Русский витязь навечно
Пилот истребителя Су-27 пилотажной группы «Русские витязи». Фото: Митя Алешковский/ТАСС

Пилот истребителя Су-27 пилотажной группы «Русские витязи». Фото: Митя Алешковский/ТАСС

Пилот Су-27 ценой жизни увел падающий самолет от жилых домов

Вчера, 9 июня, в Пушкинском районе Московской области потерпел катастрофу самолет Су-27 пилотажной группы «Русские витязи». Военный летчик Сергей Еременко до последнего пытался увести его от жилой застройки и заплатил за это жизнью — не успел катапультироваться. Наряду со своим коллегой Олегом Пешковым, погибшим в Сирии, и лейтенантом Александром Прохоренко, вызвавшим огонь на себя во время взятия Пальмиры, Еременко вошел в пантеон современных российских героев. Новая сильная эпоха, в которую, кажется, вступила наша страна, дает возможность проявиться лучшим качествам русских людей.

«Русские витязи» участвовали в церемонии открытия памятника погибшим авиаторам в поселке Ашукино. В торжествах принимали участие замминистра обороны России Юрий Борисов и главнокомандующий ВКС Виктор Бондарев. Трагедия случилась уже после мероприятия, при возвращении пилотажной группы на запасной аэродром. Пилотируемый Еременко Су-27 загорелся и упал в узкой лесополосе, в довольно плотно застроенном районе между Софрино и Абрамцево. Ближайший от места падения населенный пункт — деревня Мураново. Никто из местных жителей не пострадал.

Судя по всему, самолет взорвался уже на земле. Взрыва в воздухе никто из свидетелей катастрофы не заметил. Падая, самолет пробил просеку длиной около 100 метров. После взрыва его части разбросало по лесополосе. Фрагменты фюзеляжа, кабина, двигатель лежали отдельно. Тело летчика было обнаружено вне кабины, рядом лежал нераскрывшийся парашют. Су-27 оснащаются лучшими в мире катапультами К-36 конструктора Северина, позволяющими спасать жизни пилотов даже с нулевой высоты. Очевидно, уверенный в надежности системы спасения Еременко тянул с катапультированием до последнего.

Для этого у летчика были причины. Падение на жилые дома неминуемо привело бы к многочисленным жертвам. «Возможно, у него не хватило времени и высоты для того, чтобы катапультироваться, так как он уводил машину в сторону от населенных пунктов», — считает бывший командир Еременко в пилотажной группе «Стрижи» Валерий Морозов. Именно на это обстоятельство указывается и в пресс-релизе Минобороны. Еще один военный летчик Владимир Попов пояснил: большой разброс обломков свидетельствует о том, что самолет ударился о землю плашмя, а значит, Еременко уже выводил его из пике, но ему не хватило каких-то 30–50 метров.

Подобные ситуации, к сожалению, не редки. «Было огромное количество примеров в истории авиации, особенно военной, когда в случае каких-то неприятностей с техникой экипаж, понимая, куда летит самолет, старается увести его от густонаселенных районов. На это уходят драгоценные секунды, которые приводят к тому, что потом уже нет возможности катапультироваться, потому что слишком маленькая высота... Это наивысший критерий благородства летчика и его профессиональной подготовки и высочайшая оценка его человеческим качествам: он, не считаясь со своей жизнью, предотвращает гибель других людей», — напомнил заслуженный летчик СССР Олег Смирнов.

О точных причинах падения Су-27 станет известно позже. Черные ящики найдены, они в хорошем состоянии. Комиссия Минобороны уже приступила к работе. Пока основная версия — отказ двигателей. О причине можно только догадываться — в 2015 году самолет прошел капремонт, и его техническое состояние нареканий не вызывало. Также известно, что на аэродроме в Кубинке, где базируются «Русские витязи», перед каждым, даже рядовым полетом вся техника неоднократно проверяется и тестируется. За 25 лет существования группы было всего две катастрофы с летальным исходом: в 1995 году во Вьетнаме, когда группа летела на российскую базу в Камрань, и в 2009-м на авиасалоне МАКС.

«Сами погибнем, но город спасем»

Сергей Еременко

Сергей Еременко. Фото: mediaspy.ru

Сергей Еременко — летчик 1-го класса, командир звена. «Встал на крыло», как говорят летчики, в 2003 году, когда окончил Высшее военное авиационное училище в Краснодаре. Освоил самолеты Як-42 и Ла-39, а перебравшись в 2010-м в подмосковную Кубинку, пилотировал МиГ-29 и Су-27. Карьеру мастера высшего пилотажа Еременко начинал в эскадрилье «Стрижи» и лишь потом перешел в «Русские витязи». Летчик был грамотный — его общий налет превышал 800 часов. Регулярно принимал участие в показательных выступлениях, представлял вооруженные силы страны. Коллег Еременко по «витязям» в мире знают по именам, настолько высокого класса это мастера. Его гибель — огромная потеря для отечественной авиации, считает бывший командир «Стрижей».

В группе пилотов Еременко благодаря легкому характеру прижился быстро. Простой парень из провинции, из города Зеленограда Ростовской области, был очень силен физически, любил футбол. Из поездок на родину, на Дон, регулярно привозил сослуживцам сушеную рыбу. У Еременко остались жена и две полуторагодовалые дочки-близнецы. Уже известно, что они получат компенсацию — около 6 млн рублей. Хотя никакие деньги не возместят боль от потери отца и мужа.

Всего лишь за месяц до гибели Еременко дал последнее интервью. В эфире утреннего шоу на радиостанции «Наше радио» рассказал о своем ритуале, который повторял перед каждым вылетом, — здоровался с самолетом и похлопывал его по фюзеляжу. «Чтобы матчасть не подвела», — пояснял летчик. А перед полетом — «выспаться, подготовиться, потому что все задачи ответственные». В другом интервью, телеканалу «Звезда», Еременко, сидя в кабине, подробно рассказывал для программы «Военная приемка» о принципах высшего пилотажа. Среди прочего его спросили о системе катапультирования и экстренном покидании самолета. «Надеюсь, не будет такого в моей жизни», — сказал тогда летчик.

В связи с поступком Еременко вспоминается знаменитая песня советского времени «Огромное небо». Автор слов Роберт Рождественский сумел переложить в бессмертные строки реальную историю, случившуюся в 1966 году в Западной группе войск в Германии, а Эдита Пьеха сделала песню популярной на десятилетия.  В основе сюжета — подвиг двух офицеров-летчиков, Капустина и Янова, которые попали в аналогичную ситуацию: у самолета, пролетавшего над густонаселенным районом, отказали оба двигателя. Несмотря на команду катапультироваться, летчики до последнего пытались избежать гибели людей на земле. «Подальше от города смерть унесем. Пускай мы погибнем, но город спасем», — это оттуда.

Еременко принял эстафету мужества у своих знаменитых предшественников. Простой парень навечно встал рядом капитаном Капустиным и лейтенантом Яновым, подполковником Олегом Пешковым и лейтенантом Александром Прохоренко — русскими героями.

Индекс подтасовок и лицемерия Далее в рубрике Индекс подтасовок и лицемерияОчередной Индекс миролюбия, опубликованный в Лондоне, демонстрирует исключительные двойные стандарты

Комментарии

10 июня 2016, 11:13
Да, прямо как в песне. Что поделать, такая уж рискованная профессия у пилотов! Но зато и шанс стать героем! Да, порой посмертно...
10 июня 2016, 11:47
Очень достойный поступок. Офицер-герой.
10 июня 2016, 13:36
"А город подумал - ученья идут..."

Вечная слава российским летчиками, храбрым и беззаветно любящим Россию профессионалам своего дела!
10 июня 2016, 16:31
Земля пухом. Все-таки странно, что катапультироваться не получилось. Может, самолет в воздухе перевернулся?
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»