Каприз императриц и большевичек
Фото: nhpko.ru

Фото: nhpko.ru

Почему кукарское кружево стало туристическим брендом Кировской области

В Кировской области придумали, как увеличить туристическую привлекательность Советска — предложили раскрасить дома в стиле кукарского кружева. Этот художественный промысел сыграл огромную роль в формировании города, сделав его известным даже за пределами России. Кукарское кружево носили императрицы и жены пролетарских вождей, и теперь оно не теряет своей актуальности. Корреспонденту «Русской планеты» рассказали об истории его возникновения и секретах сохранения большого спроса на изделия.

Легенда о прекрасной голландке

Плетением кружев жительницы слободы Кукарка (ныне — город Советск) Яранского уезда Вятской губернии занялись в конце XVIII века. Однако первые их изделия никого не покорили. Простые по узору и технике исполнения, окрашенные в синий — как тогда говорили, кубовый, цвет. Поэтому и сами незатейливые крестьянские кружева называли кубовыми и использовали для украшения полотенец и постельного белья.

— Первое исторически достоверное упоминание о кукарском кружеве, представляющем уже некую художественную ценность, относится к 1849 году, — рассказывает историк Юрий Хорошилов. — Однако все без исключения местные жители свято верят в легенду, записанную знатоком вятских кустарных промыслов Михаилом Шатровым. В 1939 году он издал книгу «Кировские кустари», где говорится, что появление кукарского кружева следует отнести к началу XVIII века.

По Шатрову, Петр I отправил очередного отпрыска знатного рода учиться плотницкому ремеслу в Голландию, где тот влюбился в прекрасную голландку и женился на ней. А по возвращении на родину с молодой женой был назначен мастером на строительстве кораблей в Воронеже. Однако знатный плотник чем-то вызвал гнев государя. И спасая свою жизнь, вынужден был бежать в вятские леса. Здесь, в Кукарке, он зарабатывал на жизнь, обучая местных мужчин плотницкому делу. А его жена оказалась рукодельницей и научила сложному ремеслу плетения на коклюшках вятских женщин.

— Якобы именно поэтому кукарские плотники считаются одними из лучших в стране, а кукарское кружево ничем не уступают лучшим творениям всемирно известных голландских мастериц, — продолжает Юрий Хорошилов. — Но, разумеется, все это не более, чем популярная легенда. Поскольку искусство плетения кружев пришло в Кукарку из Великого Устюга, очевидно, что корни у него вологодские.

Фото: marketologi43.ru

Пелеринка для Александры Федоровны

К началу 70-х годов XIX века кукарские кружевницы продавали больше кружева, чем вологодские. Огромным спросом, в том числе и в столицах, пользовалось все, что они создавали: льняные воротнички, скатерти, салфетки, пелерины, рукавчики, узорные полосы для постельного белья.

— В 1893 году в слободе Кукарке организовали земскую школу кружевниц с трехгодичным сроком обучения, — рассказывает корреспонденту РП историк, краевед Игорь Максимов. — Желающих учиться там оказалось настолько много, что уже через год руководству школы пришлось временно приостановить набор. Первыми преподавателями стали выпускницы Мариинской практической школы кружевниц Санкт-Петербурга. В качестве учебных пособий выступали выписанные из столицы альбомы с лучшими образцами кружев. Знакомство с ними позволило кукарским мастерицам выйти на новый уровень, организовать несколько новых школ. А уже в следующем году после основания первой школы их работы удостоились награды на выставке Северо-Американских штатов в Атланте, в 1900 году — золотой медали на Всемирной выставке в Париже.

В 1912 году на работы вятских мастериц обратила внимание императрица Александра Федоровна, посетившая Всероссийскую промышленно-кустарную выставку, где они удостоились диплома, ценившегося выше золотой медали. Часть работ императрица отобрала для своего собственного гардероба, и после этого спрос на кукарское кружево взлетел до небес.

Перед началом Первой мировой войны кружево из Кукарки экспортировалось уже в целый ряд зарубежных стран — Англию, Францию, Швейцарию, Голландию, США, и даже в Японию, куда оно попадало транзитом через Дальний Восток. Правда, большая доля прибыли доставалась не мастерицам, а купцам-перекупщикам. Но умелые рукодельницы зарабатывали достаточно, чтобы прокормить семью.

Цыпочка, мушка и денежка

К началу XX века вятские кружевницы выработали свой узнаваемый и неповторимый стиль.

— Вслушайтесь, как звучат названия мелких элементов, из которых строится узор кукарского кружева: «часовенка», «цыпочка», «трактовая дорожка», «червончик», «денежка», «мушка», «рюмочка», «кудрявые круги». В этих названиях любви и изобретательности не меньше, чем в самих узорах кружева, — рассказывает Ольга Бурлак, кружевница, выпускница Советского профессионального училища №28, ставшего правопреемником первой школы кружевниц, организованной в Кукарке в 1893 году. — Работы кукарских рукодельниц нельзя перепутать ни с вологодскими, ни с елецкими. Наше кружево намного сложнее и разнообразнее. 

Чтобы добиться совершенства, вятские мастерицы никогда не использовали фабричные коклюшки (маленькие деревянные палочки, похожие на барабанные, которые используют при плетении кружева. — РП). У каждой мастерицы был собственный набор коклюшек, сделанных на заказ у проверенного мастера.

Чтобы сплести сложное изделие, нужно было использовать не менее 12 пар коклюшек. Особенно ценились ясеневые и вересовые — у этих видов древесины был самый мелодичный звон. И в руках умелых мастериц они выводили настоящие мелодии — «пели», как говорили про них владелицы.

Лучшими кружевницами считались те, кто умел делать собственные сколки — рисунки, по которым плетется потом готовое кружево. Эти листы с контуром будущего узора прикрепляли к бубну — гладкому валику, набитому опилками и обтянутому тканью. А затем, прикалывая булавки в обозначенные на рисунке места, начинали работу с нитью. Один сколок из плотной бумаги или картона использовался несколько раз, а на изготовление сложного изделия могло уйти несколько месяцев.

Если раньше вятские рукодельницы работали в основном со льном, то к началу XX века они начали изготавливать изделия с вплетенными в узор золотыми и серебряными нитями. А узоры из кружев стали настолько сложными и утонченными, что иногда в них можно было разглядеть диковинные цветы и легкие крылья бабочек.

Фото: nhpko.ru

Дырка в скатерти

С приходом к власти большевиков и началом гражданской войны кружевной промысел в Кукарке пришел в упадок, все школы были закрыты. Но уже в 1920 году здесь вновь была основана первая артель мастериц. Всего через 10 лет в ней трудилось уже свыше 1 тыс. работниц.

— Правда, сюжеты их работ начали меняться в духе времени: место причудливых растительных узоров в стиле модерн заняли трактора и сеялки, пятиконечные звезды и колосья пшеницы, ордена и танки, — рассказывает Игорь Максимов. — Ничего не поделаешь: жены новой партийной элиты тоже хотели ходить в дорогих кружевах как аристократки, но требовали идеологически выдержанных изделий. Пример им подавала Надежда Константиновна Крупская, ценившая кукарские кружева, которые мастерицы присылали ей в подарок, как раньше императрице Александре Федоровне.

Самый сложный период вятский народный промысел пережил во времена перестройки. Научиться выживать в условиях рынка оказалось непросто. Однако постепенно все встало на свои места.

— Директор нашего училища Галина Ивановна Горохова рассказывала, как наше кружево стало частью высокой моды, — рассказывает Ольга Бурлак. — С огромным трудом она договорилась о встрече с модельером Вячеславом Зайцевым и привезла к нему в Москву кружева и главную гордость училища — огромную льняную скатерть филигранной работы. Кутюрье посмотрел все образцы, но заинтересовала его только скатерть. Увидев ее, он тут же позвал помощника и сказал: «Вот здесь по центру вырежьте дырку — мы из нее юбку сделаем!» Галина Ивановна чуть в обморок не упала, когда поняла, что вот так сейчас испортят самое лучшее изделие из коллекции! Но возражать не решилась. И правильно сделала: потом от Зайцева поступало очень много заказов, и именно по его инициативе в училище впервые стали плести разноцветные кружева и снова начали работать с натуральным шелком.

Сейчас у вятских кружевниц проблем со сбытом изделий нет — все они расходятся как горячие пирожки. Ассортимент постоянно расширяется: мастерицы готовы сплести и вечернюю сумочку, и сапожки для невесты. 

Ювенальная юстиция побеждает Далее в рубрике Ювенальная юстиция побеждаетМинистр образования и науки России Дмитрий Ливанов отправляется подписывать ювенальную Стратегию действий в интересах детей

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»