Новости – Люди












Люди
Как нам поможет иранский газ

Президент РФ Владимир Путин и президент Ирана Хасан Рухани (слева направо) во время совместной пресс-конференции по итогам российско-иранских переговоров. Фото: Михаил Метцель/ТАСС
Россия и Иран скоординируют действия на мировом топливном рынке
24 ноября, 2015 12:00
7 мин
Владимир Путин принял участие в работе Форума стран — экспортеров газа в Тегеране. Членами объединения являются 12 государств, на которые приходится около 79% мировых запасов газа и почти половина глобального газового экспорта. Именно поэтому форум и называют «газовой ОПЕК».
Не только оружие
В ходе однодневного визита российский президент провел переговоры с президентом Ирана Хасаном Рухани и верховным лидером Ирана аятоллой Али Хаменеи по широкому кругу вопросов, прежде всего экономических.
В ходе встречи с Али Хаменеи стороны обсудили весь комплекс вопросов двустороннего сотрудничества в таких сферах, как торгово-инвестиционное взаимодействие, атомная энергетика, добыча нефти и газа, поставки военной техники из РФ. Были затронуты и наиболее актуальные международные проблемы, прежде всего урегулирование конфликта в Сирии и борьба с запрещенной у нас группировкой «Исламское государство».
За встречей лидеров РФ и Ирана без преувеличения наблюдал весь мир. Ведь Россия, как известно, являлась одним из инициаторов разрешения разногласий по иранской ядерной программе и снятия с этой страны международных экономических санкций. Теперь же Москва начинает получать от этого не только политические, но и экономические дивиденды.
В первую очередь Россия усилит торговые связи с Ираном, в том числе за счет большего использования национальных валют во взаиморасчетах. «Мы намерены наращивать динамику наших торговых связей», — заявил Владимир Путин по итогам переговоров.
Будет продолжено и сотрудничество в области инфраструктурных объектов. В частности, как напомнил российский президент, на полную мощность вышел первый блок АЭС «Бушер», в ближайшее время начнется строительство еще двух очередей. В то же время ОАО «РЖД» планирует заняться строительством участка дороги Гармсар — Инче-Бурун длиной 495 км.
Но основными сферами, в которых экономические отношения двух стран до сих пор развивались особенно эффективно, были и остаются военно-техническое сотрудничество и атомная энергетика. Как бы в подтверждение этого в день визита в Иран российского президента РФ начала процедуру поставки комплексов ПВО С-300 Ирану, а также разрешила поставки оборудования и технологий для модификации иранского ядерного объекта «Фордо» и реактора в Араке.
За сохранение правил игры
В последнее время все более актуальной в отношениях Москвы и Тегерана становится нефтегазовая проблематика. По словам Владимира Путина, потребность в газе в мире увеличится к 2040 году на 32% (до 4,9 трлн м3. — РП.). При этом, по словам помощника президента РФ Юрия Ушакова, согласно предварительному проекту национальной Энергетической стратегии на период до 2035 года, добыча природного газа может быть увеличена на 40% (с 639 млрд м3 в 2014 году до 885 млрд м3), в том числе за счет повышения производительности существующих месторождений, освоения новых районов добычи в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, разработки шельфовых и сланцевых залежей. Иными словами, Россия намеревается не только сохранить, но увеличить свое влияние на глобальном газовом рынке.

Президент Ирана Хасан Рухани и президент РФ Владимир Путин (справа налево) на церемонии подписания совместных документов по итогам российско-иранских переговоров. Слева направо — министр иностранных дел Сергей Лавров и министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф
Президент Ирана Хасан Рухани и президент РФ Владимир Путин (справа налево) на церемонии подписания совместных документов по итогам российско-иранских переговоров. Слева направо — министр иностранных дел Сергей Лавров и министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф. Фото: Алексей Дружинин/пресс-служба президента РФ/ТАСС
По мнению Путина, потребители должны разделить инвестиционные риски с производителями. На практике это предполагает поставки по долгосрочным контрактам с заранее оговоренными правилами игры. Цена «голубого топлива» по многолетним трубопроводным контрактам сегодня зависит от мировых котировок нефти сорта Brent, а за отклонения от прогнозного потребления в ряде случаев предусмотрены штрафные санкции. Все это позволяет оправдать колоссальные вложения в инфраструктуру: газопроводы, заводы по сжижению природного газа, танкерный флот, не говоря об инвестициях в разведку, бурение новых скважин и поддержание работоспособности действующих месторождений. Как отметил президент РФ, за энергобезопасность должны платить как страны-экспортеры, так и страны-покупатели.
Совместные интересы
Российский лидер обратил внимание на то, что рост потребления открывает большие возможности для наращивания производства и экспорта газа, в том числе сжиженного природного газа (СПГ). Поэтому в планах российской газовой отрасли — утроить продажи СПГ на мировом рынке (до 60 млн тонн. — РП.) в обозримой перспективе и активизировать сотрудничество в поставках газа со странами Азии.
В свою очередь, Хасан Рухани заявил, что Иран после снятия санкций тоже планирует экспортировать газ в Европу и Азию. По данным британской компании BP, у Ирана есть большой потенциал, чтобы стать одним из крупнейших газовых производителей: запасы природного газа в стране составляют 34 трлн м3, а это около 18% всех мировых запасов «голубого топлива». Впрочем, как считают эксперты, это вовсе не означает, что наши страны должны лишь конкурировать друг с другом и не найдут точек для взаимовыгодного сотрудничества.
По мнению руководителя аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александра Пасечника, стратегическая роль Ирана будет возрастать в связи с выходом страны из-под санкций, и ему в любом случае придется договариваться с Россией, чтобы сосуществовать на газовом рынке. Кроме того, стране потребуется привлечь масштабные инвестиции, прежде всего в нефтегазовую отрасль, в последнее время не пользующуюся «спросом» у инвесторов. Так что друзья Ирану очень пригодятся.
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин отмечает, что сегодня все производители газа в мире испытывают трудности, связанные с невозможностью спрогнозировать потребление на долгосрочную перспективу. При этом строить газовые трубы за миллиарды долларов приходится уже сейчас, и это прежде всего риск для экспортеров. Поэтому-то, по словам эксперта, странам-производителям просто необходимо координировать совместные усилия. Проще говоря, действовать заодно. К примеру, РФ и Иран могли бы поставлять газ в Европу через Турцию, тем самым разделив финансовые риски и формально подпав под требования Третьего энергетического пакета в плане конкуренции нескольких поставщиков в рамках одной трубы, что создает много сложностей «Газпрому» при работе на европейских рынках. Также интересным могло бы быть участие российских компаний в разработке гигантского иранского газового месторождения «Южный Парс» и других участков добычи углеводородов.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости