По стопам Украины
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и президент России Владимир Путин. Фото: ALEXANDER NEMENOV / AFP

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и президент России Владимир Путин. Фото: ALEXANDER NEMENOV / AFP

Отмена парада Победы в Казахстане, переход на латиницу и местный «голодомор» обострят русский вопрос

Чуда не произошло. Многовекторная политика, проводимая президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым долгие годы, на деле оказалась лишь формой строительства национального казахского государства, а реверансы в сторону русских и русскоязычных были призваны закамуфлировать этот курс до поры до времени. Аргументов для подобной трактовки событий становится все больше. Во всяком случае, та часть казахстанской политической элиты, которая выступает за этнический национализм явно берет верх. Атака идет по линии истории, культуры и языка. Точно также было недавно на Украине. Последствия могут быть похожими.

Симптоматичным признаком изменения ситуации стал отказ от проведения военного парада по случаю Дня Победы в Астане. Об этом сообщила пресс-служба Минобороны Казахстана. По словам военных, в этом году парад пройдет почему-то в сентябре и будет приурочен к Дню независимости Казахстана. На самом деле этот праздник отмечается в стране 16 декабря. Именно в эту дату в 1991 году Верховным Советом был принят Конституционный закон о независимости Республики Казахстан.

Так или иначе, традиционного парада в мае не будет. И это при том, что в 2015 году, на 70-летие Победы, он был самым мощным в новейшей истории Казахстана. Пять тысяч военнослужащих и двести единиц боевой техники прошли при поддержке авиации мимо посольства США. Тогда из-за событий на Украине в стране были сильны опасения, что Казахстан станет следующим по счету объектом для «цветной революции», и власти хотели продемонстрировать силу. Само действие происходило 7 мая, 9-го Назарбаев присутствовал на параде в Москве. Видимо, это был последний аккорд.

9 мая 2015. Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев во время военного парада.

9 мая 2015. Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев во время военного парада. Фото: Сергей Гунеев/РИА Новости

А ведь Казахстан и его жители сыграли активнейшую роль в Великой Отечественной войне. В некоторые моменты определяющую. Так, именно здесь, в Алма-Ате, а также в соседней Киргизии была сформирована знаменитая 316-я стрелковая дивизия, чьи бойцы известны миру как «панфиловцы». Именно их подвиг во время обороны Москвы в 1941 году остался в веках и даже упомянут в тексте гимна российской столицы. Фразу лейтенанта Клочкова «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва!» и вовсе знает каждый школьник. Кстати, среди казахов почти сотня — 99 Героев Советского Союза.

Интересно, что культ героев-панфиловцев в бывших советских республиках Азии, пожалуй, даже более сильный, чем в России. Когда бывший глава Росархива Сергей Мироненко готовил свою идеологическую диверсию с развенчанием их подвига, больше всего возмутились этим именно представители Казахстана. На Всемирном конгрессе русской прессы они напомнили, что практически в каждой школе существует музей героев и новомодное отрицание подвига их земляков вызывает у них отвращение. И вот теперь этот подвиг войны атакован вновь. На этот раз уже собственными, казахстанскими властями.

В том, что речь идет не о случайности, нет никаких сомнений. Это целенаправленная политика. Никто не желает никакой «экономии средств». Государства не отказываются от идеологически значимых мероприятий ради экономии. В конце концов, в том же 1941-м на фронт уходили прямо с парада на Красной площади. Потому что надо было. Нынешнему Казахстану, очевидно, не надо. Парад Победы воспринимается как идеологическая связь с чуждым теперь явлением — Россией.

В этом убеждают и другие события из того же ряда, имеющие фундаментальный характер. Такие, как, например, переход с кириллицы на латиницу. С инициативой этой выступил сам Назарбаев, причем достаточно давно — десяток лет назад. Но именно сейчас идея обрела плоть и кровь. В марте была принята соответствующая государственная программа, выделено финансирование. На латиницу переведут всю государственную документацию, названия улиц, печати, паспорта и другие документы граждан. Только на начальном этапе чиновники освоят 300 млн долларов. Ясно, что такие деньги государство Казахстан будет тратить, только если считает цель действительно очень важной. Перевести страну на латиницу означает интегрировать ее в западный англосаксонский мир (и отчасти в тюркский, использующий латиницу) и вывести ее из мира русского. Никак иначе это объяснить нельзя.

Завершиться процесс перехода на новый алфавит должен к 2025 году. В этом Казахстану помогут «коллеги» из тюркского мира, уже прошедшие этот путь, — специалисты-филологи из Азербайджана. Кстати, разговоры скептиков о том, что подобный вопрос следует вынести на референдум, отклика в Астане не нашли. Все диктуется высочайшей волей. Ну да, на словах речь идет о создании условий для интеграции в мир, лучшего изучения детьми английского языка и языка интернета, однако это второстепенные задачи. Очевидно, что главная цель — политическая — максимальный отрыв Казахстана от России.

Навязывая своей стране латиницу, Назарбаев не забывает и о развитии казахского языка. Так, с 2018 года история страны будет преподаваться в школах только на казахском. Русские будут обязаны выучить сначала язык национального большинства и лишь затем получат возможность получать полноценное среднее образование. Очевидно, что без этого любая, даже самая скромная карьера для них будет невозможна. Альтернатива — отъезд из страны.

Еще одним способом развития национальной казахской идентичности и противопоставления ее русской стала тема местного «голодомора», аналогичного украинскому. Речь идет о голоде, который испытали на себе многие регионы СССР в 1930-е годы. «Голодающие Поволжья» — это оттуда. Именно эту тему использовали на Украине для разжигания ненависти к русским. Мол, это был сознательный геноцид русскими украинцев. По той же схеме действуют и в Казахстане. В Астане открыт соответствующий памятник трагического вида.

По свидетельству «русского империалиста» Ермека Тайчибекова, находящегося сейчас в заключении за свои взгляды, подобные памятники целенаправленно открываются во всех городах Казахстана с населением свыше 5 тысяч человек. То есть речь идет о целенаправленной кампании, в которой казахи выставляются жертвами русских и в связи с этим противопоставляются им. Ясно, что добром это не кончится. Назарбаев не вечен. Когда к власти в Казахстане придет новое постсоветское поколение, взрыв казахского национализма неизбежен.

И здесь возникает вопрос, что делать в этой ситуации России. В стране, несмотря на отъезд, по-прежнему живут миллионы русских и русскоязычных, составляющих теперь национальное меньшинство. Живут преимущественно в северной, исторически русской, части страны. Достаточно напомнить, что в местах, где расположен ныне казахстанский город Уральск, гулял когда-то восставший Емельян Пугачев. И причем тут безусловно уважаемые казахи?

Вряд ли этого не понимают в Кремле. Однако все минувшие с распада СССР годы Москва делала ставку на центральные власти Казахстана в надежде на ее добрую волю. Примерно как на Украине на якобы пророссийского Януковича. Мол, не буди лихо, пока оно тихо. При этом все попытки поднять русский вопрос подавлялись совместно спецслужбами обеих стран. А таких крупных попыток было как минимум три.

Первая в 1997 году, когда сорвалось казачье восстание в Кокчетаве. Власти действовали на упреждение — упразднили Кокчетавскую область, слили ее с Северо-Казахстанской, лишив возможности местные власти принять решения, сближающие с Россией. Это была абсолютно легитимная попытка, опирающаяся на действующий закон и волю жителей, но она не удалась. Следующая была уже более брутальной — группу Казимирчука обвинили в намерении захватить власть вооруженным путем и осудили на длительные сроки. И, наконец, третья попытка — Эдуарда Лимонова и его соратников в 2001 году — была купирована на территории России. Впрочем, российский суд оправдал бунтарей. Проведя несколько лет за решеткой, они вышли на свободу.

Проблема русского меньшинства тем не менее никуда не делась. Как видим, ставка на центральную власть и доверие к ней со стороны Москвы лишь отложили ее на время. Сейчас период межнационального мира подходит к концу. Казахский национализм выходит на историческую сцену. Отказ от общего прошлого, от Победы 1945-го — первый звонок. Впереди немало трагических событий.

В борьбе за отдых водителей Далее в рубрике В борьбе за отдых водителейФедеральные власти решили озаботиться соблюдением режима труда и отдыха российских водителей Читайте в рубрике «В мире» Лишнее звеноКак изменится транзит российского газа Лишнее звено

Комментарии

05 мая 2016, 16:13
Какое-то нагнетание истерии. Почему сразу отказ от прошлого? Ну отменили они парад, и что с того? Какой вообще смысл в параде в Казахстане? Оружием побряцать?

Думаю, что кроме отмененного Парада, в День Победы в Казахстане ничего не изменится - люди так же выйдут на улицы и будут праздновать Победу. Это праздник, который касается каждого. Поэтому его не забыть.
15 мая 2016, 21:54
Всегда гляди дальше и анализируй больше.
05 мая 2016, 19:45
Толи еще будет после ухода с поста руководителя Казахстана Нурсултана Назарбаева, которому на минуточку почти 76 лет
06 мая 2016, 12:32
Не ищите проблемы там, где их нет. В новейшей истории Казахстана было всего 5 парадов: в 2005, 2009, 2011, 2014 и 2015 годах. Проводятся они не ежегодно, а в честь каких-либо памятных дат. Следующий парад запланирован на 2017 год. ВОт и весь секрет. А вы уже кричите во все горло, что Назарбаев всех слил
07 мая 2016, 07:42
Проблема в том, что Россию стараются отодвинуть от союзников любыми способами. Поэтому большинство здравомыслящих людей из России и Казахстана пришло к выводу, что отмена военного парада в Казахстане и соответственно в других городах этой республики, наносит ущерб российско-казахстанским взаимоотношениям. Да население Казахстана, в том числе и русскоязычное, будет праздновать 9 Мая и будут народные гуляния... СМИ Казахстана не останутся в долгу, будет потихоньку и понемногу защищать местный национализм и далее оказывать давление на русскоязычное население и изгонять из страны. Это мой прогноз.
10 мая 2016, 22:31
Плохой из вас синоптик. Назарбаев был одной из центральных фигур прошедшего Парада Победы. Уж откровенней выразить свое отношение к России попросту было нельзя))
15 мая 2016, 21:56
Дело в принципе не в Назарбаеве, а в тех кто придет после него. И статья написана, начиная с парадов, кончая войной.
07 мая 2016, 20:23
В статье многое передёрнуто .
Если автор такой осведомлённый, то почему он не пишет – В связи с чем, был отменён Парад Победы ?
Мне и раньше попадалась, эта статья в инете . Она почти без изменений , в тексте добавлено только «что то там» о параде . А что, как и почему – не поясняется . Из некоторых фактов – раздута страшилка и посыл статьи - хитро поворачивается, в нужное автору - русло.
Думаю – это провокация .
10 мая 2016, 21:26
Ну.так вы нам объясните почему отменили парад Победы в Астане, какие были реальные причины этому?
10 мая 2016, 22:36
Может быть, его просто и не планировали? Почитайте выше комментарий - во всей истории независимости Казахстана было всего 5 военных парадов. Примерно 1 в пять лет. С какого такого случая он должен был вообще состояться в этом году, если только прошел в прошлом, да еще и в позапрошлом годах?
07 мая 2016, 20:26
И сама статья заказная. Ее цель - раздор. Наши деды вместе воевали. Давайте уважать друг друга и ценить наше общее прошлое.
08 мая 2016, 21:15
Чистейшей воды провокация. При чем здесь вообще отмена парада? И тем более, это никоим образом никакая не связь с Россией. Почему Парад должен ассоциироваться с Россией? Чушь какая. И знание языка того государства, где ты поживаешь, это обязанность каждого гражданина. В принципе, кому все это доказываю. Автор и сам прекрасно знает, что все что написано неправда...
11 мая 2016, 22:00
Но, вопрос с латинизацией остается. Язык - это важнейшее связующее звено между народами, хотя и не единственное. Опыт Украины показывает, как мало надо для националистического переворота, и как много придется приложить усилий для ликвидации его последствий.
09 мая 2016, 08:02
Провокация еще та. Вопрос : зачем?
09 мая 2016, 11:28
Смешные провокаторы))!
Первое: Сегодня 9 мая! Живу в столице Астане. Да, парада нет. Но Великая Победа не забыта, которую добились вместе, в том числе и с русскими. И это у нас никогда не забудут. Этому свидетельство только что прошедшее под моими окнами шествие бессмертного полка!
Второе: Русские и русскоязычные сограждане имеют равные права. Русский язык законом приравнен казахскому и применяется наравне с казахским. Даже реклама в обязательном порядке на 2х языках, иначе противозаконно. В школах внедряется 3х язычное образование: на русском, английском и казахском. И почему-то на казахском только 2 предмета - казахский язык и литература, и, история Казахстана (на сегодняшний день как мне известно, может увеличат на паритетных условиях, надеюсь).
Третье: Емельян Пугачев действительно из Уральска. Но он восстал не против казахов и его казнили в Москве не казахи!
Четвертое: Переход от кириллицы к латинице обусловлен прежде всего тем, что в казахском алфавите 42 буквы. В век информатизации наиболее оптимальный и удобный в применении латинский алфавит.
09 мая 2016, 13:10
я согласен на переход с кирилицы на латынь!кто в школе учил немецкий или английский будет понятно и без перевода любая реклама!tualet и есть туалет!а как наказахском по кирилице?смех и только.
09 мая 2016, 13:37
На латиницу переводят казахский, не русский. Для русскоязычных напишут "Туалет", а не "Tualet")
15 мая 2016, 20:04
Все эти переходы от сложного языка к простому - потеря национальной идентичности. Так и до языка Эллочки-людоедки недалеко(((
09 мая 2016, 12:48
!!!
09 мая 2016, 12:57
!!!
09 мая 2016, 12:59
автора этой статьи надо привлечь к ответственности. чистейшая провокация. русских в Казахстане любят и уважают. причина отмены парада по моему мнению были забастовки в Атырау, Кызылорде и в др. регионах страны из за принятия закона об аренде земли иностранцами. после этих случаев и 1 мая отменили. и не надо путать яйца с алмазами. другая же причина конечно же это финансовые затраты. Казахстан в 2017 году проводит ЭКСП-2017, на которую уходит весь бюджет страны. да и проводить каждый год военный парад не всегда получается.
9 мая - это Великий праздник!!! У меня дед воевал.
09 мая 2016, 22:55
Чистейшей воды вранье. как можно так нагло врать и провоцировать людей на ненависть к друг другу. Да, сегодня не было парада. Но зачем проводить парад, если нет Верховного Главнокомандующего. Ведь он на параде в Москве. Как написал предыдущий комментатор, в следующем году Казахстан проводит ЭКСПО-2017 и почти все затраты уходят туда. но вместо парада в каждом городе Казахстана с многотысячным населением проходит парад Бессмертный Полк. Моя бабушка и тетя лично участвовали в параде, хоть и было ненастно. а насчет так называемого геноцида русских в Казахстане, это вы перегибаете палку и опять таки врете. В Казахстане больше половины населения русскоязычные. А государственных языков два: казахский и русский. И обязанность каждого гражданина знать эти государственные языки. так как это действительно в будущем и дальнейшем будущем будет влиять на карьеру. Повторюсь еще раз: 2 Государственный языка, обязанность гражданина, карьера. И не надо впихивать в эту статью про парад которого не было, придуманные проблемы о судьбе русских и русскоязычного населения в Казахстане. А автору статьи нужно почитать историю или хотя бы вникнуть в то, что пишет. Ведь он этой своей статьей разрушает восприятие будущего поколения России с неокрепшей психикой и случайно прочитавших это на досуге неприязнь к казахскому народу, к соседним государствам, котрые бились бок о бок и не делились на казахов, русских, узбеков, кыргызов и других братских народов. советую внимательно читать статьи и меньше слушать разных врагов народа, сеющих раздор. Мира всем и с праздником Великой победы.
10 мая 2016, 21:30
Согласен, автор перебарщивает, но вы живете в Астане и не можете всего знать. У меня есть знакомые в Караганде и они четко обозначают, что русским там жить совсем не весело. Не на бумаге в цифрах статистики, а в реальной жизни с закоренелыми проблемами многонационального общества, которое травят между собой.
10 мая 2016, 13:19
После Назарбаева Казахстан рухнет,как и Украина.Неудивительно,если Россия сама принимала участие в изобретении существующего алфавита,поэтому и легко отказываются... когда-нибудь перейдут на иероглифы,обстановка подскажет.
10 мая 2016, 13:35
Увы! А вот мне статья понравилась. Автор очень правильно поднимает вопросы. Ладно, НЕ проведение теперешнего парада 9 мая допустим и не столь страшно! Как пишут блогеры, в Казахстане всего 5 парадов было. Да и сам мною лично глубоко уважаемы Нурсултан Абишевич провел 9 мая у нас в МОскве на НАШЕМ параде! КАк бы хотелось видеть 9 мая и Лукашенко...
Ну, а вот остальные вопросы очень серьезные. Извините. но практически 99% начальников в Казахстане - казахи! Хотя в Казахстане русских - более 21%! Перевод на латиницу - это крайне важно. Вообще невозможно представить, что переход с кириллицы на латиницу "улучшит" казахский язык! Все русское в Казахстане под сильным прессом и жесточайшем контролем.
И не надо забывать, в конце концов, что первый НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЙ бунт в СССР прошел именно в Казахстане в 1986г. И именно по националистическим причинам, тогда вместо первого секретаря КП КазССР вместо казаха Кунаева был назначен русский! И националисты пролили первую кровь! Думаю, когда умрет Назарбаев у России возникнут огромные проблемы с Казахстаном. Смотрите. как усилено и насильственно происходит деруссификация исконно русских, а ныне северных земель Казахстана! Так что , не надо иллюзий! Если же я окажусь неправым, с большим удовольствием признаю свою неправоту! С огромным удовольствием! Но...
10 мая 2016, 22:41
Почему вы пророчите проблемы? Все-таки Назарбаев-Назарбаевым, а элиты-элитами. Уйдет Назарбаев, придет тот, кто продолжит его путь. Слишком авторитарная страна Казахстан, что бы допустить резкую смену курса.
11 мая 2016, 05:34
Что бы начальником быть тут экзамен сдают, один из важнейших критериев -знание государственного языка, если русские его не учат это чья проблема?
10 мая 2016, 21:24
Мироненко явно сыграл на руку казахским националистам, показывая позицию некоего меньшинства русских. Это и есть маленький росток национальной розни, зарождающийся в умах.
11 мая 2016, 05:32
Что за бред? В Казахстане так же праздновали День Победы как и в России. И акция "Бессмертный полк" была и ветеранов чествовали. и массовые гулянья были. Что же касается парада, то его никогда и не было, кроме 70 летия Победы, парады здесь проводятся только на 7 мая и то не каждый год. Что касается латиницы, то на нее уже 20 лет переходят, все никак не перейдут. Видимо автор не знает специфику реформ в Казахстане, каждая реформа - это только распил бабла отчет об ошибках в системе, и на этом ВСЕ...Ну кроме разве коммунальных.. Этот автор такими статьями и порождает истерию и нагнетает ситуацию. Пишите о том, что знаете, если вы хоть о чем нибудь знаете. Кстати идея ЕвразЭС была предложена именно Назарбаевым
12 мая 2016, 04:16
Для господ Русской национальности это служит нагнетанием обстановки что все вокруг враги и только вы в своей странекак на островке благодати с кусом хлеба и воды противостоите и прорветесь. Господ Русской национальности настрайвают против Казахской национальности последним оплотом и дружеской страной.
господа Казахи когда про вас или вашу страну пишуь Плохо и ужастно и обвиняя в том что не было или выдавай единичные случаи за повсеместные задайтесь вопросом почему? Почему не трогают Азербайджан? ПОчему не трогают Армению, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан? Хотя как мне уже рассказывала русская женщина что ееиз Туркменистана выперли и это правда наидите очивидцев, но в вашец стране Казхастане такого никто не делает, значит Вам неочем обсуждать вам просто сели на голову, также Вас хотят спровоцировать всех национальистов и патриотов естественно появляющихся на фоне таких статей и высказывании лимоновых, Жериновских, и Путина как мне известно. Стоит Вам увеличить количество коментариев в социальных сетях как тут В одном из федеральных каналов появитсья шоу об увеличений антироссийских настроении и когда народ настроят против Вас то к вам введут воиска или акупируют ведь не серкт что плавный переход власти в Казахстане хотят сорвать и воспользовавшись аккупировать ваши территории. Кончено не обращайте внимание на мой пост просто это видно по Абхазии, Украине, Преднестровье, Карабахе итд итп Не поддавайтесь на глупейшую провакацию заказанных статей.
13 мая 2016, 08:49
Вопрос в том кто и зачем ее заказал?
14 мая 2016, 09:16
а что я должен понять по Абхазии и Преднестровью там народы давно просятся под покровительство России не веришь съезди и спроси всех хотят жить мирно а не то что сейчас творится в хохлостане
13 мая 2016, 09:53
назарбаеву понравилось, как вукраине, за её вражду с Россией, англо-саксы денежки дают. Кто-то пишет, что русские в казакстане имеют равные права. В Семиречье - на минуточку, истинно русской земле - преобладает славянское население, а начальники все казахи. Уральск был чисто русским городом - сейчас там одни казахи. И вообще, кто и из чего создал КазССР. Была Киргизия и хватит бы! Мой прогноз ешё с 1991г - земли т.н. казакстана должны быть возвращены России. И это обязательно произойдёт.
15 мая 2016, 17:15
Все "президенты" выходят из жилетного кармана мировых банкиров, а у Астаны две первые буквы переставьте, и будет понятно, почему в этой новой столице происходят пышные сомнительные мероприятия.
16 мая 2016, 00:20
При СССР я много раз бывал в Казахстане, особенно в Алма-Ате. Больше всего меня поражало, что дети казахской интеллигенции и элиты знают и любят русский язык и русскую культуру зачастую больше самих русских. Даже порой свой язык они знали хуже. Сейчас, возможно, все изменилось и вектор поменялся. Если так, то вопрос: почему? Не мы ли сами допустили, что вор Ельцин развалил СССР и с ним вековую дружбу? Сегодня Россией правят воры и коррупционеры. Что казахи с них должны брать пример? Не удивлюсь, если тюркизация скоро поставит вопрос об отделении всех тюркских "автономных" республик РСФСР , а не только уже отделившихся. Нечего на зеркало пенять , коли рожа крива. И не надо себя убаюкивать и обольщаться. Если они отвернутся от русских , потакающих своим ворам-правителям, так уж отвернутся. Поздно будет вспоминать о былой дружбе. О себе пора подумать, о своих детях.На каком примере они воспитываются. Ведь они ,кроме "воризма" и воровской "вертикали", ничего не видели.
21 мая 2016, 10:36
Казах русскому брат . сосед и друг!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»