Как сделать историю современной
Выставочный зал фестиваля «Интермузей-2014». Фото: imuseum.ru

Выставочный зал фестиваля «Интермузей-2014». Фото: imuseum.ru

Российские музеи ищут новые оригинальные методы привлечения посетителей. Об этих поисках они рассказывают на фестивале «Интермузей-2015»

Всю Россию в фотографиях, картинах, предметах старины и современности, в этнографических костюмах и военных реликвиях можно увидеть на отрывшемся в московском «Манеже» фестивале «Интермузей-2015». На нем со своими экспозициями и новыми методами привлечения публики знакомят 232 музея.

Самым музейным городом мира назвал Москву столичный мэр Сергей Собянин, вместе с министром культуры РФ Владимиром Мединским открывший фестиваль. «Несмотря на то что музейное дело консервативно, оно очень динамично, очень активно развивается, и за последние годы количество посетителей московских музеев благодаря подвижнической работе тысяч музейных работников увеличилось в полтора раза», — заявил Собянин. Мэр напомнил о реконструкции и создании новых зданий для музея Пушкина, Третьяковской галереи, Политехнического музея, о том, что на обновляющейся ВДНХ открылось около 10 экспозиций, в ближайшее время ожидается появление музеев кино, Востока, изобразительного искусства, музея «Моя история», посвященного истории династии Рюриковичей и Романовых.

Ирина Антонова, президент Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, на фестивале «Интермузей-2015». Фото: Андрей Петров / «Русская планета»

Но не только московским собраниям реликвий есть чем похвастаться и удивить. Программа «Музейный гид» знакомит на фестивале с малоизвестными музеями, которые ищут нестандартные формы работы с посетителями, увеличивая свою популярность. В этом году особое внимание уделено шести музеям из разных городов страны.

Пермский краеведческий музей придумал проект «Открой пермский период!». Он посвящен единственному геологическому периоду в истории нашей планеты, который был открыт на территории России и получил русское название. Отложения пермского периода (299—251 млн лет назад) кроме нашей страны находят в Америке, Южной Африке, Китае, Европе. Но напоминают о нем не только окаменелости и минералы, но и то, что лежит под ногами как застывшее дно пермского моря, или то, что можно съесть на завтрак как соль, или традиционные коми-пермяцкие пирожки с пистиками — побегами хвощей. Музей знакомит с древнейшей историей с юмором: провел лекцию «Пирожки с пистиками: можно ли съесть ископаемое?», измерял соленость ушей пермяков, вел юмористический твиттер от лица первооткрывателя пермского периода сэра Родерика Мурчисона. Еще музей создал мобильное приложение с 11 маршрутами по Перми и Пермскому краю, играми и виртуальными панорамами. Эти маршруты предложили юные геологи и музеи-партнеры. Дети узнают о прошлом на интерактивном стенде, где разложены разные предметы и размещены таблички с разными фактами. Например, такой: «Когда пермское море отступило, в опустевших рифах по всей планете — и в Перми, и в Техасе — начала накапливаться нефть». Так вот, установленная на стенде лампочка загорится только тогда, когда вы нажмете металлическим концом провода на табличку с этим фактом, а другим проводом — на лежащую среди прочих предметов жевательную резинку. Какая связь? Оказывается, при изготовлении резинки используется нефть.

Фестиваль «Интермузей-2015». Фото: Андрей Петров / «Русская планета»

Ярославский художественный музей захотел просто и доступно рассказать экскурсантам об искусстве русского авангарда, о сложном ХХ веке. И это удалось с помощью одного произведения  — картины Татьяны Глебовой и Анны Порет «Дом в разрезе». Это самая загадочная картина из музейной коллекции, на которой художницы изобразили свой дом и его обитателей. Программа «Дом в разрезе», разделившая полотно на девять частей, предлагает посетителям разгадать его тайну. Они соприкасаются с разнообразной жизнью Ленинграда 1920―1930-х годов, знакомятся с жителями дома, открывают парадные, где жили художники и поэты ленинградского авангарда, читают стихи, слушают музыку и создают свои произведения. Такая форма подачи материала заставляет размышлять, по-новому смотреть на произведение искусства. Музей даже стал получать подарки дому — анимацию и видеоарт, фотографии, рисунки, авторские украшения.

«Сибиряки вольные и невольные» — так называется проект Томского областного краеведческого музея. Он посвящен тем, кто переселился в Томск во время столыпинских реформ, и принудительным переселенцам сталинских времен. Была создана сборная и трансформируемая копия столыпинского вагона, оснащенного мультимедийным оборудованием, которое позволяет показывать документы и фотографии, создает иллюзию движения, воспроизводит пейзаж за окнами вагона. На специальном сайте потомки переселенцев выкладывают интереснейшие истории своих семей.

А в Волго-Вятском филиале Государственного центра современного искусства Нижнего Новгорода придумали проект «Ниже Нижнего». Передвижная выставка имитировала типовую краеведческую экспозицию, однако в ней были представлены наполовину выдуманные истории. Отгадывать, где правда, а где вымысел, для посетителей чрезвычайно увлекательно. Выставка побывала уже в восьми городах Волго-Вятского региона, есть планы показать ее в Москве, Туле, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде.

Фестиваль «Интермузей-2015». Фото: Андрей Петров / «Русская планета»

В Ижевске, промышленном городе, долго не было своего исторического музея. Создать его администрация Ижевска решила в 2012 году. После тщательной научной проработки появилась идея целого музейного квартала из четырех экспозиций, рассказывающих и о городе-заводе с его особой планировкой и архитектурой, и об ижевских историях, и о культурной и ментальной самобытности его жителей. Проект творческого кластера в историческом центре Ижевска получил название «Промзона». Он включает и сайт, которому все желающие смогут виртуально дарить семейные реликвии и тем самым войти в число народных хранителей.

В Тольяттинском краеведческом музее уже 30 лет не было постоянной экспозиции, рассказывающей об истории города в ХХ веке. Между тем именно в этом веке город, ранее называвшийся Ставрополем, особенно бурно развивался: строились ГЭС, заводы «большой химии», ВАЗ. Рассказать обо всем этом в музее задумали с помощью киноплекса, в котором расположены пять кинозалов, в каждом идет свой показ — в одном повесть о первых десятилетиях советской власти, в другом — драма о затоплении старого Ставрополя и строительстве нового города. Посетитель, как говорят авторы проекта, может увидеть события истории города и с позиции их участника, и с точки зрения нынешнего наблюдателя.

Все эти проекты и другие стенды фестиваля «Интермузей-2015» говорят о стремлении максимально оживить экспозиции, уйти от скучного менторства, привлечь в залы молодежь, которой неинтересно просто разглядывать немые экспонаты в витринах.

Призовой фонд конкурса лучших музейных проектов — 2,45 млн рублей. Победитель в каждой номинации получит диплом и 400 тыс. рублей. А Гран-при фестиваля с денежной премией 750 тыс. рублей получит музей, победивший в двух и более номинациях конкурса.

Эффект бабушки Далее в рубрике Эффект бабушкиИркутских пенсионерок трудоустраивают бюджетными нянями к школьникам, и они оказываются лучше дорогостоящих частных воспитателей Читайте в рубрике «Культура» Деды воевали...Кинообозреватель «Русской Планеты» - о нашумевшей премьере сезона Деды воевали...

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»