Новости – Общество
Общество
Каноны иконописи
Фото: Елена Горбачева / «Русская планета»
В Москве открылась выставка современной православной иконы
12 декабря, 2015 08:00
6 мин
Впервые лучшие произведения церковного искусства собрали в одном месте. «Русская планета» побывала на выставке и разобралась — какой будет новая иконопись и можно ли вернуть ее традиции, почти на век уничтоженные революцией.
Живое искусство
Более ста двадцати икон, взятых из действующих храмов, частных коллекций и мастерских — искусствовед, ведущий специалист по современной иконе Ирина Языкова собирала экспозицию для выставки по всей России. По ее словам, целью этой работы было показать: иконопись — это не мертвая традиция прошлых веков, а живое искусство.
— С одной стороны, икона – это искусство канона, — рассказывает Языкова. — Но современная иконопись динамично развивается. Представленные на выставке работы это доказывают. Многие из этих образов уже стали культурной ценностью. А лучшим подтверждением того, что традиции иконописи не утеряны, можно считать то, что образы, написанные современными мастерами, становятся чудотворными. Как, например, икона «Неупиваемая чаша» работы Александра Соколова.
На вопрос РП, есть ли приметы нового времени в каноничном искусстве, Языкова ответила, что такой традицией можно назвать памятники святым.
— Еще в древней Византии от такого способа отображения решили отказаться в пользу плоского рельефа. Так что, с одной стороны, скульптуры находятся вне церковных традиций, тем не менее, это искусство, пусть и светское. Мы часто говорим о каноничности, но есть еще один термин «иконичность». Это взгляд на мир как на икону Божью. С этой точки зрения иконичным может быть любой вид искусства, от скульптуры до кинематографа.
По ее словам, сложно было уговорить предоставить для экспозиции свои работы архимандрита Зинона (Теодора), одного из самых известных иконописцев в современной России. Приняв монашеский постриг еще в 1976 году, он сделал иконопись своим главным служением. Архимандрит пишет иконы для храмов и не отдает их в музейные коллекции, так что две его иконы — образ преподобного Исаака Сирина и образ Спасителя — выставлены впервые.
Сам архимандрит уходит от общения с прессой. Однако РП удалось задать несколько вопросов его ученику, 67-летнему иконописцу Александру Чашину, чьи работы тоже присутствуют на выставке.
— Вы почти 35 лет рисуете иконы. Как пришли к этому?
— Я вообще не думал, что буду писать иконы. Как-то я гулял, шел сильный дождь. Я находился неподалеку от Даниловского монастыря и зашел внутрь. Там я увидел, как работает Зинон, и сразу понял, что он гений. Я попросился помогать ему растирать краски. Полгода я их растирал и с каждым днем все больше убеждался в его мастерстве.
«Жены-мироносицы у гроба господня», Александра Чашкина
«Жены-мироносицы у гроба господня», Александра Чашкина. Фото: Елена Горбачева / «Русская планета»
— Что такое канон?
— Все работы, которые вы здесь видите, отражают поиск стиля современными иконописцами, оставаясь тем не менее в рамках традиционной иконописи. То есть — в каноне. Но часто канон воспринимается лишь как похожесть деталей. Многие иконописцы на самом деле — ремесленники. Они делают работу для храма и думают, что если точь-в-точь воспроизведут тот или иной образ — это и будет считаться признаком мастерства. Но настоящий художник всегда привнесет что-то свое. Тот же Рублев, когда копировал Владимирскую икону Божией Матери,создал свою, уникальную икону. Так что я бы охарактеризовал канон иначе: изображение преображенной действительности на основании опыта веков.
Пропустить через себя
Денис Иванников — один из молодых мастеров, представленных на выставке. Он увлекся мозаикой еще во время учебы в Российском православном университете на факультете иконописи и монументальной живописи.
Мозаика — искусство имперское, дорогостоящее, говорит он. Сейчас редко какой храм украшают мозаикой полностью, чаще это отдельные элементы. Но из мозаики можно делать не только большие панно, но и красивые небольшие иконы, их можно и дома поставить. Так появилась идея создания мозаичной мастерской.
— Сама технология очень простая, известна человечеству еще с древнейших времен, — рассказывает Иванников. — А вот основа, клей, на которую ложится мозаика — современная. Химическая промышленность шагнула далеко вперед и производит многокомпонентные клеи, на которых мозаика будет держаться почти что вечность.
— Ограничивает ли канон творческую свободу мастера?
— Канон — это на самом деле хорошо. Это не сдерживающий фактор, а рамки, которые позволяют художнику не увести данный вид искусства в сторону каких-то мистических переживаний. Что можно рисовать, а что нельзя, чувствуешь, скорее, интуитивно. Например, мозаичная икона преподобного Онуфрия: здесь я позволил себе немного «повольничать», выполнил ее на грубом состаренном дереве. В иконописи фон несет в себе смысловую нагрузку, это символ преображенного света Христова. А здесь — простое, грубое дерево. Но это не выход за грань канона. Я хотел подчеркнуть аскетизм самого Онуфрия. Его фигура сама по себе является носителем Света Божьего.
— Что вдохновляет на создание иконы?
— Чтобы образ получился, его нужно прочувствовать, пропустить через себя. Внутреннее состояние художника всегда отразится на его творении. Если говорить об Онуфрии — я сперва изучал его житие, и меня потрясла история молодого человека, сына персидского правителя, который в 20 лет взял и ушел в пустыню молиться. Эта история настолько меня зацепила, что я отправился по святым местам, связанным с именем Онуфрия. Этот образ, кстати, освящен на его мощах.
— Правда ли, что в иконописцы в последнее время идут в основном девушки?
— Пожалуй, соглашусь, на иконописном отделении их, и правда, много. Но мозаика — дело все же мужское.
Выставка «Современные иконописцы России» работает до 19 января. Место проведения: выставочный зал «Царская башня», Комсомольская площадь, 2 (здание Казанского вокзала)
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости