Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Как старое становилось новым, а потом опять превращалось в старое

Новогодняя елка на Соборной площади Кремля. Фото: Илья Питалев/РИА Новости
РП поздравляет всех, кто отмечает старый Новый год!
Григорий Шугаев
13 января, 2016 16:00
11 мин
Считается, что старый Новый год — праздник исключительно советский, даже, скорее, русский. Но это не совсем так. И вообще, история празднования Нового года на Руси претерпела столько метаморфоз, что вполне можно ожидать, что когда-нибудь старый Новый год вновь станет новым Новым годом.
Празднование Нового года в ночь на 14 января по ныне действующему во всем мире григорианскому календарю связано с тем, что по старому юлианскому (или так называемому старому стилю) эти числа как раз и выпадают на юлианские даты 31 декабря уходящего года и на 1 января нового. В 1582 году Папа Римский Григорий XIII постановил ввести новый календарь, получивший его имя. Проблема, вызвавшая изменения, заключалась в том, что календарь, утвержденный еще Юлием Цезарем и поэтому называвшийся юлианским, был неточен — в нем было на 11 минут больше, чем в тропическом (астрономическом) году. В результате Рождество стало постепенно смещаться от дня зимнего солнцестояния в сторону весны. Таким образом, каждые 128 лет накапливался один «лишний» день. Эти «лишние» дни, накопившиеся только в христианскую эпоху, были попросту ликвидированы: после 4 октября 1582 года сразу последовало 15 октября.
Протестантские и православные страны в штыки приняли «папистское» новшество, объявив его чуть ли не демоническим. Но развитие торговли способствовало унификации календаря, и в конечном итоге все страны перешли на календарь григорианский. До последнего в протестантском мире держались Англия и Швеция (1752 год), в православном — Греция (1926). Советское правительство провело реформу в 1918-м.
Старый Новый год до сей поры празднуют, например, в немецких кантонах Швейцарии. Но там причина заключалась прежде всего в истинно протестантско-народном духе: «Как так? Мы уступили папистам!» Ныне это просто дань народной традиции. Иное дело — Россия. Здесь сошлось несколько важных факторов.
Русская православная церковь не признала и до сих пор не признает григорианский календарь, считая, что все в мире должно идти своим чередом. Тем более что некоторые праздники в году предполагаемого перехода на новый стиль просто бы не отмечались, что для православных невозможно.
Рассматривая двух- и даже возможную в будущем трехнедельную разницу между юлианским церковным и тропическим годами во всемирно-историческом контексте с точки зрения начала и конца мира, православные богословы считали изменения Григория XIII данью миру сему, поступком, ничего не меняющим принципиально в круговороте лет духовных.
Кроме того, для протестантов и православных принципиальнейшей причиной неприятия григорианского календаря стал факт, что часто католическая Пасха стала совпадать с иудейской, что было совершенно неприемлемо. Исходя из евангельского повествования, Воскресение Христово случилось строго после иудейской Пасхи. Позднее протестанты, как и многие из своих доктрин, предали и эту забвению, чего не скажешь о православных, крепко держащихся веры отцов. Кстати сказать, в XX веке большинство православных церквей мира перешло на григорианский календарь, но Пасху все православные исчисляют и празднуют все равно по старому стилю — вместе, в один день.
Верность расчетов церковных праздников по юлианскому календарю доказывает схождение Благодатного огня на православную Пасху
Верность расчетов церковных праздников по юлианскому календарю доказывает схождение Благодатного огня на православную Пасху. Фото: Omer Messinger/ZUMAPRESS.com/ТАСС
На волне кровавых революционных преобразований в народном русском сознании, не искушенном астрономическими знаниями, утвердилась мысль, что новый большевистский календарь — «неправильный», а старый юлианский церковный — самый что ни на есть правильный. И получилось, что Рождество стали отмечать не до Нового года, а после.
Коммунистическая власть стала праздновать Новый год как государственный праздник 1 января по новому стилю. Народ же продолжал отмечать его и в ночь с 13 на 14 января. В общем, Новый год отмечали дважды. Но, борясь с пережитками прошлого, в 1929 году советская власть сразу запретила и Новый год, и следовавшее по новому стилю после него Рождество (7 января). Елки, а также все бытовые новогодние и рождественские традиции были отменены как чуждые революционному пролетариату. И тут стоит вернуться в петровскую эпоху.
Петр I, желая европеизировать Россию, постановил в 1700 году праздновать Новый год 1 января. В указе о нововведении отмечалось, что так поступают во всех христианских странах, ведя летоисчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова, тем более что праздник Рождества празднуется церковью всего за несколько дней до внедряемого новолетия. В этом было некоторое лукавство, о чем мы поговорим позже. Итак, император высочайше соизволил указать: «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселья поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает».
Однако после смерти великого преобразователя обычай праздновать Новый год 1 января постепенно пошел на нет. По-прежнему в официальных документах летоисчисление продолжали вести по петровскому закону. В Зимнем дворце в этот день приемники Петра продолжали давать новогодние балы. В народе же еловые ветви постепенно «перекочевали» к празднованию Рождества. Церковь и народ на петровское нововведение всегда смотрели равнодушно, и прежде всего потому, что не видели в «новинке» никакого духовного смысла. Но так как петровский Новый год выпадал на Святки — период от Рождества до Крещения, когда давались в храме «разрешения на вся», европейский праздник как-то сам «влился» в эти веселые и беззаботные дни.
Картина «Бал в Петербургском Дворянском собрании, 1913 года»
Картина «Бал в Петербургском Дворянском собрании, 1913 года». Художник Д. Н. Кардовский/Эрмитаж
Русская православная церковь всегда относилась и по сию пору скептически относится к празднику. Только где-то с конца 1990-х, «идя навстречу пожеланиям трудящихся», начались кое-где публичные моления о новолетии, православным стали даже иногда давать разрешение на отступление в этот день от Рождественского поста. Большинство же православных часто ограничивается испитием кружки чая или бокала искристого и идет спать, ведь 1 января надо быть в храме — по новому стилю отмечается праздник святого мученика Вонифатия, которому молятся — о парадокс! — об избавлении от беззаконного сожительства и пьянства.
Так почему церковь не видит смысла ни в новом, ни в старом годе? Дело в том, что начало летоисчисления по юлианскому календарю связано с банальной государственной традицией — в этот день избранные комициями консулы вступали в должность. Все. В последующие эпохи и до сих пор западные христиане прежде всего празднуют Рождество. Именно в этот день, а не на Новый год главы государств по телевидению поздравляют сограждан с праздником именно Рождества, а заодно подводят итоги уходящего года и выражают надежду на жизнь лучшую в следующем году.
В России возрождению украшенных елок, подарков, детских утренников именно на Рождество способствовали немецкие принцессы, ставшие со второй четверти XIX века заметными фигурами в придворной жизни Санкт-Петербурга. Из вюртембергских, гессенских, мекленбургских, баден-баденских, прусских принцесс они становились русскими императрицами и великими княгинями. А рождественская елка — старая германская традиция, покорившая примерно за сто лет весь мир. Особенно любила рождественские елки наша последняя императрица Александра Федоровна, унаследовавшая эту любовь от своей бабки английской королевы Виктории, которая, в свою очередь, переняла традицию у мужа – немецкого принца Альберта. До этого в Великобритании и слыхом не слыхивали ни о каких елках.
Наряженную красавицу-елку не разбирали до Нового года. Так что она стала символом и Рождества, и Нового года. Только и всего. Кстати, есть картина и множество рассказов, в которых вождь мирового пролетариата дарит детям подарки. Такое событие действительно случилось в 1924 году, незадолго до его смерти, в Горках. Так вот, там устраивали рождественскую, а не новогоднюю елку для детей.
Что же касается Нового года, то Русская православная церковь начало «нового церковного интердикта» и сейчас празднует по византийской традиции — 1 сентября по старому стилю. В допетровские времена это был большой красочный праздник. На Соборной площади Московского Кремля, перед Красным крыльцом устанавливался большой помост, который покрывался персидскими и турецкими коврами. Устанавливали три аналоя — два для Евангелий и один для иконы Симеона Столпника Летопроводца. Царь с воинством, со знаменами под барабанный бой шествовал в большом царском наряде: в шапке Мономаха, со скипетром и державой. Патриарх в праздничных одеждах благословлял народ.
Так, что мы видим: Новый год — праздник чисто человеческий, в зависимости от историко-политических условий радикально меняющий даты. Вот нужен человеку какой-то день, дабы он оглянулся назад, подвел итоги, наметил планы, связал с этим днем надежды на лучшее, встретился с родственниками и друзьями. Как природа обновляется каждый год, так и Господь дает возможность человеку хотя бы подумать об обновлении.
Новый год ли, Рождество ли — все советские люди справляли у себя дома, полуофициально. В первые годы после запрета ходили специальные команды и заглядывали в окна — нет ли новогодних огней. Когда 23 декабря 1947 года официально разрешили Новый год, ликованию не было предела. Тогда ведь только что закончилась страшная война и началась новая созидательная жизнь. Люди остро нуждались в каком-то дружеском, семейном, нереволюционном, «своем» празднике. Все рождественские традиции причудливо смешались с новогодними. Ночная церковная служба была заменена на куранты и «бдения» у стола с оливье и селедкой «под шубой». Появились и новые атрибуты. Новый год сразу стал главным праздником СССР, даже унаследовал от Рождества какие-то мистические черты.
И тем не менее… И тем не менее мы продолжаем праздновать старый Новый год. Даже несмотря на то, что в большинстве случаев он совпадает с рабочими днями. Почему? Думается, атмосферно это блестяще подчеркнули режиссеры Наум Ардашников и Олег Ефремов в фильме 1980 года «Старый Новый год» по пьесе Михаила Рощина. В отличие от «главного» Нового года, когда приходится порой звать не очень любимых родственников, «нужных», а порой случайных людей — «друзей друзей, которым негде остановиться в этот праздничный день», старый Новый год — праздник интимный.
Придут только близкие, любимые друзья, старые соседи. Могут всплыть не только приятные воспоминания, но и разразиться семейные ссоры. Но этот праздник — исключительно личный и, если угодно, «общинный», то есть очень русский.  И, конечно, он овеян некой ностальгией по ушедшим временам, а не только сожалениями от прошлого года. Уже чувствуются серые будни вступившего в свои права нового года. Но еще теплится надежда на лучшее, вера в любовь и желание чуда, неведомо откуда пришедшего. А в конце концов в этот день все равно побеждает любовь! С Новым годом!
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ