Как мы объединяли, разделяли и вновь укрупняли губернии
Посетители у карты Российской империи на выставке «Карта России. Вехи истории». Фото: Павел Смертин / ТАСС

Посетители у карты Российской империи на выставке «Карта России. Вехи истории». Фото: Павел Смертин / ТАСС

Спикер Совфеда Валентина Матвиенко инициировала процесс объединения ряда регионов

Цель подобного преобразования Валентина Ивановна видит в «необходимости повышения качества жизни людей». Раскрывая замысел председателя верхней палаты, член Совфеда и бывший министр труда и социальной защиты Сергей Калашников предложил, например, объединить Калужскую область с соседними: «На мой взгляд, серьезного укрупнения требуют территории Центрального федерального округа. Там расположены области, с одной стороны, с однотипной схемой хозяйствования, с другой, они дополняют друг друга распределением производительных сил. При этом они находятся в разных юрисдикциях, то есть субъекты разные, что, я считаю, не способствует концентрации экономических усилий данных территорий. Так, на мой взгляд, вполне возможно объединение Смоленской, Брянской, Калужской и Орловской областей в один регион. Также можно рассмотреть вопрос слияния Липецкой, Воронежской и, может быть, Рязанской областей».

Россия — чрезвычайно большая страна, что объективно создает при управлении массу особенностей. Попытки урезать количество губерний предпринимались неоднократно. Так, Петр I, которому в наследство достался гигантский бюрократический аппарат, порой не мог понять, кто и за какую территорию несет ответственность. И спросить не с кого.

Петр решительно сломал стародавнее административное деление и учредил всего восемь губерний — все губернаторы были в одной императорской руке. Было с кого спросить: кому голову с плеч, а кому вся грудь в орденах. Но коварство российской географии с ее разными климатическими, почвенными, геологическими условиями даже в определенном большом регионе неизбежно продолжило внутригубернскую реформу подотчетных губернии административных единиц, которая продолжалась все петровское время и при его преемниках. В самих губерниях существовали дистрикты, провинции, уезды и волости, что отнюдь не помогало заявленной цели упрощения управления империей, а лишь утяжеляло его, и администрирование становилось все дороже.

Уже при Анне Иоанновне в 1744 году были образованы две новые губернии — Выборгская и Оренбургская; общее же их количество достигло 16. Особенно остро встал вопрос о количестве губерний при Екатерине II. Вновь приобретенные земли, причем с разным историческим и даже правовым укладом, неравномерность промышленного развития в разных регионах, как и сильно колеблющееся количество жителей, — все это явилось настоящим вызовом правительству. Императрица пошла по пути увеличения числа губерний. В 1766 году их стало 20, а в 1775-м — уже 23. В 1785 году Екатерина замахнулась на настоящую реформу — размеры губерний были уменьшены, их число увеличено. К кончине государыни в 1796 году Россия делилась на 50 наместничеств и губерний и одну область.

На 1914 год Российская империя состояла из 101 части: 78 губерний (в том числе 8 финляндских), 21 область и 2 округа. Собственно, это административное деление с небольшими изменениями не только пережило СССР, но и стало основой административного межевания РСФСР, а потом и Российской Федерации. За исключением чрезвычайно важной новации — образования национальных республик и областей, которые сейчас являются субъектами РФ. Итак, тенденция очевидна — расширение количества регионов. И связано это прежде всего с огромностью нашей территории.

При президентстве Владимира Путина было проведено две наиважнейших реформы. Объединены в края небольшие национальные образования (в основном национальные районы) и метрополии (области, в которую нацобразования и так формально входили). Улучшилось прежде всего решение бюджетных проблем. Но остающаяся раздробленность для центральной власти так и остается головной болью, как и для Петра. Вторая реформа была более практичной и целесообразной. В 2000 году были образованы федеральные округа, возглавляемые полномочными представителями президента РФ в округе, и более никем. Сейчас их девять. Но функции округов ограничены: они контролируют только выполнение непосредственных указов, поручений и решений президента, что кажется недостаточным.

Валентина Матвиенко на заседании президиума Совета законодателей РФ в Москве

Валентина Матвиенко на заседании президиума Совета законодателей РФ в Москве. Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Представьте, объединив Амурскую область с Хабаровским и Приморским краями, где мы получим столицу? И что будет с управляемостью периферии, которая окажется от центра на расстоянии тысяч километров? К тому же на этом вряд ли сэкономишь: уж половина администраций объединяемых краев и областей любыми правдами и неправдами окажется в новой столице, да их и так возьмут, потому что специалистов по новым и отдаленным территориям не будет.

Кроме того, исторически сложилось, что дороги в России расходятся лучеобразно от центра, поэтому попасть с окраин одной области в другую бывает довольно затруднительно. Но ведь эта проблема всегда была сферой федерального бюджета. И что, теперь она ляжет на бюджеты региональные? А справятся ли они, большой вопрос. Исторически субъекты существуют очень давно, сложились определенные управленческие и бизнес-связи, даже сама ментальность и обычаи различаются.

Но есть предложения, которые, решая поставленную задачу, не потребуют административного деления. «Я отношусь к этой инициативе неотрицательно. Но считаю, что необходима координация каких-то действий и объединение усилий, а не административное объединение, — говорит Ольга Вендина, ведущий научный сотрудник Центра геополитических исследований Института географии РАН. — Изменение границ никаких проблем не решает. Существует масса способов координации без всяких административных решений. Просто нужно учиться искать компромиссы, беседовать, обсуждать проблемы, делать их поводом для публичных обсуждений, а не объединять. Смысл изменений в том, чтобы появлялся единственный управляющий орган, который не нуждается ни в каких согласованиях. С управленческой точки зрения это упрощает проблему. Но, с другой стороны, одну из самых важных проблем региональных властей — дефицитность областных/краевых бюджетов — это мероприятие не решит никак. Это изменение может обеспечить решение только одной проблемы — согласование решений ряда соседних субъектов Федерации. Но ведь эти переговоры и согласования могут происходить и без объединения субъектов, на уровне даже муниципалитетов отдельных областей или, например, по линии Москва — Московская область, Санкт-Петербург — Ленинградская область».

Представляется, кстати, рациональным объединение Москвы и Московской области. Раздельность их существования уже вопиет: возьмем только нерешаемые строительные, инфраструктурные и транспортные проблемы, а также налоговую несправедливость — половина области работает в Москве, там же тратит деньги, а в областных городах, где эти люди реально живут, ни жарко, ни холодно. С другой стороны, и эту проблему можно решить без объединения, иных путей масса. Отдельно отметим желание практически ликвидировать национальные республики. Этого делать категорически нельзя.

Одним словом, к такому серьезному изменению нужно подходить взвешенно, обдуманно, не наспех.

Кажется, наиболее рациональным выходом из положения является расширение прав и увеличение финансовых ресурсов существующих, а может, добавленных еще федеральных округов.

#КосмосНаш Далее в рубрике #КосмосНаш28 апреля 2016 года в 5 часов 1 минуту состоялся первый ракетный пуск с российского космодрома Восточный Читайте в рубрике «Общество» Будет ли шоу продолжаться?Пламенные борцы с коррупцией получили отрезвляющий окрик из Кремля Будет ли шоу продолжаться?

Комментарии

28 апреля 2016, 14:49
А у людей она не забыла спросить!?
С нашей то "системой хозяйствования" у многих одна надежда на областной центр, а после таких вот объединений большая часть провинциальных населённых пунктов вообще может превратиться в захолустье!
Губернаторы гребут под себя, на перефирию почти ни чего не выделяется, а если и выделяется - то большую часть тут же растаскивают по карманам местные самоуправленцы!
Укрупнение регионов - это путь в никуда! Не готовы мы сейчас к этому, инфраструктура не позволяет!
29 апреля 2016, 09:44
Угу, наоборот надо дробить на более мелкие регионы. И строить больше городов, можно даже несколько новых заложить, это только поспособствует улучшению логистики.
28 апреля 2016, 14:57
Годная инициатива, серьезно разгрузим региональный чиновничий аппарат. но согласен с выводом автора, тут торопиться не надо, необходимо все тщательно продумать
29 апреля 2016, 00:17
Почему же нельзя ликвидировать национальные республики? Это сделать можно и нужно, причём как можно скорее, иначе кончится так же, как и СССР — прямо по уродским и несправедливым ленинским границам и развалится. Эти сепаратистские государства в государстве — это нонсенс, такого нигде нет и быть не должно.
30 апреля 2016, 08:36
Матвиенко решила подтянуть брянскую область за счет соседей. раз уже много лет тамошние начальники только и могут оправдываться за неудачи в большинстве сфер жизни деятельности своей области.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»