Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Как убивали отечественное вагоностроение

В вагоносборочном цехе Тверского вагоностроительного завода. Фото: Владимир Смирнов / ТАСС
Для Московского железнодорожного кольца выбрали самый неудобный и дорогой вариант
Леонид Михеев
26 ноября, 2015 12:00
9 мин
Судя по всему, производство пригородного подвижного состава в России скоро прикажет долго жить. Причина в том, что наши чиновники и госкомпании упорно продолжают делать ставку на иностранного производителя. Так, немецкая компания Siemens вскоре может получить контакт на поставку поездов для Московской кольцевой железной дороги — самого амбициозного пассажирского проекта в России.
Единственный безубыточный
Пригородные железнодорожные перевозки стали убыточным бизнесом с началом реформы железных дорог, т. е. после 2003 года. Вначале за них отвечало Министерство путей сообщения, затем — ОАО «РЖД», а в итоге операторов стало слишком много: и РЖД, и региональные правительства, и специально созданные операторы — пригородные железнодорожные компании. Надо ли уточнять, что при такой организации процесса порядка в этой области не стало совершенно никакого, что и привело к закономерному коллапсу пригородного железнодорожного сообщения в начале года, когда проблему пришлось лично решать президенту России Владимиру Путину.
На фоне в целом убыточного сектора островком благополучия и стабильности выглядит Центральная пригородная пассажирская компания, работающая в Москве и области — единственный безубыточный оператор из 26. Ее доля в пригородных пассажирских перевозках Московского железнодорожного узла составляет более 80%, а в пригородных железнодорожных перевозках по России — 60%. Ежедневно ЦППК отправляет 1,6 млн пассажиров.
Эта компания отвечает и за строительство Малого кольца Московской железной дороги. Конечно, вести эту деятельность без бардака ей не удается, что приводит и к фактам воровства, и к сдвижению сроков. И очередным подтверждением некомпетентности руководства ЦППК стала отмена тендера на выбор подвижного состава… по причине отсутствия заявок. Это очень странно с учетом того, что поезда, удовлетворяющие требованием этого конкурса, в нашей стране производят всего две компании: «Трансмашхолдинг» (поезд «Иволга») и СП «Синары» и Siemens «Уральские Локомотивы» («Ласточка»). Похоже, выбор был сделан заранее.
Электропоезд «Ласточка». Фото: Евгений Степанов / ТАСС
Как прилетели «Ласточки»
Изначально поезда «Ласточка» не фигурировали в данном проекте, а их основное появление в проекте, по мнению эксперта АНО «Центр перспективного анализа и стратегических исследований» Алексея Губанова, можно связывать с двумя факторами.
1. Электропоезда «Иволга» до настоящего времени не готовы: два прототипа сейчас проходят испытания и наладку. Сертификация не пройдена. Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ) не успеет запустить их серийное производство в указанные сроки, в конце 2016 года.
2. ОАО «РЖД» давно подписало долгосрочный контракт на приобретение электропоездов «Ласточка» (1200 вагонов), но стоимость одного поезда, по последним оценкам, превышает 500 млн руб. В РЖД предполагали, что с учетом переноса производства электропоездов в Россию цена значительно снизится, но этого не произошло. Надеяться, что дотационные регионы, в которых до сих пор остро стоит проблема отмены пригородных электричек, начнут массово приобретать столь дорогой электропоезд, и вовсе не приходится. В этих условиях ОАО «РЖД» и решило пристроить 30–35 поездов в один из самых обеспеченных регионов России — Москву.
«Электропоезда "Иволга", безусловно, предпочтительней "Ласточек" хотя бы потому, что последние в первую очередь предназначены для межобластного сообщения (развивают скорость до 160 км/ч, всего две двери в вагоне, ориентированы больше под сидячие места)», — говорит Алексей Губанов. А ведь МКЖД — это некий гибрид метро и электричек. Никому тут не нужны 160 км/ч, а нужно больше дверей для быстрого входа и выхода. «Иволга» соответствует всем вышеперечисленным характеристикам.
Кроме того, более конкурентоспособным должен стать тот поезд, в котором будет минимальное количество зарубежных комплектующих, значительно подорожавших из-за скачков валюты. «Ласточка» к таким проектам однозначно не относится.
Справка:
Малое кольцо Московской железной дороги — один из ключевых проектов модернизации транспортной инфраструктуры Москвы. Само кольцо существует в столице с 1908 года, но более века использовалось лишь для грузовых перевозок. С 2010 года началась его реконструкция. МКЖД должно стать, по сути, вторым кольцом метро, которое будет интегрировано в его систему. Всего на МКЖД, протяженность которого составляет 54 км, запланирована 31 станция. Каждая из них будет работать в режиме транспортно-пересадочного узла. Движение по МКЖД откроется осенью 2016 года. Скорее всего.
Хитрый тендер
То ли потенциальных участников тендера забыли оповестить, во что верится с трудом, то ли для отмены тендера были весомые причины. И встает вопрос взаимосвязи этих причин с экономикой страны. На фоне кризиса правительство пытается, пусть и не очень успешно, реализовать программу импортозамещения, поэтому выбор, например, немецких поездов для обслуживания подмосковных железнодорожных перевозок будет выглядеть оригинально. Другое дело, если тендер отменят — тогда выбор в пользу немцев окажется как бы вынужденным.
По мнению исполнительного директора юридической компании HEADS consulting Никиты Куликова, учитывая, что производителей и вариантов подвижного состава со схожими характеристиками всего два, неучастие в тендере одного из них может быть связано либо с заниженной ценой, либо с картельным сговором производителей. Первый вариант маловероятен. Раз тендер все-таки был объявлен, то коммерческие предложения были получены, а стоимость — вычислена. «Таким образом, методом исключения можно предположить наличие картельного сговора производителей, которые рассчитывают заключить договор на интересующих их условиях. И отказ от тендера — это не самая лучшая затея, она не в интересах ОАО "ЦППК"», — говорит Куликов.
В сборочном цехе завода Siemens, выпускающем электропоезда. Фото: Максим Шеметов / ТАСС
Любопытна в этой связи позиция чиновников. Первый заместитель руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Гамид Булатов заявил порталу Gudok.ru, что выбор подвижного состава — прерогатива перевозчика. Ничего не скажешь, по-настоящему «государственная» позиция.
Транспортное машиностроение: быть или не быть?
В целом рынок пригородных перевозок, если его правильно организовать, может стать огромной поляной сбыта для отечественных вагоностроительных заводов. К тому же социальную значимость этого сегмента трудно переоценить. По пассажирообороту доля железных дорог в пригородных перевозках всеми видами транспорта превышает 50% в целом по стране, а в отдельных регионах составляет более 80%.
В то же время, по данным Росстата, в 2014 году транспортное машиностроение России продолжило движение по нисходящему тренду. Общая стоимость отгруженной продукции в отрасли транспортного машиностроения в 2014 году составила 403,1 млрд руб., что на 8,3% ниже, чем в 2013 году. Численность персонала сократилась с 232,4 тыс. человек в январе 2014 года до 210,8 тыс. человек в январе 2015 года (-9,3%). Затраты предприятий на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки сократились более чем в три раза — с 3,1 млрд руб. в 2013 году до 0,9 млрд руб. в 2014 году.
Производство пригородного подвижного состава в 2015 году может снизиться до критических для производителей размеров, если не будет обеспечена безубыточная норма производства. Дело в том, что с 1 января 2015 года по решению государства ОАО «РЖД» прекратило закупки пригородного подвижного состава — за исключением закупок по долгосрочному контракту с ООО «Уральские локомотивы», на котором собираются «Ласточки». При этом российские производители, например Демиховский машиностроительный завод, все еще способны предоставить конкурентоспособную продукцию.
Судя по всему, в скором времени Россия потеряет целую сферу транспортного машиностроения. Выход один: консолидировать мощности отечественных производителей, выделять целевые государственные кредиты под низкие процентные ставки, разрабатывать и выводить в серийное производство продукцию достойного уровня для российского и зарубежного рынка.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ