«Не можешь ходить — летай»
Фото из личного архива Валерия Цыганкова

Фото из личного архива Валерия Цыганкова

Валерий Цыганков — о том, как сделать себе крылья, если ездишь в инвалидной коляске

Валерий Цыганков из Хабаровска с юности летал. Прыгал и планировал с любой вышки, откуда было можно, и ни разу не получил ни одного повреждения. Тридцать лет назад он сломал позвоночник — на земле, в автомобильной аварии. А в 2015 году, возможно, первым в России, он собрал специальный дельталет, пересел на него из инвалидной коляски и снова поднялся в небо.

— Я летать начал с 1977 года на обычном дельтаплане и летал до тех пор, пока травму не получил. Я сам инструктор по дельтапланерному спорту. Тогда никто не слышал слово «экстрим», но мы были первыми экстремистами, — рассказывает Цыганков «Русской Планете».

— Экстремалами.

— Да, экстремалами. Но к экстремистам нас могли причислить. В Хабаровске нет гор, а прыгать хотелось откуда угодно, хоть с трубы ТЭЦ — но туда трудно было попасть. Однажды мы с другом залезли на крышу недостроенной гостиницы «Интурист» под видом рабочих, с дельтапланом, и друг мой оттуда слетел. Это был 1978 год, но никаких последствий для нас не было, хотя нас легко могли взять и по линии КГБ — поскольку «Интурист», и по линии милиции, но как-то все обошлось.

Восемь лет у меня не было ни одной царапины, во всех переделках как-то Бог хранил. И на этот счет у меня есть теория: пока у человека все моральные и физические силы сконцентрированы на цели, он неуязвим. А когда он расслаблен — тогда может получить повреждения. В 1986 году на сенокосе я совершенно спокойно, ни о чем не думая, вел автомобиль — и попал в аварию. (Цыганков не хочет рассказывать подробности, по словам его друга Ивана Бахтина, грузовик с сеном начал опрокидываться набок, но Валерий не выпрыгнул, пока не заглушил мотор — чтобы сено не сгорело. И его придавило кабиной. — РП)

— Перелом позвоночника?

— Да. Шансов выкарабкаться в тот момент у меня не было: и отек легкого начался, и ребра были поломаны... Потом были пролежни, всякие связанные с этим инфекции. Но организм-то молодой и здоровый — 29 лет. Как-то и выпутался.

Хирурги сделали все, что могли на тот момент. В первые годы я пытался начать ходить, дважды приезжал на лечение в Крым. И поверьте мне, если бы я заметил хоть какие-то улучшения, то уперся бы и хоть как-то пошел. Но стало понятно, что это бесполезно.

С момента травмы я ни минуты не переставал думать о том, чтобы летать. Но клуб в Хабаровске, который я и основал, в 90-е развалился, люди, которые могли бы быть моими помощниками, разъехались или начали заниматься бизнесом, да и у самого семья: жена, трое детей — надо было зарабатывать.

Вообще, жена меня никогда не жалела. Все было очень жестко: она на даче — я по хозяйству дома. Утром детям завтрак, потом вести их в школу, в садик. В то время, пока я не работал, занимался только семьей и домашними делами. Если бы она меня жалела и я сам скулил, то плохо было бы.

Ну и друзья, конечно. От меня никто не отвернулся. И как только я пытался, образно говоря, накинуть петлю на шею — жизнь же, она такая штука, что и себя хочется пожалеть, и мысли всякие возникают суицидальные, — раздавался звонок в дверь или по телефону. И все приходилось откладывать, чтобы друзей встречать.

По профессии я художник. Вообще, у меня много разных специальностей. В 1991 году занял пустовавшую слесарную мастерскую, которая с тех пор меня кормила, и в конце концов заработал на строительство собственного дельталета.

— Хорошо вы работали!

— Ну так я упирался серьезно. Сначала делал эскизы, логотипы, эмблемы, товарные знаки. А потом появились сильные конкуренты, и я перешел на ремонт автомобилей. Сейчас восстанавливаю автомобильный пластик: салон, экстерьер, фары и прочее.

Потом друзья, которые пересели с дельтапланов на дельталеты (воздушные суда с мотором. — РП), стали звать меня с собой вторым пилотом и доверяли мне управление в воздухе. То есть навыков я не терял. Но всегда хотелось летать самому, притом в свободном полете, без мотора — вот только у нас в Хабаровске, еще раз упомяну, нет для этого условий: нет таких возвышенностей с нужным склоном.

Когда я понял, что пора строить свой нанотрайк (сверхлегкий дельталет. — РП), и назад дороги нет, рядом оказался мой друг, который меня и подвиг на это. Мотор я купил, тележку заказал у мастера, крыло мне достал старый друг, который внезапно объявился в соцсетях. У себя в мастерской я все это собрал. Это заняло почти три года.

Фото из личного архива Валерия Цыганкова

Фото из личного архива Валерия Цыганкова

— А как этот аппарат приспособлен для вас? У вас ведь не работают ноги.

— Я не первооткрыватель. За рубежом есть люди на колясках, которые летают. Где-то читал про англичанина, который летел из Великобритании в Австралию с несколькими посадками на дельталете. Вот это да, это подвиг. А я — так, мелкотня. Так что технологии есть.

У меня ручное управление на переднем колесе. К этому мне предстояло привыкнуть. Мотор тоже управляется двумя кнопками: «пуск» и «стоп».

В первый раз (в 2015 году. — РП), помню, выехал на левый берег Амура, на неудобную грунтовую полосу, ограниченную по длине, и тренироваться никак не получалось. Я заезжал в траву, она летела в разные стороны, люди на меня смотрели и хохотали: «Ездишь на газонокосилке». Устал, сердце вот тут в горле ды-ды-ды-ды — колотилось, и уже было такое отчаяние: куда тебе летать, ты на земле-то управлять не можешь!

А потом выехал на заброшенный военный аэродром с бетонкой, покатался, первый подлет — и когда я увидел, что аппарат летит, ничего никуда не валится, то понял: все нормально, Валерик! Ты взлетаешь, садишься, осталось только, чтобы мотор тебя не подвел.

— И что, не страшно было?

— Мне что уже терять? Я свое отбоялся. Был не страх, а волнение, что вдруг не справишься с чем-то, что двигатель откажет. Вот этот год у меня не очень хороший. Зимой похоронили моего механика, с которым я впервые испытывал свое судно, а летом решил полетать и допустил, как сейчас говорят, косяк. После взлета отвалилась одна штука, попала под винт, он разлетелся, и надо было аварийно садиться. Теперь надо чинить. Но ничего, у нас есть шутка: «Пилот жив — полет удался».

Я не летаю в сложных метеоусловиях. Ведь для чего ты летаешь? Для того чтобы получить удовольствие. Птицы тоже не просто так летают — они получают удовольствие от этого. Так и ты. А потом уже вот эти громкие слова: «Для кого-то быть примером. Ух он какой, на коляске и летает на всю Ивановскую». Мне нужен этот риск, адреналин, для меня важно ощутить то, что я ощущал когда-то. Когда начинал летать, для себя понял: это круче, чем секс. Чисто физиологически.

— То есть в воздухе вы себя чувствуете лучше, чем на земле в коляске.

— Конечно. Когда я взлетел год назад, то понял: ничего невозможного вот просто нет. Моя дочь, когда я собирался строить дельталет, сказала: «Не можешь ходить — летай». Если бы я жил в центре России и была подходящая компания, то собрал бы отчаянных людей с инвалидностью, которых тоже можно подтянуть к полетам. В Хабаровске я таких еще не нашел — но все равно найду. Жаль, конечно, что впереди мне осталось меньше, чем уже позади.

— Есть ли еще какие-то важные вещи, о которых мы не поговорили, но без которых вас нет?

— Меня нет без семьи — это однозначно. Без жены, которая меня терпит. В этом году у нас будет 40-летие совместной жизни. Без друзей, конечно же. Можем поговорить о моих друзьях, но это займет не один час.

Ученый высокого полета Далее в рубрике Ученый высокого полетаКак знаменитый химик Менделеев преодолел страх воздухоплавания из любви к науке

Комментарии

24 июля 2016, 15:37
Остаётся лишь порадоваться за Валерия Цыганкова и за то что он в своей непростой жизненной ситуации нашел для себя эту отдушину, которая помогает ему жить полноценно и чувствовать себя счастливым.
К сожалению, далеко не всем инвалидам подобное по-карману, и далеко не у всех есть люди, готовые помочь им осуществить свою мечту...(
25 июля 2016, 15:17
Все-таки, "повесть о настоящем человеке" применима и в наше время. Прав был Горький - в жизни всегда есть место подвигу!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»