного знать, чтоб не нести чушь !


10 июля 2016, 20:53
"Мы - не лихие кочевники-разбойники" . "В нас нет столько жестокости, бесшабашности, склонности к войне". У вас нет даже приблизительного представления о тех годах . Вы думаете люди тогда жили честно , гуманно, и романтично )??? Люди тогда везде жили по волчьим законам , и повесить и казнить кого то было обычным делом . Тем более без жестокости невозможно было столько земель контролировать и удержать . Все народы , и русские, и татары жили и выживали так . Представьте себе , Они не читали книг и газет , не смотрели ТВ , не обменялись фотками через Ватсап, а почти всегда работали , дрались и воевали . Хорош романтизировать. .
И потом - "похожи на русских " - что это за чушь ??? Вы унижаете татар .Русские никогда не любили работать , потому и старались завоёвывать больше земель, чтоб им дань платили.. Вы если когда будете ехать из Москвы в Казань , посмотрите на деревни возле дорог . Если где то увидите аккуратные , ухоженные дома , вам скажут , что это татарские деревни . Нечего подлизыватся от имени татар .
03 июля 2014, 15:06
Волжские булгары были обозваны татарами.Это великая историческая несправедливость-целый народ столько веков живет с кличкой татары.Также волжские булгары не имеют финно-угорских корней.Финно угорские племена были под протекторатом волжской булгарии но после захвата грозным казани перешли под протекторат москвы.
04 июля 2014, 11:40
Осколки Великой Булгарии это на Кавказе Балкарцы, Болгары ославяненые Византийцами в 9 веке...Кстати Болгары не считают себя славянами...
05 июля 2014, 19:44
"Обозваны татарами"???
Если конкретно вы не татарин, то и не надо так себя "обзывать" - называйтесь булгарами или как-нибудь ещё.
Современные татары к булгарам имеют опосредованное отношение, разве что живут на этой же территории и действительно имеют в предках некоторое количество ассимилированных булгар. Причём генетика булгар отнюдь не доминирует в генетике татар.
За последние 500лет масса исламизированных финно-угров вошли в состав татарского народа, впрочем так же, как и ногайцы, чуваши и другие..
09 июля 2014, 22:39
татарами вы сами себя назвали в начале 20в
10 июля 2016, 20:20
Не нужно лезть и говорить о целой нации, и без вас разберутся , притом когда сам Чужой для них .
03 июля 2014, 15:16
Все мы братья в нашей огромной многонациональной стране, а потому нужно стремиться к взаимопониманию и взаимоуважению! А все попытки поссорить нас между собой - есть не что иное как результат происков наших общих врагов! Нужно помнить об этом и стремиться к миру и единству среди российских народов, будь ты русский, казак, татарин, кавказец, якут, бурят, хохол или азиат!
У всех у нас общие древние корни, у всех у нас общая история и культура и неповторимыми для каждого древними традициями и обрядами. Но все мы остаемся россиянами, и должны гордиться этим на горечь завистникам и во славу нашего общего единого государства! Вместе всё переживем, всё сможем, всё осилим!!!
03 июля 2014, 16:51
И почему обязательно появляются эти комментарии в стиле кота Леопольда "давайте жить дружно". Во-первых, в статье я не нашла попыток кого-то с кем-то поссорить, никакого шовинизма или чего-то в это роде. А во-вторых: почему никто не обращает внимание на то, что фразу "давайте жить дружно" произносит Кот - мышам, коты, знаете ли, мышек едят, особенно когда наиграются...
03 июля 2014, 17:25
Перечитала свой комментарий и решила добавить несколько слов, чтобы меня правильно поняли. Я не против "жить дружно" в нашей общей стране, просто считаю, что можно и нужно любить свою нацию, свою национальную историю и культуру и, одновременно, быть достойным гражданином своей страны, ее патриотом, выполнять свои гражданские обязательства и рассчитывать на сохранение и реализацию своих гражданских интересов в нашем общем государстве. Первое (любовь к собственной нации) не исключает второе (гражданственность и патриотизм) и не противоречит ему. Вот, собственно и все, что я хотела сказать в своем комментарии.
03 июля 2014, 19:54
В плоть до конца 19 века Россия называлась Тартарией... Куда едешь в тартарары... Нас на Западе называли татарами. Потому, что все с бородами в папахах... Казаки - это люди убежвшие от помещика на Дон создавали свои воинские формирования и клялись преданности государю. В России (Тартарии) много было воинских поселений, где воины занимались сх, имели хорошее подворье и служили полностью обеспеные обществом. Казаки дошли до Парижа, прошли всю Европу и по-европейски выглядели по "татарски (по образу жизни и тардициям). И, ещё, никакого татаро-монгольского ига на Руси не было: была военная и гражданская власть... Ну, раз немцы нам написали историю, то они написали как им диктовал Запад... Монголы вообще были тут не причем.
07 июля 2014, 12:44
Если потрудитесь поискать европейские карты 16-18 веков, то на большинстве Европа простирается до Волги, а далее начинается Татария. Хотя попадаются где татарией подписана и вся территория Московкого государства. Однако в общей массе они выделяются, большим количеством других неточностей, и предполагают, что они были составлены с чужих слов.
08 июля 2014, 20:56
Да вся история-это сплошь неточности. Просить и говорить о каких-то фактах. Все домыслы, догадки. Какая бы там история не была, главное не повторить ужасов прошлого.
14 июля 2014, 20:45
история - это все что взято из Торы -- это еврейские сочинения. Существуют артифакты, факты сказания..
20 июля 2014, 14:33
Согласна на 100% с Vikis Ismagulov. Все, что связано с монголо-татарским игом - сказки. Фоменко и Носовский доказали, что ранее было единое государство Тартария. Даже на шапке мономаха текст написан на русском и татарском. Эпоха правления Ивана IV - это 4 периода правления разных царей. Романовы (руками немецких историков Мюллера и др.) целенаправленно переписали историю чтобы доказать свое право на престол.
03 июля 2014, 23:46
Господа хорошие, а ведь в 13 веке, когда якобы на Русь упало злобное татаро-монгольское иго, не было такого народа, который себя называл бы татарами. И русские (то есть, русичи) в то время никакой народ так не называли. Однак слово "татары" в тогдашнем русском языке было. Только называли так не народ, а войско. И не всякое войско, а войско князя из пришлых людей, которых на родине никто не ждал. А если и ждали, то вовсе не затем, чтобы накормить, напоить и обогреть, а совсем наоборот. Преимущества такого войска для князя очевидны - свои-то могли и взбрыкнуть (вот Илья Муромец в былине - обидел его чем-то Владимир Красно Солнышко, а он и уехал к себе в Карачарово, а означенному Владимиру пришлось его потом упрашивать...). Ну а позже название "татары" перешло на весь народ, поскольку именно из этого народа - волжских булгар - формировалось то самое татарское войско северо-восточных русских князей. А из кого им было ещё формировать свои войска - из японцев? Далековато вроде...
04 июля 2014, 10:17
А вот можно бы поподробней откуда сей опус взялся " Только называли так не народ, а войско. И не всякое войско, а войско князя из пришлых людей, которых на родине никто не ждал" какую нибудь ссылочку там или фамилию на худой конец. Мало того что это что то новое да еще и без доказательно. Пришлую дружину называли ВАРАГАМИ а пришлых иноземцев с оружием ВОРОГАМИ и кстати до сих пор иногда.
04 июля 2014, 10:22
Автор иронизирует над тем, что другие авторы бездоказательно возводят родословную казаков к татарам. Но у самого автора я не увидел внятных доказательств, что казаки происходят от казаков, только голословные (по всей видимости) утверждения, что "казачий этнос" древнее монгольского нашествия.Черных Клобуков (каракалпаков?) еще привел, с чего стал утверждать, что так именовались в древности казаки))) (я еще слышал версию про древнее название - Козарлы, моя казачка долго смеялась над смесью козлов и орлов).
И с чего же злой Петр1 так ополчился не на татар, не на еще каких иноверцев в своей империи, а именно на многострадальный "казачий этнос", ведь казалось бы единоверцы, в конфликтах выступающие на стороне русского царя? А с того, что сечь служила маяком воли и прибежищем русским мужикам, массово бегущим от жестких реформ нового царя. Собственно, могу предположить, и до Петра казачество формировалось из того же самого контингента, как впрочем и утверждает официальная история.
А то что сейчас некоторые авторы пытаются выделить казачество в отдельный этнос, ничто иное, как попытка раздробить русский народ, а по сути - вражеская пропаганда и мечта Гитлера. Это с успехом было проведено в отношении малороссии. Теперь по той же схеме культивируется самостийность казаков.
Стыдно читать такие статьи на сайте с таким названием.
04 июля 2014, 10:25
Снова здорова не мытьем так катанием КАЗАКИ - ЭТНОС! В статье есть упоминание про традиции знаменитых Скифов. Так недавно у одного историка прочел выражение СКИФЫ НЕ НАРОД А ОБРАЗ ЖИЗНИ! так хотелось бы перефразировать эту фразу. КАЗАКИ ЭТО НЕ НАРОД А ОБРАЗ ЖИЗНИ! Если это принять то все встает на свои места в том числе и связь со скифскими традициями. Получается что действительно Казки наследники и потомки легендарных скифов, но не генетически а культурно.
Удивился что автор в своей статье про таинственный народ Бродники упомянуть забыл, который некоторые пристрастные историки в родителей Казаков записывают.
05 июля 2014, 19:48
По большому счёту любой народ - "не народ, а образ жизни", и, я бы ещё добавил - самосознание. В наше время ещё и расовый признак подмешивается, но в древние времена было не так.
07 июля 2014, 12:35
Это очень большой счет, но пока современная историография расматривает концепцию именно НАРОДА как общность имеющую общий язык, культуру и генетику, чем собственно две первые и объясняют. Однако в последние десятилетия все больше проникаются идеей единой культуры при разной генетике. Данная теория объясняет большое количество датировочных невязок между данными генетических исследований, лингвистических, и подъемного материала археологических раскопок. Раньше в научных трудах невязки традиционно игнорировали, теперь вот их накопилось слишком много что игнорировать нельзя.
08 июля 2014, 20:52
Раньше все-таки больше вокруг экономики как всегда ходили. А кочевникам всегда было нужно много территории. Казахский (кипчакский) язык стал определяющим фактором.
09 июля 2014, 12:28
Забавно, а давно ли казаков в кочевники записали?) А а под "раньше", что имеется ввиду. Слово "экономика" стало широко употребимым на пост советском пространстве начиная с 91 года. Однако понятие парадигму экономики впервые в историографии ввел знаменитый чешкий историк Грозный. И обычно с помощью данную парадигму пытаются применять при рассмотрении древних либо современных оседлых цивилизаций.
04 июля 2014, 23:34
«ВАЖНО ПОДЧЕРКНУТЬ…»
Удивительно, как быстро автор меняет свою точку зрения на противоположную. Напомню, что в своей статье от 14 февраля 2014 года «Казаки: нация, субэтнос или сословие?» (с фотографией Рамиля Ситдикова) он ещё отстаивал «протатарскую» гипотезу происхождения казачества, ссылаясь на крупных историков. Цитирую:
«Татищев допускал вместе с тем, что еще одним компонентом при формировании первичного этносоциального массива донского казачества выступали, возможно, так называемые мещерские казаки, то есть принявшие православие тюркоязычные мангыты («татары»), которых Иван Грозный перевел на Дон. Важно подчеркнуть, что с этногенетической концепцией В.Н. Татищева в целом был солидарен бесспорно крупнейший историк XIX века по проблемам казачества В.Д. Сухоруков.
Таким образом, становится понятным, что по крайней мере донские казаки – альфа и омега российского казачества – как прямые потомки генетического альянса запорожцев и мещерских татар имели, в силу этого факта, весьма мало общих корней с великорусским этносом.
Столь же незначительна была, по-видимому, генетическая связь самих запорожцев с собственно украинским (или как писали до 1917 года –малорусским) народом.» (конец цитаты)
А теперь: «Казаки – не татары»?
Даже как-то неловко за автора… Похоже, перед ним поставлена конкретная задача: используя любую этноисторическую субверсию, постараться вбить клин между казачеством и русским народом. Попробовал «мангытов» – не прошли «мангыты»… Теперь другое забрасывается. Лишь бы смотрелось «отдельным этносом». Нерусским, разумеется.
05 июля 2014, 00:07
Все бы было хорошо, если бы не одно но: история Империи была многократно переписана, когда надо было срочно создать государство европейского типа на базе восточной монголо-византийской деспотии. После реформы церкви, приведшей к расколу, были практически полностью уничтожены все рукописи, как исторического так и литературно поэтического жанров. Позднее, уже во времена Екатерины Великой этот процесс был полностью завершен, а Карамзин под заказ написал литературно исторический опус фантастического характера. Казаки, к глубокому огорчению автора НИКОГДА не имели другого языка, кроме тюркского. См. повесть Л.Н. Толстого "Казаки" .
Более того уже в ноябре 1923 г. Троцкий доложил о полном уничтожении, как донского так и кубанского казачества. По его информации спаслось от 2 до 4% коренных казаков, и еще около 20% успели уйти в эмиграцию.
07 июля 2014, 11:38
История буквально всех Империй всего мира была многократно «переписана». Не только российская. Здесь мы в равных условиях.
Далеко не все рукописи и иконы были уничтожены подручными Никона. Многое сохранилось в скитах, особенно на русском Севере.
А что, в эмиграции эти 20% спасшихся от Троцкого казаков говорили по-турецки и пели по-турецки свои казачьи песни?
06 октября 2014, 17:54
Самый известный в мире казачий хор Жарова все свои выступления начинает с песни "Лезгинка". Легко найдете в интернете.
А говорили казаки дома все на татарском языке., женщины в станицах вообще не знали русского языка
10 октября 2014, 00:16
Во-первых, "Лезгинка" не песня, а танец и мелодия к нему. А во-вторых, и то и другое не татарское, а лезгинское.
Некоторые женщины в казачьих станицах действительно могли не знать русского языка, поскольку были взяты из других народов, на границах.
Зря стараетесь. Отатарить казачество невозможно, поскольку сам феномен казачества возник как ответ на татаро-монгольское иго.
07 июля 2014, 17:50
Статья очень предвзята и неубедительна. Но самое интересное, что в предыдущей по данной тематике статье автор сам приводит данные по татарскому происхождению казаков:
"Татищев допускал вместе с тем, что еще одним компонентом при формировании первичного этносоциального массива донского казачества выступали, возможно, так называемые мещерские казаки, то есть принявшие православие тюркоязычные мангыты («татары»), которых Иван Грозный перевел на Дон. Важно подчеркнуть, что с этногенетической концепцией В. Н. Татищева в целом был солидарен бесспорно крупнейший историк XIX века по проблеме казачества В. Д. Сухоруков."

"Татары" - имя правящего класса Золотой Орды, а также самоназвание многих групп кочевников, включенных в монгольскую армию. Совершенно невозможно исключить, что некоторые из этих татарских групп, будучи христианами вошли в состав казаков. Особенно этот процесс мог иметь место после принятия великим ханом Улуса Джучи Узбеком единой государственной религии - Ислама. В тот период многие, верные христианству татары ушли не только на Дон, но также на Русь и на Украину.
А до прихода монголов Дон и Придонье являлись родовой территорией кочевников-половцев, среди которых также могли быть "татарские" роды - Отуз-татар и Токуз-татар (здесь предположение, подтверждений пока нет).
11 июля 2014, 21:36
А кто такие были вообще "монголы"? Неужели те самые монголы, которые живут в нынешней Монголии? Это в 13-то веке? Что-то не очень верится.
12 июля 2014, 21:04
бредни все это про мангол никогда они не заходили на территорию рассении.. да было монгольское войско которое собрал тимуджин и пытались они пробиться в беловодье но были разбиты рыжими голубоглазыми оберукими воинами хранителями мудрости в последствии найманами охранявшими источники жизни. никогда их не было в таком количестве как пишут идеологи..
16 июля 2014, 09:27
А кто пожег в моей родной Нижегородчине 80% деревень и городищ в ХIII в. почти в один год? Обоерукие найманы !? Причем эта инфа у меня не от историков а от копателей, с которыми наши историки так борятся. Более того этот край до сих пор не восстановился после тех событий. Количество населенных пунктов в области даже сейчас меньше чем до нашествия XIII.
Нынешний обыватель и даже далеко не все историки представляют маштаб тех далеких событий. Даже Великая отечественная война с ее жертвами и уроном нашей стране-детский сад по сравнению с той Русско-монгольской войной.
07 июля 2014, 17:59
большая советская энциклопедия

Верхушку феодальной знати составляли карачи — представители 4 знатнейших родов (Ширин, Баргын, Аргын, Кыпчак).
- это казахские роды.
как казахи освобождали хохлов от Речи Посполитой -

у Хмельницкого были только крестьяне,получается казахи и татары освобождали Украину и Белорусию от Речи Псополитой.
заодно и Русь.
08 июля 2014, 17:20
Вот кого-кого, а казахов в то время в тех местах не было. Казахи в тот период выживали из степей ногайцев, принимая также в свой состав ногайские роды. Далее Волги казахи тогда ещё не расселялись.
"Ширин, Баргын, Аргын, Кыпчак" - это как раз знатные татарские роды Улуса Джучи, точнее семьи происходившие из этих родов, которые в то время относились к татарам, впрочем как и сейчас.
12 июля 2014, 21:11
ну конечно же освобождали как вы утверждаете если представить что слово казахи произошло от казаков оссимилировавшихся в местах своего порубежья мешая свою кровь со своими же противниками
07 июля 2014, 18:00
после завоевания Крыма Россией,крымские татары и аргыны(казахи) ушли в Турцию.
08 июля 2014, 17:24
Аргыны? Да это были аргыны, но казахами они не были, впрочем как и сейчас в Турции потомки тех аргынов помнят, что они аргыны, но о казахах мало чего знают. Аргыны были отдельным народом до 15 века, а потом только стали частью казахов.
08 июля 2014, 20:44
Казахи это объединение разных народов. Мы окончательно начали себя так идентифицировать при Джунгарском нашествии. Но у казахов в виде традиции до сих пор осталось спрашивать у друг друга какого он племени-рода.
09 июля 2014, 12:33
Увы, некоторые остались...))
07 июля 2014, 18:05
Л.Н.Толстой "Казаки"-
Молодец казак щеголяет знанием татарского языка и, разгулявшись, даже с братом говорит по-татарски»
Переписка Войска Донского велась на татарском языке. Эти документы хранятся в РГДА.
казак или козак - это тюркское слово, означающее "удалец".
как и казахские - майдан,беркут,барс,штаны,сановник(сан),штаны(иштан),казна(казына),таможня(тамга),деньги(тенге) ....
т.е. Древний Киев и Др.Русь образовывалась на государственном уровне и экономическом на казахском языке.
и последнее -
хождение за три моря Афанасия Никитина
и армяно кыпчакский язык.
армяне 1ые приняли христианство в 300 г.

Atamïz bizim ki köktäsen,
Ari bolsun atïŋ seniŋ,
Kelsin χanlïχïŋ seniŋ,
Bolsun erkiŋ seniŋ nečik köktä alay yerdä,
Ötmäkimizni bizim kündälik ber bizgä bügün,
Bošat bizgä borčumuznu bizim,
Nečik ki biz bošatïrbiz bizim borčlularïmïzga,
Bermägin bizni sïnamaχlïχka,
Yoχsa χutχar bizni yamandan,
Zerä seniŋdir χanlïχ da χuvat,
Da saŋa haybat meŋilik.
Amen.
думаю татары примерно 70-80% поимут,я понимаю 90%.
07 июля 2014, 22:27
Всё правильно написано у Толстого. Молодец-казак потому и «щеголял» знанием татарского языка, что это был не его родной язык. Казаки в царской России выполняли функцию пограничников, отсюда их знание обычаев и языка сопредельных народов. Тюркская группа народов весьма обширна, и достаточно знать, например, татарский, чтоб понимать: турков, киргизов, казахов, гагаузов, кумыков, азербайджанцев, туркмен, башкир… Здесь одна причина казачьего двуязычия. Другая причина в том, что женок казаки частенько брали из тех же сопредельных народов. Это даже поощрялось, поскольку через жен и их родню шло много ценнейшей информации.
13 июля 2014, 01:13
Именно "щеголял", потому что говорить по-татарски и по-турецки было в большой моде.
Что касается браков, то брали в жены пленниц.Иногда татары или турки брали в плен казачку, а когда ее освобождали, то у нее, порой, уже были дети от татарина. Потом мать выходила замуж за казака и такие дети назывались "тумой"."Тума" -дети от брака казака с не казачкой или казачки с неказаком. А вообще женщины не имели влияния на жизнь казака, влюбляться в женщин было позором.
09 июля 2014, 12:51
Есть такая статья http://www.kladina.narod.ru/dremin/dremin.htm
там приведен перечень слов языка скифов(сарматов-аланов) так вот половина приведенных Вами слов из него. Так же часть данных слов присутствует в древнеавестинском языке, что в общем и не удивительно в казахско-тюрском данные слова заимствованы из более древних индоевропейских языков.
08 июля 2014, 12:09
Казаки, если отделить реальных кочевых, живших в станицах, это наши братья. Наша западная ветвь. Это потом их сделали сословием. Им не повезло, что они выглядели по европейски. Может быть и Империя их бы и не тронула. А то, что они разговаривали на казахском это подтверждают многие исторические документы. Это потом произошла их русификация, перевод в сословия и т.д. Трагедия одним словом.
08 июля 2014, 14:30
а под "потом" можете дату для убедительности подписать?
08 июля 2014, 20:47
в статье ведь написано. Да и настоящих от сословных отличить будет уже невозможно.
08 июля 2014, 20:48
Надо брать ДНК-анализы. Есть проект один интересный и казахи с разных племен в нем участвовали.
08 июля 2014, 17:31
Казаки не могли говорить на казахском, т.к. они появились раньше чем появились казахи (имею в виду самоназвание).
Казахи как таковые появились только в 15 веке - почитайте что говорит об этом Википедия: "Этноним «қазақ» появился в XV веке, когда в 1460 году ханы Жанибек и Керей со своими аулами откочевали с берегов Сырдарьи на восток в Семиречье, на реку Чу, на земли правителя Могулистана Есен-буги, где образовали Казахское ханство (1465). Эти племена стали именовать себя свободным людом — «қазақ» («қазақтар»), в русском языке — «казахами»."
08 июля 2014, 20:40
Википедию писали люди. И то, что написано это правда. И конечно, правда в том, что мы после монгольской эры начали называть себя Казак. А до этого мы объединялись под этим именем, когда к нам приходил внешний враг. Поэтому о наших стоянках на Каспие писали и древние греки, и персы. Я много читал о своих предках и занимался исследованиями, которые не ограничивались чтением только одного источника.Так, что слово Казак это наше слово для объединения тюркоязычных кочевых племен. Нас часто упоминают как касоги, кассаки и т.д. А так как я Аргын, то мой народ мог заходить с этим именем и на Запад. Аргыны вообще то до территории современной каталонии доходили. Об этом говорят название рек и древних городов. У аргынов тамга в виде двух солнц. Произошло разделение народа. Одна часть осталась в Семиречье и распространилась по Казахстану,а другая ушла на Запад. Аргыны есть везде :-)
09 июля 2014, 12:42
Ну если Вы так начитаны, вспомните про семиреченских казаков, как они там появились, и как они постепенно тюрколизировались.
Кстати в летописях упоминается имя князя косогов РЕДЕДЯ не переведете ли что оно по казахски означает?
Уверен украинские историки очень на Вас в обиде будут, они то считаю настоящими казаками запорожцев. И у них доказательная база посерьезней будет.
09 июля 2014, 17:28
Вот я поэтому и считаю, что до 15 века можно говорить об аргынском языке, или об аргынском диалекте кипчакского языка, но никак уж не о казахском языке.
Предположу что назвав себя "казак", люди Жанибека и Керея хотели показать что они свободны от правления хана узбеков, в смысле он им не хозяин.
08 июля 2014, 20:58
казахский язык -это по сути кипчакский язык. Так как кипчаки были хозяевами степи долгое время. Арабы называли нашу страну Дешти- Кипчак.
08 июля 2014, 21:13
Вижу вы очень хорошо ориентируетесь в своей истории и доверяю вашему мнению.
09 июля 2014, 13:00
Кстати, как можно разделить казаков на кочевых и оседлых? Вполне можно предположить что те же беглые крестьяне и "политические" c Руси оседали жить вовсе не по среди поля, и возможно оставались в различных ногайских становищах, оставаясь там после откочевки первых, и перенимая часть традиций и ритуалов. Но так кроме кочевых народов эту территорию заселяло большое количество оседлых народов (преимущественно в устье дона и на кубани), имеющих весьма пеструю языковую и генетическую палитру. Именно данный регион и стал в последствии центром донского казачества.
.
13 июля 2014, 01:44
Обратимся к фольклору, а не к "можно предположить". В 1552г.русскими войсками была взята Казань. Казаки эти заслуги приписывали себе, и вот в песнях Иван Грозный предлагает взять Ермаку за подвиг земли, а Ермак отвечает:
"Не жалуй ты меня городами, поселками и большими поместьями,
Пожалуй ты нам батюшку Тихий Дон
Со вершины до низу со всеми реками, притоками
Со всеми лугами зелеными,
И с теми лесами темными!
Вы не жалуйте меня генералушкой,
Не хочу я вашей золотой казны,
А жалуйте меня рекой-Доном,
Прикажите заселить людьми вольными,
И назваться донскими казаками."
Казачество готово было принять законную власть царя, отстаивая свою вольницу. Так формировался православный "Дон Иванович".

В пользу не татарского происхождения казачества говорит и костюм. В 1962г. в Россию вернулись последние некрасовцы, сохранившие культуру, в том числе, костюм 18 века. Их одежда была русской - простой крой, наличие рубахи.Рубаха-самая древняя одежда в Восточной Европе, в том числе и славян.
09 июля 2014, 13:40
очередная заказная статья? сам или проплатили? за уши притянуто столько, что и оспаривать нечего. почему-то аланам отказано быть аланами. из потока выдергиваются только нужные и удобные сведения. и нелогичность - это главный аргумент
09 июля 2014, 20:33
от греческого тартар. Уже вдоль и поперек разобрали, что монголы вообще были не в теме)) и не монголы ввели в оборот это слово, а ляхи, на гребней русофобоской политики. Очень много интересного вскрывается с эпох "золотых" и прочих орд. Не все настолько однозначно и буквально, на сколько мы знаем из традиционной истории.
09 июля 2014, 23:00
Статья очень сырая и полуграмотная - аффтор в отдельных местах противоречит сам себе, фантази нет пределов - откуда известно, что Юлиан все видел собственными глазами, а не со слов других? Теперь факты - основной, достоверный, источник по истории монгол - Сборник летописей (вариант - История монголов) Рашид ад Дина. Согласно ей, айраты - халки(халмги = калмыки) и дарыганги, которых мы сейчас называем монголами, перечислены на ряду с киргизами(казахами) и т.д. среди народов порабащенных настоящими монголами. Там же приведена легенда происхождения монгол - Алан(имя ни чего не напоминает), после смерти мужа, родила трех сыновей-богатырей от солнца. Рашид описывает и внешность монгол, подчеркивая, что знать так выглядела еще в начале 14в, а рядовые ординцы - именног так пишут в летописях, взяв себе женщин покоренных народов, стали выглядеть как они. Исходно настоящие монголы(самоназвание могулы) были ...рыжими(светловолосыми) и синеокими. Все, кто учился в школе, должны помнить фразу, что Мамай (на украдине есть сказ о казаке Мамае) готовясь к походу на Русь, запретил сеять хлеб. Ордынцы были земледельцами, описание их системы земледелия абсолютно совпадает с описанием системы земледелия скифов(самоназвание сколоты - сыны солнца по Геродоту).
Когда в летописях описывали мелкие Ордынские набеги, то писали - " приходил мурза такой то с 700 казаками", "приходило 500 казаков", "приходило 300 черкасов". И инфа для размышления - кто читал Войну и Мир Л,Н,Толстого, кстати, воспитывавшегося в семье брата одного из моих предков, из 100тыс русских войск вышедших из Тарутино, до зап границы дошло менее 30тыс, хотя боев почти не было. Что бы осталось от татаро-монгольского войско в аналогичных условиях? Если, конечно они не имело союзников на Руси?
06 октября 2014, 18:12
Бедные монголы только от советских историков узнали, что когда то они завоевали весь мир. Могол - великий и это слово ни как не соотносится с названием мелкого племени бедных скотоводов кочевавших по степям на границе Китая. Кстати, посмотрите на Великую китайскую стену и вы увидите, что они ни как не мгла защищать Китай с запада, все ее фортификации направленны на восток.
10 октября 2014, 00:23
Что было и что стало - зачем об этом говорить? Когда-то и ассирийцы потрясали мир... И македонцы... Македонцы, кстати, покруче монголов оказались.
09 июля 2014, 23:11
А вот интересно кто пишет . сами то к казакам родство имеете.? Казак в переводе с тюркского - Белая гора. На Кавказе так только Эльбрус называется. А еще когда не будь старинные казачьи песни слышали? Например " О чем плачут гребенские казаки" Гребенские - казаки живущие на гребне т.е. в горах Кавказа. Думается что Скифы и Аланы не на марс ведь улетели - они и стали прородителями тех народов которые и по сей день там живут.
10 июля 2014, 16:18
У нас на Дону-то бывали? Какие татары? У нас, пожалуй, в казаках один был татарин - Фердинанд Джафарович Ялаллетдинов, да и тот во времена перестройки. Я согласна с Айгуль- ментально татары и казаки разные, не буду уточнять в чем, прав Лысенко- казаки не татары, более того, живя по-соседству, друг друга не очень-то любили, разве что брали в жены татарок по необходимости.
17 июля 2014, 19:11
1. Казак - Казах , с тюркского вольный человек, но это не один и тот же народ, как кто-то тут считает 2. Казаки это потомки крещенных еще Византией тюркского племенного союза торков, берендеев, половцев, печенегов, западных булгар (тюрков которые пришли еще с Атиллой) (Болгары которые завоевав славян, попали под их ассимиляцию и стали славянами, восточные же в итоге татарами), скифо-сарматского и черкесского элемента, а так же много численных славян-русских беглецов, бежавших на пороги Днепра от княжеской воли и позже от монгольского истребления Киевской руси. 3. Тартария от греческого Тартар -ад (неизвестность), с неизведанных земель приходили кочевники, которых называли Бичом божим 4. Булгары-это современные потомки отюреченных финно-угорских племен, живших в великом множестве на территории северной евразии, где кочевников практически не было, потому как там леса и нет пастбищ их нынешние потомки Венгры (Мадьяры), которые восприняли от тюрков кочевнический образ жизни, Финны, Коми, Ханты, Манси,Мордва, Марийцы, Мурома с Карелы. С запада многие племена ассимилировали Русские, а с востока отюречели Булгары которых потом захватила очередная волна кочевников-монголов, точнее разных племен во главе с монголами, но по греческой традиции их также называли Тартарами, буквы Р естественно выкинули, чтоб попроще было говорить 5. Казаки после 300 лет отрыва от русского мира жили- варились в своем котле, поэтому часто выступали наемной армией, то у турков, то у поляков, пока их окончательно не подчинила Речь Посполитая, кстати, на многих европейских гербах отрубленные головы казаков, потому как их турки часто использовали как карателей, для подавления бунтов в своих владениях и в войнами с европейскими монархиями 5. История это не "Из торы" , а (др.-греч. ἱστορία[⇨]) — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и так далее) в прошлом. 7. Историю, археологию, лингвистику надо хоть немного знать, чтоб не нести чушь !
22 июля 2014, 09:28
Про 300 лет и подчинение Речи посполитой это конечно перебор...
24 июля 2014, 16:00
Статью понял! Казаки не татары, казаки осетины (респ. Алания)
28 июля 2014, 02:41
«царевичи Бату с братьями Кадан, Бури и Бучек направились походом в страну русов и народа черных шапок». ============= Чёрные шапки - это каракалпаки и не надо бредятину писать о казацком этносе... Если бы они были аланами, они бы на осетинском языке изъяснялись... Казаки - это, в большинстве своём, славяне! И ещё русские - это не народность, а принадлежность к русам!

Подробнее http://club.rusplt.ru/message/?id=10945
05 августа 2014, 13:50
Неужели Господь Бог (которого, как такового, нет) создал человека для ненависти, войны и убийства? Или это человек, сохранивший в себе животное, создал себе Господа Бога, чтобы облагородить свою животную потребность ненавидеть, воевать и убивать. Люди, неужели свои семьдесят мгновений мы не можем прожить радостно, делая друг для друга всё, что в ваших силах, чтобы доставить эту радость ближнему? Это трагедия Человечества, не изжитые последствия его животного происхождения?
10 сентября 2014, 19:03
Статья написана в стиле статей 30 летней давности. Почему не учтён аспект генетики???Что показывает генетика казаков? Принадлежность к гаплогруппам и т.д.? Короче отстой полный. И рассуждения соответствуют естественно...
10 октября 2014, 00:31
О гаплогруппах казачества есть комментарий Mihail Negrei от 18 апреля 2014 г. к статье "Казаки: нация, субэтнос или сословие?" Привожу этот лаконичный комент полностью:

"ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ ЧЕТЫРЕХ
ГРУПП КАЗАЧЕСТВА: АНАЛИЗ
ГАПЛОГРУПП Y-ХРОМОСОМЫ

В зоне контакта восточных славян с кочевыми народами «Дикого поля» и народами Кавказа сформировалось несколько групп казачества. Нами исследованы генофонды кубанских (объем выборки N=95), донских (N=323), запорожских (N=86) и терских (N=125) казаков.

При анализе полиморфизма Y-хромосомы использована широкая панель SNP маркеров, позволяющая фиксировать миграции мужского населения.

Значительную часть – 95% – обобщенного генофонда казаков (N=629) составили Y-гаплогруппы R1a1a, I2a, R1a1a1g, G2a, N1c1, R1b1b2, J2a, I1 (перечислены в порядке убывания частот). Остальные гаплогруппы – G1, E1b1a, E1b1b1, E1b1b1a, J1, J1e, J2b, L2, N1, N1c, O3, Q, R1b, T – составляют суммарно лишь 5%. При этом кубанские, донские и запорожские казаки имеют типичный для восточных славян паттерн гаплогрупп Y-хромосомы; на графике многомерного шкалирования их популяции образуют компактный кластер вместе с русскими, украинцами и белорусами, дистанцируясь от народов Кавказа и татар; на дендрограмме генетических расстояний они представляют единый кластер, который далее объединяется с кластером восточных славян.

Таким образом, обнаружено значительное генетическое сходство между кубанскими, донскими и запорожскими казаками и близость их обобщенного генофонда к русским, украинцам и белорусам. Генофонд кубанских, донских и запорожских казаков образует единый южный фрагмент восточнославянского генофонда, что согласуется с историческими сведениями об их происхождении и взаимных миграциях. Генофонд терских казаков занимает обособленное положение, указывающее на включение представителей коренных народов Кавказа в состав терского казачества." (конец цитаты)
10 июля 2016, 20:03
После слов "В недавней книге казанского профессора Фатиха Сибагатуллина" даже читать дальше не стал .
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»