Новости – Общество
Общество
Как воспитать патриота
Фото: Алексей Павлишак / ТАСС
В системе ценностей родителей патриотизм не на первом месте
3 июня, 2015 13:35
11 мин
Российское Правительство одобрило и опубликовало «Стратегию развития воспитания». На стадии формирования программа подвергалась критике, осталось множество претензий и к последней редакции. Большинство оппонентов документа так и не увидели в ней главного — как привить ребенку дух патриотизма.
Как воспитать патриота? К счастью, этим вопросом пока еще задаются многие родители. Все же школьное воспитание XX века не прошло даром. Большинство психологов и педагогов уверены, что патриотизм это присущее человеку чувство, такое же точно как любовь к родителям. Срабатывает, если угодно, комплекс самосохранения, каждый родитель понимает, что хорошо бы чтобы его дети любили — мало ли что? Только вот многие ли делают для этого что-то? Практика показывает, что, к сожалению, нет.
Чему надо научить ребенка? Чтобы он «не пропал в этой жизни». За этим высказыванием кроется столько гадости и мерзости, что нет желания даже раскрывать его. Плохому учить точно не надо, все гадкое поджидает ребенка уже дома, начиная с отношений в семье и заканчивая телевизором или компьютером. Плохому учит отчасти улица. Далее школа, где уже не одно десятилетие отсутствует в принципе «воспитательное содержание обучения». И никак нашим либералам в Минобре не объяснить, что, учить, не воспитывая, невозможно, что это основа, классика педагогики.
«Патриотизму учить надо, — уверен доцент Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов. — Я бы даже проговорил так: «рассказывать» за что ты любишь Родину, самыми простыми и доступными словами». Поэтому чтобы воспитать патриота, надо им вначале быть, а сели не получилось, то им стать.
«Недостаточно любить Родину за ее успехи победы, хотя и об этом, особенно теперь, надо рассказывать, — продолжает отец Павел. — Но, прежде всего, надо рассказывать о любви к тому нравственному идеалу, под которым Россию понимали наши лучшие люди».
Для этого надо учиться самому вместе с ребенком, другого пути нет. Просто выучить несколько цитат и пересказать не получится. Современные дети могут быть какими угодно, плохими или хорошими, но они все невероятно чуткие, и могут проглотить ложь от кого угодно, но только не от своих родителей. Часто приходится слышать жалобы: «Я ему говорил. Я его предупреждала». От слов толка нет, если сам родитель зачастую поступает вразрез с тем, что говорит.
Например, есть словосочетание, от которой у русского человека вообще-то должен дух переворачиваться: «эта страна». Позволив себе хоть раз прийти с работы раздраженным или униженным начальством и в сердцах кинуть эту фразу, так просто в воздух: «В этой стране ничего нельзя сделать нормально — в этой стране тебя не оценят никогда!» взрослые сами закладывают отношение к Родине у детей. Стоит ли удивляться, что через несколько дней сын или дочь, вернувшись из школы, так же в сердцах скажут: «В этой стране невозможно учиться». Логическим продолжением станет модная присказка: «Валить надо из этой страны». Куда? Зачем? Эти вопросы вдруг перестают быть актуальными.
Вспоминается, как лет двадцать назад, по Первому каналу показывали приезд Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской. У всемирно известной певицы намечался впервые за долгие годы юбилей в родном Большом Театре. Тогда, в 1998 году еще у многих была уверенность, что съездить, пожить и поработать за границей — это все равно, что прокатиться на подмосковную дачу, на недельку-другую. На вопрос журналиста, советует ли Галина Павловна молодым оперным исполнителям пройти стажировку за границей, Вишневская ответила: «Где родился там и пригодился! Пусть едут! Если хотят хлебнуть горя по самую макушку. Поймите, нас с Ростроповичем выгнали! И уехали мы очень известными в мире исполнителями. Звездами! И то, первые годы мыкались неизвестно как – есть порой не на что было. А прекрасно учиться можно и в Москве, главное – чтобы было желание учиться».
Мстислав Ростропович и Галина Вишневская во время приезда в Москву, 1997 год
Мстислав Ростропович и Галина Вишневская во время приезда в Москву, 1997 год. Фото: Владимир Яцина / ТАСС
Не думается, что сейчас нельзя поехать куда-нибудь учиться за границу, тем более учитывая жуткий уровень образования, который нам все чаще и больше предлагает «реформированная» средняя и высшая школы. Главное в том, что уехать можно по-разному — можно «Иваном себя и родства не помнящим», а можно патриотом — русским, гражданином своей страны. Даже в практическом смысле это необходимо: «нерусские», то есть не обладающие традициями русской культуры и особенностями русского и советского образования, никому не нужны. Там и своих хватает, и других — из разных стран.
Профессор МГУ, философ Андрей Ашкеров говорит: «Есть две разновидности патриотизма. Одна основана на разграничении родного и инородного, другая — на восприятии родного как вселенского. Первый патриотизм — нутряной, дорефлексивный. К нему легко взывать, но у него нет языка, чтобы дать ответ. Это патриотизм народа, который безмолвствует. Второй патриотизм предполагает понимание и интерпретацию, он шире простого отношения к Родине. Это способность поместить себя внутрь эпоса, представить происходящее с тобой через категорию исторической судьбы».
Вот для того, чтобы «поместить себя внутрь эпоса» и необходимо патриотическое воспитание. Необходимо, раз этого нет или недостаточно в школе, чтобы этим занимались родители. Доцент кафедры психологии РПУ им. Иоанна Богослова Надежда Храмова продолжает мысль:
«В 90-е годы нам сказали — никакой идеологии! Но любой образовательный процесс без идеологии невозможен. Это просто противоречит методике преподавания любого предмета и гуманитарного и естественнонаучного. К нам пришел либерализм, который на практике исключал все русское, российское как ценности, даже чисто в научном отношении. Вплоть до того, что стал в нашей школе, нашим ученикам внедряться ген войны, комплекс неполноценности, что это якобы русские начали Вторую мировую войну! Когда в школе сейчас убирают содержание образования, то это вообще конец. Потому что только содержательный и воспитательный элементы могут чему-то вместе научить. Ведь патриотизму «в лоб» не учат, все это происходит через учебники литературы, истории, тоже физики и математики».
Павел Великанов считает, что в науке и общественной дискуссии пора определиться с понятиями. Особенно со словом «либерализм»: «Одно дело либерализм в США, и совершенно другие понятия это слово несет в России. Для науки и общественных обсуждений — это крайне запутывает и, самое главное, разъединяет людей». Андрей Ашкеров добавляет: «Чтобы русский был свободным — не надо исповедовать либерализм».
Кажется, что сейчас нет ярых противников единого школьного учебника, например, по истории. Но отсутствие утвержденного и общепринятого содержания образования просто пугает. Известный публицист Александр Привалов пишет: «Почитайте знаменитый ФГОС (Федеральный государственный стандарт образования), где написано, каким должен быть выпускник наших с вами отечественных школ. Душеспасительное чтение. Вы узнаете, что выпускник этот шестикрыл, как Серафим, и умен, как три Аристотеля. Он обладает математическим мышлением, географическим мышлением, физическим мышлением и мышлением химическим. Это все написано в стандарте. Там не написано только, знает ли он теорему Пифагора. Знает ли он закон Ома, знает ли, с какой стороны от России пролегает Северный морской путь. Это неизвестно. Но географическим и физическим мышлением он обладает». Что именно в этих учебниках будет воспитывать патриотизм у наших выпускников тоже осталось тайной.
Выпускники на Красной площади
Выпускники на Красной площади. Фото: Алексей Филиппов / ТАСС
Всеобщая атмосфера обсуждения проекта единого школьного учебника по истории заставляет задуматься, вдруг там не окажется битвы при Калке, переправы Наполеона через Березину, сдачи врагу Смоленска, или Куликовской битвы не будет. Идет же борьба с негативом.
Доцент отец Павел Великанов говорит: «Очень важно, чтобы ребенок любил тот идеальный или не идеальный, но видимый Божий образ России таким, каков он есть, без оценки, просто любил. Нельзя из истории делать миф. Потому что это заканчивается одним – травмой! Травмой и разочарованием для ребенка. После которого патриотом он вряд ли станет. Одно дело, когда мы превращаем историю в миф, и совершенно другое дело, когда мы на основании знаний, создаем, по Алексею Лосеву, «миф той будущей России, к которой нам вместе идти, к тому, к чему мы прийти должны». Вот это и есть воспитание патриотизма. И да — это труд. Философ и поэт Ольга Седакова добавляет: «Любят вот эту Россию. Россию, которая живет и мыслит — и значит, живет не для себя. А нам предлагают образ России, которая живет назло всем. Кому такая страна нужна?».
Такая кукольно-пластилиновая страна не нужна, прежде всего, нашим детям. Если механически повторять заученные фразы, сыпать оторванными от жизни лозунгами, каждый увидит на лице ребенка скуку, и даже брезгливость. Но, когда детям рассказывают конкретную историю о том, как с семьей опаздывали на последний эвакуационный поезд, уходящий из Киева, как будучи в оккупации расстреляли двоюродного брата, потому что он передал перевязочные материалы раненому партизану, как перевернулось судно в Кольском заливе с нашими моряками из-за халатности работников судоверфи, они внимательно слушают. Это и есть воспитание патриотизма.
Сегодня показать молодому поколению «предания старины глубокой» становится все труднее. Музеев и мемориальных комплексов целое множество и есть что посмотреть, но организовать экскурсию, по словам учителей довольно сложно. Необходимо собирать целый ворох справок и разрешений. Директоры и учителя, которые продолжают возить учеников по историческим местам, буквально совершают подвиг.
Некоторые родители уверены, что детям не стоит посещать места, например, связанные с войной, где можно увидеть много чего нелицеприятного. Надежда Храмова комментирует: «Как раз наоборот. У ребенка формируется визуальная память, нравственное ощущение, а не социально-психологическое чувство вины, как порой нас пугают наши либеральные оппоненты, напротив, у детей возникает чувство достоинства и уверенности». Ребята слушают и про жуткий быт с крысами и тараканами во время и после войны, и про измены военного времени, слушают горькую, неприятную правду. Только так может зародиться любовь к своей стране, ведь любят не за что-то, а вопреки всему. «Патриотизм, это в первую очередь любовь, — завершает протоиерей доцент Павел Великанов. — Любовь к быту, нраву, правде. Патриотизм должен определяться как замысел, забота Бога о человеке. Каким бы этот замысел не был, ведь не просто так Бог поселил тебя в России и сделал русским. Значит, у тебя есть цель, есть предназначение. Есть смысл жизни».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости