Новости – Общество
Общество
Как получить полную выплату по каско
Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС
«Плата за возраст» при выплатах по полису каско признана незаконной
11 марта, 2016 15:30
4 мин
Верховный суд постановил, что при наступлении страхового случая по каско так называемый амортизационный износ автомобиля не должен влиять на размер страхового возмещения. Иными словами, взимание с автомобилистов «платы за возраст» теперь официально считается незаконным.
Пересчитали в суде
Поводом для такого решения ВС стал иск жительницы Санкт-Петербурга к компании «Британский страховой дом». Оформив полис каско на свой автомобиль в 2011 году, через полгода женщина машины лишилась — угнали. Она обратилась к страховщику за выплатой возмещения, отказавшись от прав на машину в пользу компании. Возмещение было выплачено, но сумма оказалась гораздо меньше той, на которую автовладелица рассчитывала. В «Британском страховом доме» ей указали на большой амортизационный износ транспортного средства, а потом и на дверь, поскольку в подписанном ею договоре страхования черным по белому значилось: в первый же год действия договора машина теряет в цене 20%, а в каждый последующий — еще по 10%.
По такой формуле новенькая Hyundai Solaris, купленная за 650 тысяч рублей и год простоявшая в теплом гараже, все равно будет стоить не более 520 тысяч. Столько и получит ее владелец в случае угона по полису каско.
Петербурженка с такой математикой соглашаться не захотела и обратилась в суд, который через 5 лет после наступления страхового случая все-таки вынес решение в пользу истицы.
Судебная коллегия по гражданским делам ВС указала на пункт 5 статьи 10 закона «Об организации страхового дела», где сказано, что в случае утраты имущества страхователь может отказаться от своих прав на это имущество в пользу страховщика для получения его полной стоимости. «Возможность уменьшения полной страховой суммы на сумму амортизационного износа данным законом, а равно и нормами Гражданского кодекса не предусмотрена. Наличие такого положения в Правилах добровольного страхования автотранспортных средств не соответствует закону», — отмечается в постановлении ВС (есть в распоряжении редакции).
Судьи также подчеркнули, что определяемый страховщиками размер износа не соответствует реальному износу автомобиля, действительно влияющему на его рыночную стоимость. А доводы страховой компании о том, что женщина, мол, сама согласилась с такими условиями, подписав договор, были отклонены, поскольку в законе «О защите прав потребителей» написано: условия договора, ущемляющие права потребителя, признаются недействительными.
Страховой креатив
Если страховщики не хотят, чтобы их завалили аналогичными исками (которые, без сомнения, будут удовлетворены), им придется вычеркнуть из договоров пункт об учете амортизационного износа. Впрочем, страховое лобби обязательно найдет возможность компенсировать убытки в этом сегменте.
В открытую поднимать цены на полисы, скорее всего, не будут: они и так уже выше некуда. По подсчетам Национального рейтингового агентства, средняя стоимость страховки для трех самых популярных моделей в массовом сегменте — Lada Granta, Hyundai Solaris и Toyota Camry — составляет 232,4 тысячи рублей. При этом, по данным ЦБ, сборы страховщиков по автокаско за год упали на 14,6%. Из-за завышенной цены полисов каско автовладельцы просто отказываются от них после первого года пользования или покупают страховку подешевле — с франшизой, только на случай угона или конструктивной гибели автомобиля.
Так что более вероятным ответом на решение Верховного суда станет дополнение существующих договоров добровольного страхования новыми «пунктами мелким шрифтом». Уж в чем-чем, а в этом искусстве страховщики давно поднаторели. После постановления, запретившего страховщикам отказывать автовладельцам в выплате возмещения, если они оставили в угнанной машине регистрационные документы или комплект ключей, юристы страховых компаний проявили чудеса смекалки и начали предлагать клиентам самим выбирать при заключении договора, страховаться только от хищения вместе ключами и документами или только от обычного угона. Или ограничивали размер выплаты, вводя по таким случаям франшизу — от 50 до 75% от страховой суммы.
Не исключено, что и здесь страховщики вывернутся, продолжая драть с автовладельцев три шкуры и наживаться на людях, предпочитающих не ждать годами решения суда в свою пользу. По крайней мере, до сих пор именно нежелание автомобилистов ввязываться в судебные тяжбы во многом делает страховой бизнес более чем прибыльным.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости