Как оживают самолеты
Ил-10. Фото: waralbum.ru

Ил-10. Фото: waralbum.ru

Новосибирские студенты восстанавливают самолет Ил-10 для будущего парка-музея имени летчика Александра Покрышкина

В Новосибирске создадут парк-музей имени героя Великой Отечественной войны Александра Покрышкина. Он будет размещен в техническом колледже им. А. Покрышкина, его студенты и преподаватели уже трудятся над его созданием — реставрируют самолеты, собирают другие экспонаты, создают концепцию.

Уже готов макет будущей экспозиции: в ограде с зелеными насаждениями будут размещаться площадки-стенды для отреставрированных самолетов и образцов реактивных снарядов и ракет, которые изготовят на местных промышленных предприятиях. В центре парка установят бюсты полководцев Великой Отечественной войны, среди которых обязательно будет и Александр Покрышкин. Срок реализации проекта — три года.

В колледже работает единственный в Сибири музей Александра Покрышкина. В трех залах собраны личные вещи советского летчика-аса, его обмундирование и знаки отличия. Особое место занимает воссозданный медицинский кабинет, где Александр Иванович познакомился со своей будущей женой Мариной.

– Замечательная была пара, крепкая и дружная семья. После смерти мужа Марина Кузьминична ежедневно на протяжении двух лет приезжала на кладбище и вытирала надгробие, чтобы на нем не было пыли, — рассказывает директор музея, 88-летний Евгений Попов. Данный музей — его гордость, он руководит им с момента основания и создал его концепцию. Евгений Михайлович с радостью встречает каждого нового посетителя — их число доходит до 500 человек в месяц — и в подробностях рассказывает, что и как устроено в музее:

— Вот банка тушенки с 1936 года — никто не открывал до сих пор, вот медаль «Железный Крест», это капсулы для вшей — выглядят, как зажигалки; подковы для немецких лошадей, а это детали с «Юнкерса», который лежит в заливе Калининградской области. Вот еще его поднять и сюда привезти на реставрацию — это был бы всем экспонатам экспонат!

Сибирская коллекция

Идея создания музея с самолетами, на которых летал Александр Покрышкин, принадлежала рабочим с завода «Сибсельмаш». Они предложили открыть его в 1985 году, после смерти прославленного летчика-истребителя. На заводе Покрышкин проходил производственную практику, пока обучался в техникуме в начале 1930-х, который спустя 80 лет будет носить его имя.

— Ветераны завода пришли ко мне на работу, в Ленинский райком партии, где и объяснили суть проекта. Мы начали собирать деньги на строительство, и в 1988 году у нас было порядка 150 тыс. рублей. Местом будущего музея была выбрана земля на левом берегу Оби, в районе парка имени Кирова, — вспоминает Владимир Шумилов, преподаватель Государственного Сибирского университета геосистем и технологий. — Но грянула перестройка, централизованное финансирование проекта накрылось медным тазом, а предприятия города, которые выдавали часть средств, были вынуждены думать о собственном существовании. В итоге строительство объекта заморозилось.

Пока работа еще шла, создатели музея искали по всей стране будущие экспонаты, на которых летал Покрышкин. Американский истребитель «Аэрокобра» нашли в Якутии, со дна Черного моря достали МиГ-3. Также были найдены на заброшенных аэродромах и другие самолеты времен Великой Отечественной войны — Як-9 и Ил-10 (на них не летал Александр Покрышкин, но их тоже решили поместить в парк-музей). Им повезло меньше: если «Аэрокобру» успели восстановить до уровня музейного экспоната, то два советских самолета почти 20 лет ждали своего часа в гараже у Владимира Шумилова. Ситуация изменилась после того, как Шумилов узнал о планах дирекции колледжа им. Александра Покрышкина по созданию парк-музея.

— Они захотели поставить самолеты перед колледжем, и я сначала предложил взяться за Як-9, который они смогли восстановить к 70-летию Победы, а в сентябре прошлого года передал Ил-10, — рассказывает Владимир Шумилов. Кстати, восстановленная «Аэрокобра» несколько лет стояла у входа в колледж, теперь на ее месте красуется Як-9.

Крылатая история

За полтора года ржавый и изрешеченный пулями истребитель Як-9 стал как новый, только что выпущенный с завода. Даже не верится, что этим самолетом уже нельзя управлять. Примечательно, что никакой технической документации у самолета не было, поэтому Як-9 восстанавливали эмпирическим путем, под контролем Владимира Шумилова и специалистов с авиационного завода им. Чкалова. После восстановления Шумилов подарил самолет колледжу.

Теперь также студенты колледжа будут работать со штурмовиком Ил-10. Пока самолет пребывает в разобранном состоянии: крылья находятся в мастерских, а фюзеляж — во внутреннем дворе колледжа. Чтобы привести в порядок самолет, к которому 20 лет не прикасалась человеческая рука, требуется немало времени и усилий. Почти вся черновая работа — на плечах студентов.

— Они зачищают, шкурят, шпаклюют, а потом красят алюминиевые листы на крыле. Если нужно, то выправляют те куски крыла, которые искривились за несколько лет, — рассказывает старший мастер колледжа Анатолий Козлов.

Пока самолет пребывает в разобранном состоянии. Фото: Сергей Спицын/ Русская Планета

Но не все части крыла поддаются восстановлению, и дирекции колледжа приходится заказывать новые на городских предприятиях.

— Качество металла было не самое хорошее в годы войны. Важно было выпустить самолет, чтобы он летал. Конечно, ГОСТ соблюдали, но иногда варили из всего, что было под рукой, — объясняет Козлов.

Почти половина деталей самолета пришли в негодное состояние, а кабина пилота вовсе отсутствует. Но сейчас у мастеров и учеников колледжа другая задача — отреставрировать крылья, за фюзеляж можно будет приниматься только после окончательного схода снега.

16-летний первокурсник колледжа Павел Макаров — один из тех, кого увлекла реставрация самолета. В слесарной мастерской он очищал от ржавчины детали авиационного пулемета, в цехе помогал выправлять части крыла. По его словам, трудоемкость работы не смущает, а, наоборот, воодушевляет — это как вызов.

Но не все ученики колледжа допускаются до реставрации, это привилегия хорошистов и отличников.

— Самолет — это некая планка в стремлении овладеть профессией, занятие, где приятное совмещается с полезным. При этом часы работы над самолетом идут в зачет стандартной практики первокурсников в слесарной мастерской. Ведь они и в реставрации делают то, чему мы их здесь обучаем: рубка, гибка, опиливание и высверливание, — объясняет мастер производственного обучения Александр Пензаев.

Весь реставрационный проект, шефство над которым в рамках колледжа осуществляет Анатолий Козлов, называется «Прикоснись к истории». Такое название неслучайно — по специальности Козлов был правоведом и окончил исторический факультет барнаульского госуниверситета. Изучение истории посредством сбора самолета пошло и дальше: в колледже, по словам Гульнары Сорокиной, проходили конференции и семинары, на которых ребята делали доклады о прошлом тех или иных самолетов.

Фото: Сергей Спицын/ Русская Планета

«Будем поднимать промышленность»

Имя Александра Покрышкина колледж носит по праву: прославленный герой войны учился здесь в 1930–1931 годах. Но учебное заведение Покрышкин не окончил и дальнейшую свою судьбу связал с авиацией.

Современные выпускники колледжа, даже если грезят самолетами, с большим трудом могут попасть на авиационный завод в Новосибирске. По словам Анатолия Козлова, профиль колледжа — это металлургия и машиностроение, а у завода им. Чкалова имеются свои лицеи и колледжи.

Ребят, подобных Павлу Макарову, который учится на монтажника промышленного производства, ожидают на местных предприятиях — например, на «Сиблитмаше», который специализируется на литейном машиностроении. Но, помимо основной специальности, Павел за четыре года обучения получит и другие навыки.

— На первом курсе он получает специальность слесаря. Второй год обучения — это навыки работы слесарем-ремонтником и токарем, и только в последние два года обучения у него пойдет специализация по монтажу промышленного оборудования. И заводская практика у него будет проходить либо в ремонтном цехе с токарными и фрезерными станками, либо в сборочном, — загибает пальцы Анатолий Козлов.

Сам Макаров в своем будущем уверен, учебу в колледже он выбрал, потому что рабочие специальности востребованы всегда, в отличие от профессий экономиста или юриста.

— Будем поднимать промышленность, — улыбается парень.

По официальным данным колледжа, более 70% выпускников работают на крупных предприятиях, еще 20% заняты в малом бизнесе и на мелких заводах. Процент мог бы быть еще выше, но многие выпускники сразу после окончания колледжа уходят служить в армию и уже после демобилизации поступают на работу.

«Пройдет гроза над Русскою землею!» Далее в рубрике «Пройдет гроза над Русскою землею!»Пророчества святого Серафима Вырицкого, который видел и богоборцев, и фашистскую оккупацию

Комментарии

05 апреля 2016, 12:51
Побольше бы таких музеев и экспонатов, и желательно действующих...!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»