Новости – Общество
Общество
Кара-ба-бах
Поврежденный дом азербайджанского региона Нагорного Карабаха, после столкновений между армянскими и азербайджанскими силами. Фото: Министерство обороны Нагорно-Карабахской Республики/ AFP
Обострению ситуации и началу военных действий в Нагорном Карабахе способствовала поддержка со стороны США и Турции
3 апреля, 2016 15:15
7 мин
Начало военных действий между Азербайджаном и непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой (НКР) стало ожидаемой неожиданностью. В последние месяцы количество взаимных обстрелов увеличивалось в геометрической прогрессии. Боевые столкновения в ночь на 2 апреля стали логическим завершением нагнетания обстановки.
Что говорят
Установить сегодня «зачинщика» весьма непросто, так как противники свои действия называют ответными, а объективных данных с места событий нет. «Причесанные» сообщения азербайджанской стороны говорят о прорыве ее военными передней линии обороны защитников Карабаха, захвате нескольких высот и населенных пунктов, уничтожении около 200 армянских военнослужащих, шести танков, 15 артустановок и разрушении нескольких укрепленных инженерных сооружений.
Более подробно сообщают о событиях армянские СМИ, что вызывает и больше доверия к их заявлениям. Боевые действия начались одновременно на юге, северо-востоке и юго-востоке Карабаха. Заметного успеха противник не достиг, и армия обороны НКР наращивает свои оборонительные усилия. По последним и неточным данным, азербайджанские военные потеряли по три танка и бронетранспортера, по два вертолета и беспилотника, понесли потери и разведывательно-диверсионные группы противника. Отмечается значительное число погибших с обеих сторон. Минобороны Армении опровергает слухи о начале мобилизации. При этом ее штурмовики Су-25 с авиабазы в Гюмри перебазировались на ереванский аэродром «Эребуни».
Интересен вопрос: почему азербайджанские военные начали боевые действия в отсутствие своего президента Ильхама Алиева? Очевидны два прямо противоположных ответа: либо они не подчиняются своему президенту, либо о предстоящих боевых действиях Алиев знал и дал на них добро.
Предыстория конфликта
Карабахский конфликт ― это очень давние этнополитические межобщинные противоречия между азербайджанцами и армянами на Кавказе. Это единственный конфликт в регионе, в который вовлечены два независимых государства. В 1988 году он стал откровенно межнациональным и к концу 1990-х годов способствовал формированию на Кавказе противостоящих друг другу группировок государств.
В 1991‒1994 годах развернулись масштабные военные действия за контроль над Нагорным Карабахом и некоторыми прилегающими территориями, которые все вместе составляли до 20% от всей территории Азербайджана. Прекращение огня между Арменией и НКР с одной стороны и Азербайджаном с другой было достигнуто в 1994 году и зафиксировано соглашениями в Бишкеке 5 мая.
Примечательно, что по своей сути конфликт является не межгосударственным, а внутриазербайджанским. При этом он ярко демонстрирует противоречия между принципом права народа на самоопределение и принципом территориальной целостности государства.
Армяно-Азербайджанский конфликт, 1992 год. Бойцы армянских вооруженных формирований перед рейдом. Фото: Андрея Соловьева /ТАСС
Кому это выгодно
Делать конкретные выводы сегодня ― дело неблагодарное и преждевременное. Но обозначенный выше вопрос наводит на следующие мысли.
Ильхам Алиев 31 марта встретился в Вашингтоне с вице-президентом CША Джо Байденом и американским госсекретарем Джоном Керри. За словами Алиева о признательности США в вопросе урегулирования конфликта реальной сути переговоров не разглядишь. Но примечательно то, что обострение началось сразу после встреч с американскими высокопоставленными чиновниками.
Более конкретно в этом вопросе выступает Турция. В последние месяцы Анкара недвусмысленно намекала о готовности содействовать горячей фазе карабахского конфликта в ущерб Армении, союзнику России. При этом известно о достаточно сильном турецком влиянии на азербайджанскую военную элиту. Возможный «турецкий след» в нынешних событиях усматривает известный эксперт по странам Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров. По его словам, за последние месяцы Баку посетило «почти все руководство Турции». Сам Эрдоган не сделал этого из-за терактов, но выразил поддержку Алиеву в телефонном разговоре, который состоялся по инициативе турецкой стороны.
Не исключает причастности Турции к началу боевых действий и пресс-секретарь президента НКР Давид Бабаян. «Заявления турецкой стороны во время визита Алиева в Турцию, которые носили пантюркистский характер, заявления об освобождении Карабаха, о братстве, и вот нынешние действия ― все это свидетельствует, что Турция является заинтересованной стороной», ― отметил Бабаян в интервью «Интерфаксу». Его слова подтверждают сообщения из Турции об официальном заявлении турецкого МИДа, которое ожидается в ближайшие часы.
Позицию России озвучили президент, министр обороны и глава российского МИДа. Они предложили остановить боевые действия и решать спорные вопросы мирным путем.
Вероятность того, что Алиев знал, равно как и не знал о предстоящем наступлении азербайджанской армии, можно оценить как 50 на 50. Но в обоих случаях основными причинами начала военных действий, вероятнее всего, могут быть следующие.
Азербайджан за счет немалого притока нефтедолларов увеличил военный бюджет и довел его до уровня госбюджета Армении. На фоне непродуктивных 20-летних дипломатических дискуссий по карабахской проблеме Баку испытывал «комплекс неполноценности» в политико-территориальной сфере. И зачастую первые лица страны говорили о возможности решения этого вопроса силовым путем.
Но кризис на рынке углеводородов привел к финансово-экономическому кризису и резкому ухудшению социальной ситуации внутри страны. Позиции Алиева слабели с каждым днем, и в условиях конфронтации между Россией и Турцией он решил найти поддержку на Западе. С учетом этого видятся два варианта: или он пошел на соглашение с военными, или они начали войну без его одобрения. В обоих случаях это свидетельство его слабости, чем и воспользовался Эрдоган. Проигрывая в прямом противостоянии с Россией, он решил осложнить ей жизнь другим путем. По сути, турецкий президент «подставил» своего азербайджанского коллегу.
А что Россия?
Обострение карабахского конфликта явно не в интересах России, равно как и Армении. Ситуация вокруг Украины и операция в Сирии не способствуют эффективности экономики страны, а еще один конфликт у границ нашего союзника и члена ОДКБ Армении лишь усиливает эту напряженность.
Секретариат ОДКБ постоянно контактирует с Арменией и отслеживает ситуацию в Карабахе. Об этом сообщил пресс-секретарь организации Владимир Зайнетдинов. По его словам, «конкретные шаги со стороны нашей организации согласно уставу ОДКБ, конечно же, предусмотрены», тем более что Армения с сентября 2015 года председательствует в ОДКБ. Зайнетдинов подчеркнул, что генсек организации Николай Бордюжа обсудил ситуацию по телефону с главами МИД и обороны Армении.
Как итог напрашивается следующий вывод. Успехи на фоне Крыма и Сирии резко обострили негативное отношение к России со стороны США и ее ближайшего союзника в этом регионе Турции. Расчет на то, что Россия увязнет в Сирии, не оправдался. Поэтому для усиления напряженности у российских границ были приняты меры для активизации карабахского конфликта. Кроме того, растет вероятность того, что похожая неблагоприятная ситуация с подачи наших «заклятых друзей» может быть создана у российских границ в Средней Азии.
В любом случае нагнетание общей международной напряженности у рубежей России происходит с целью отвлечения ее внимания и сил от других «проблемных мест». Все это делается для повышения напряженности в стране и осложнения внутриэкономической ситуации перед приближающимися парламентскими и президентскими выборами.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости