Как убивали отечественное вагоностроение
В вагоносборочном цехе Тверского вагоностроительного завода. Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

В вагоносборочном цехе Тверского вагоностроительного завода. Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

Для Московского железнодорожного кольца выбрали самый неудобный и дорогой вариант

Судя по всему, производство пригородного подвижного состава в России скоро прикажет долго жить. Причина в том, что наши чиновники и госкомпании упорно продолжают делать ставку на иностранного производителя. Так, немецкая компания Siemens вскоре может получить контакт на поставку поездов для Московской кольцевой железной дороги — самого амбициозного пассажирского проекта в России.

Единственный безубыточный

Пригородные железнодорожные перевозки стали убыточным бизнесом с началом реформы железных дорог, т. е. после 2003 года. Вначале за них отвечало Министерство путей сообщения, затем — ОАО «РЖД», а в итоге операторов стало слишком много: и РЖД, и региональные правительства, и специально созданные операторы — пригородные железнодорожные компании. Надо ли уточнять, что при такой организации процесса порядка в этой области не стало совершенно никакого, что и привело к закономерному коллапсу пригородного железнодорожного сообщения в начале года, когда проблему пришлось лично решать президенту России Владимиру Путину.

На фоне в целом убыточного сектора островком благополучия и стабильности выглядит Центральная пригородная пассажирская компания, работающая в Москве и области — единственный безубыточный оператор из 26. Ее доля в пригородных пассажирских перевозках Московского железнодорожного узла составляет более 80%, а в пригородных железнодорожных перевозках по России — 60%. Ежедневно ЦППК отправляет 1,6 млн пассажиров.

Эта компания отвечает и за строительство Малого кольца Московской железной дороги. Конечно, вести эту деятельность без бардака ей не удается, что приводит и к фактам воровства, и к сдвижению сроков. И очередным подтверждением некомпетентности руководства ЦППК стала отмена тендера на выбор подвижного состава… по причине отсутствия заявок. Это очень странно с учетом того, что поезда, удовлетворяющие требованием этого конкурса, в нашей стране производят всего две компании: «Трансмашхолдинг» (поезд «Иволга») и СП «Синары» и Siemens «Уральские Локомотивы» («Ласточка»). Похоже, выбор был сделан заранее.

Электропоезд «Ласточка». Фото: Евгений Степанов / ТАСС

Как прилетели «Ласточки»

Изначально поезда «Ласточка» не фигурировали в данном проекте, а их основное появление в проекте, по мнению эксперта АНО «Центр перспективного анализа и стратегических исследований» Алексея Губанова, можно связывать с двумя факторами.

1. Электропоезда «Иволга» до настоящего времени не готовы: два прототипа сейчас проходят испытания и наладку. Сертификация не пройдена. Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ) не успеет запустить их серийное производство в указанные сроки, в конце 2016 года.

2. ОАО «РЖД» давно подписало долгосрочный контракт на приобретение электропоездов «Ласточка» (1200 вагонов), но стоимость одного поезда, по последним оценкам, превышает 500 млн руб. В РЖД предполагали, что с учетом переноса производства электропоездов в Россию цена значительно снизится, но этого не произошло. Надеяться, что дотационные регионы, в которых до сих пор остро стоит проблема отмены пригородных электричек, начнут массово приобретать столь дорогой электропоезд, и вовсе не приходится. В этих условиях ОАО «РЖД» и решило пристроить 30–35 поездов в один из самых обеспеченных регионов России — Москву.

«Электропоезда "Иволга", безусловно, предпочтительней "Ласточек" хотя бы потому, что последние в первую очередь предназначены для межобластного сообщения (развивают скорость до 160 км/ч, всего две двери в вагоне, ориентированы больше под сидячие места)», — говорит Алексей Губанов. А ведь МКЖД — это некий гибрид метро и электричек. Никому тут не нужны 160 км/ч, а нужно больше дверей для быстрого входа и выхода. «Иволга» соответствует всем вышеперечисленным характеристикам.

Кроме того, более конкурентоспособным должен стать тот поезд, в котором будет минимальное количество зарубежных комплектующих, значительно подорожавших из-за скачков валюты. «Ласточка» к таким проектам однозначно не относится.


Справка:

Малое кольцо Московской железной дороги — один из ключевых проектов модернизации транспортной инфраструктуры Москвы. Само кольцо существует в столице с 1908 года, но более века использовалось лишь для грузовых перевозок. С 2010 года началась его реконструкция. МКЖД должно стать, по сути, вторым кольцом метро, которое будет интегрировано в его систему. Всего на МКЖД, протяженность которого составляет 54 км, запланирована 31 станция. Каждая из них будет работать в режиме транспортно-пересадочного узла. Движение по МКЖД откроется осенью 2016 года. Скорее всего.


Хитрый тендер

То ли потенциальных участников тендера забыли оповестить, во что верится с трудом, то ли для отмены тендера были весомые причины. И встает вопрос взаимосвязи этих причин с экономикой страны. На фоне кризиса правительство пытается, пусть и не очень успешно, реализовать программу импортозамещения, поэтому выбор, например, немецких поездов для обслуживания подмосковных железнодорожных перевозок будет выглядеть оригинально. Другое дело, если тендер отменят — тогда выбор в пользу немцев окажется как бы вынужденным.

По мнению исполнительного директора юридической компании HEADS consulting Никиты Куликова, учитывая, что производителей и вариантов подвижного состава со схожими характеристиками всего два, неучастие в тендере одного из них может быть связано либо с заниженной ценой, либо с картельным сговором производителей. Первый вариант маловероятен. Раз тендер все-таки был объявлен, то коммерческие предложения были получены, а стоимость — вычислена. «Таким образом, методом исключения можно предположить наличие картельного сговора производителей, которые рассчитывают заключить договор на интересующих их условиях. И отказ от тендера — это не самая лучшая затея, она не в интересах ОАО "ЦППК"», — говорит Куликов.

В сборочном цехе завода Siemens, выпускающем электропоезда. Фото: Максим Шеметов / ТАСС

Любопытна в этой связи позиция чиновников. Первый заместитель руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Гамид Булатов заявил порталу Gudok.ru, что выбор подвижного состава — прерогатива перевозчика. Ничего не скажешь, по-настоящему «государственная» позиция.

Транспортное машиностроение: быть или не быть?

В целом рынок пригородных перевозок, если его правильно организовать, может стать огромной поляной сбыта для отечественных вагоностроительных заводов. К тому же социальную значимость этого сегмента трудно переоценить. По пассажирообороту доля железных дорог в пригородных перевозках всеми видами транспорта превышает 50% в целом по стране, а в отдельных регионах составляет более 80%.

В то же время, по данным Росстата, в 2014 году транспортное машиностроение России продолжило движение по нисходящему тренду. Общая стоимость отгруженной продукции в отрасли транспортного машиностроения в 2014 году составила 403,1 млрд руб., что на 8,3% ниже, чем в 2013 году. Численность персонала сократилась с 232,4 тыс. человек в январе 2014 года до 210,8 тыс. человек в январе 2015 года (-9,3%). Затраты предприятий на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки сократились более чем в три раза — с 3,1 млрд руб. в 2013 году до 0,9 млрд руб. в 2014 году.

Производство пригородного подвижного состава в 2015 году может снизиться до критических для производителей размеров, если не будет обеспечена безубыточная норма производства. Дело в том, что с 1 января 2015 года по решению государства ОАО «РЖД» прекратило закупки пригородного подвижного состава — за исключением закупок по долгосрочному контракту с ООО «Уральские локомотивы», на котором собираются «Ласточки». При этом российские производители, например Демиховский машиностроительный завод, все еще способны предоставить конкурентоспособную продукцию.

Судя по всему, в скором времени Россия потеряет целую сферу транспортного машиностроения. Выход один: консолидировать мощности отечественных производителей, выделять целевые государственные кредиты под низкие процентные ставки, разрабатывать и выводить в серийное производство продукцию достойного уровня для российского и зарубежного рынка.

Угроза из «резиновых» квартир Далее в рубрике Угроза из «резиновых» квартирСобственники жилья, промышляющие фиктивной регистрацией приезжих, рискуют нарваться на мигрантов-террористов

Комментарии

26 ноября 2015, 12:51
Все начинается с того, что ответственные лица, прежде чем составлять заказ, думают не о том, как помочь отечественному производителю и своему народу (в данном случае пассажирам), а о том, как поиметь с этого заказа наибольшую личную выгоду. И так происходит практически во всех отраслях. Поэтому у нас и деньги расходуются неэффективно, и выполнение хромает.
26 ноября 2015, 16:00
а это уже недоработка нашей прокуратуры, где доблестные соколы Чайки или следственного комитета Бастрыкина, почему на столько амбициозный и финансово мощный проект они не изучают под микроскопом. халатность одним словом
26 ноября 2015, 21:34
Больше похоже на преступный сговор, или по крайней мере преступную халатность!
26 ноября 2015, 21:32
Ну и почему же об этом начали говорить только сейчас, когда уже только пожимать плечами и затылки честь остаётся?!?
Куда смотрели раньше представители властей, ответственные за это???
03 декабря 2015, 19:48
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
03 декабря 2015, 19:51
Кстати, езжу на ласточках в Химки регулярно, пока все более чем устраивает, уютные они, приятно в них ездить.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»