Как крестился князь Владимир
Крещение князя Владимира. Фрагмент росписи Владимирского собора. Виктор Михайлович Васнецов. 

Крещение князя Владимира. Фрагмент росписи Владимирского собора. Виктор Михайлович Васнецов. 

Выбор веры, византийская жена и отказ от обрезания – что говорят летописные источники о крещении святого князя

27 мая мощи святого равноапостольного князя Владимира отправятся из Храма Христа Спасителя в Москве в путешествие по городам России и Белоруссии. До 1 декабря святыне смогут поклониться жители 45 российских и пяти белорусских городов. Принесение мощей — одно из ключевых мероприятий в честь тысячелетия преставления святого князя Владимира.

«Русская планета» вспоминает, при каких обстоятельствах крестился князь, ставший святым, действительно ли к нему ходили послы от разных конфессий и была ли на самом деле произнесена фраза, что «Веселие на Руси есть питие».

Испытание вер

«Повесть временных лет» свидетельствует: в 986 году у князя Владимира побывали четыре делегации – от болгар-магометан, от «латинян» из Рима, от хазарских евреев и от греков-византийцев. Все они рассчитывали склонить русского князя к своей вере, презентуя ее преимущества. Из всех делегатов Владимир дольше всего разговаривал с посланцем из Византии, а всех остальных визитеров отверг довольно быстро.

Магометан (мусульман) он спросил: «В чем вера ваша?» И те рассказали князю про обрезание и запрет на вино и свинину. Но за это, сказали они, «даст Магомет каждому по семидесяти красивых жен» (Здесь и далее цитаты из летописи даны в переводе академика Д.С. Лихачева — РП). Владимир «слушал их всласть — так как и сам любил жен. Но вот, что было ему нелюбо: обрезание и воздержание от свиного мяса. А о питье, напротив, сказал он: "Руси есть веселие пить"».

Римских «латинян», явившихся вслед за болгарами, русский князь отослал со словами: «Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого». А иудеев-хазар спросил, где их земля, и, услышав, что Бог рассеял иудеев по разным землям, заключил: «Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?»

Византийского посланца, которого летопись называет «философом», Владимир слушал долго и с интересом, но все же окончательного решения о выборе веры так и не принял.

На следующий год (987) князь уже сам отправил по разным землям гонцов, чтобы узнать, «кто как Богу служит». Гонцы вернулись, наиболее впечатленные службой в Царьграде (Константинополе): «Не знали где мы — на небе или на земле, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой». Тогда-то князь и решил принять крещение по греческому обряду, и бояре поддержали его.

Вопрос преображения

Историки задаются вопросом: зачем вообще Владимиру понадобилось менять веру? Почему и как произошел поворот, превративший язычника в христианина?

Летопись только усложняет поиск ответа, сообщая: всего за несколько лет до крещения Владимир ставил языческих идолов в Киеве. А после одного из удачных походов принес богам человеческую жертву, жребий пал на христианского юношу, и когда отец-варяг вступился за него, убили обоих.

Через Русь шел путь «из варяг в греки», под боком была блистательная Византия, Владимир видел в христианстве объединяющее начало для своих земель и одновременно желал вступить в родство и стать вровень с византийскими императорами. Такую трактовку дают арабские историки Яхья Антиохийский (XI век) и Эльмакин (XII век).

Древнерусские источники, напротив, совсем отвергают внешние причины смены веры. Митрополит Киевский Иларион (XI век) в «Слове о законе и благодати» пишет: «Пришло на него посещение Вышнего. И воссиял в сердце его разум». Той же буквы держится монах Иаков Черноризец (XI век).

Архиепископ Филарет (Гумилевский) (XIX век) так резюмировал сказанное в русских летописных текстах: «Ужасное братоубийство, победы, купленные кровью чужих и своих, сластолюбие грубое — не могли не тяготить совести даже язычника. Владимир думал облегчить душу тем, что ставил новые кумиры на берегах Днепра и Волхова. Но все это не доставляло покоя душе — душа искала света и мира».

Павильон, построенный на предполагаемом месте крещения князя Владимира и Владимирский кафедральный собор в национальном заповеднике «Херсонес Таврический». Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Интересно, что версию «испытания вер» князем Владимиром, изложенную в летописном тексте, также принимают не все ученые. Профессор Евгений Голубинский в XIX веке заявлял, что «все это выдумки, и быть этого не могло» — как и фраза про «веселие на Руси питие есть». Ученый ссылался на тексты монаха Иакова и митрополита Илариона, написанные раньше «Повести временных лет» — ни в одном из них нет упоминаний о том, что к Владимиру приходили «представлять» свои религии гонцы, и имели место описанные диалоги между ними.

Прощание с Перуном

Выбрав, какой веры держаться, князь крестился не сразу. Летом 988 года Владимир послал в Византию шесть тысяч воинов, чтобы помочь удержаться на троне императору Василию II — его пытался сместить собственный военачальник. В обмен на помощь Владимиру обещали руку сестры императора, 26-летней Анны.

Свою часть договора греки не выполнили, и тогда князь пошел брать Анну силой, начав с того, что осадил и взял византийский Херсонес (Корсунь) в Крыму. «Не отдадите Анну, сделаю столице то же, что и этому городу», —приводит слова Владимира летопись.

Греческий закон запрещал выдавать отпрысков императорской семьи за некрещеных. Так гласил закон, установленный еще Константином Великим. Греки взмолились: «Крестись, и отдадим сестру». При этом сама Анна замуж за князя-варвара не хотела: сравнивала возможный брак с пленом и заявляла, что «лучше бы ей умереть здесь». Ее убеждали: «Может быть, обратит тобою Бог русскую землю к покаянию, а греческую землю избавишь от ужасной войны». Тем временем Владимир окончательно решился и ответил грекам: «Пусть крестят меня, пришедшие с вашей сестрою». Наученный отношениями с греками, сначала он хотел увидеть невесту, а уже затем пройти таинство.

В назначенный день к берегу Корсуни причалила ладья. В ней была Анна, а с ней сановники и пресвитеры. Летопись сообщает, что в этот день князь Владимир ослеп. Анна сказала ему: «Если хочешь избавиться от болезни, то крестись поскорей. Если же не крестишься, то не сможешь избавиться от недуга своего». Летописец резюмирует: епископ, огласив, крестил Владимира, и когда возложил руку на него, тот тотчас же прозрел.

Увидев это, вслед за князем приняла крещение и дружина. По возвращению домой, в Киев, одним первым делом срыли языческих идолов: «Одних изрубили, других сожгли. Перуна же князь приказал привязать к хвосту коня и волочить с горы к Днепру и приставил 12 мужей колотить его палками».

Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, добавляет летописец, а для поругания беса: «Чтобы принял он возмездие от людей».

Эта трактовка созвучна с некоторыми святоотеческими творениями. Официальная наука связывает появление язычества с неосведомленностью людей о мире, благодаря которой стихиям, не зная, как объяснить их иначе, приписывали божественные свойства. В то же время, представители христианской мысли часто видели в языческих идолах именно бесов — связывая это с ветхозаветным эпизодом книги Бытия о неких брачных отношениях между «сынами Божиими» и «дочерьми человеческими» (под «сынами Божьими» одна из богословских версий имеет в виду падших ангелов, низринутых с неба), последующим появлении на земле «гигантов-исполинов» и разврате человечества, который остановил всемирный потоп. Таким образом, языческих идолов некоторые христиане воспринимали как памятники бесовским явлениям, описанных в Ветхом Завете. 

Возвращаясь к житию святого Владимира, скажем, что наука и здесь спорит, подвергая сомнению истинность Корсунской легенды. Антон Карташев, историк церкви, ссылаясь на сочинения монаха Иакова, утверждает: Владимир крестился еще в 987 году, и, вероятно, это произошло в Киеве или в Василеве, где находилась «резиденция» князя. Корсунь же Владимир взял на третье лето по крещении, полагает Карташев.

Заочно Карташеву апеллирует Николай Карамзин, автор «Истории государства Росссийского»: «Довольно и того, что Владимир, приняв Веру Спасителя, освятился Ею в сердце своем и стал иным человеком. Главное право его на вечную славу и благодарность потомства состоит в том, что он поставил Россиян на путь истинной Веры; но имя Великого принадлежит ему и за дела государственные. Сей Князь отражал набеги хищных соседей, расширил пределы Государства на Западе; старался просветить Россию, населил пустыни, основал новые города; завел училища и призывал из Греции не только Иереев, но и художников; наконец, был нежным отцом народа бедного».

Генералиссимусы России: дети исторических парадоксов Далее в рубрике Генералиссимусы России: дети исторических парадоксов27 июня 1696 года Петр I ввел в России звание генералиссимуса. За всю историю существования в нашей стране высшего воинского звания его удостоились только пять человек

Комментарии

Жаль что авторы не сообщили то, что у Владимира до крещения было больше 300 рабынь и наложниц , и вообще кроме факта политического крещения этот господин ничем не заслужил звание "равроапостольного", имхо
25 мая 2015, 11:10
Не нам, грешным и сирым, судить - достаточно или нет... Иной перед смертью крест поцелует и на последнем вздохе скажет - верую, и спасен будет, а иной за уничижение имени святого равноапостольного князя Владимира в геенну огненную сброшен...
Неведомы нам дела божии, но дал нам он заповеди, следуя которым, можно спасти душу свою.
А вам не завидно - 300 жен, это де какие тусовки можно каждый вечер закатывать?
28 мая 2015, 11:35
Мне завидно. Я живу с одной и той же уже почти 10 лет... (( Иногда так хочется разбежаться и как прыгнуть в кучу из 300 жен сразу, но только разных)))
28 мая 2015, 16:20
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
Ну и что, что были? Потом-то их не стало.
27 мая 2015, 00:31
По вашему рассуждать, так все дискуссии бессмысленны - все равно нас всех скоро не будет....
15 июня 2015, 16:35
Ну как это так не заслужил!?Если почитаем библию,то там и указывается равноапостольское служение верующего:убей,ограбь и изнасилуй.Владимир и пошёл по этому пути:изнасиловал беременную жену брата Рогнеду,ну а крещённых мечом ,а не верой,только ленивый не знает.Не даром упомянуто в хрониках-и были реки полны крови.
25 мая 2015, 15:34
Сколько же лжи и выдумки во всех этих летописях. Не верю ни одному слову. Все события перевирались и переписывались в угоду тем или иным властителям, желающим оставить свой, нужный, след в истории.
26 мая 2015, 19:59
Соглашусь с вами. Особенно режет слух та ложь, в которой утверждается, сто Русь была языческой. Опять же, байки про человеческие жертвы Владимира, которые он приносил Богам. Отвратительные инсинуации.
27 мая 2015, 12:21
Все эти легенды далеки от истины.Бесспорным является то,что костяком княжеской дружины были берендеи и бродники.В иностранных источниках они упоминаются как агузы,т.е.древние тюрки,до 7 века проживавшие в междуречье Амурдарьи и Сырдарьи.Они были христианами.Когда начался процесс исламизации тех земель,самые верные христиане ушли на территорию Киевской Руси.Кроме того,что они были "клятыми"(похлеще староверов)христианами,они были самыми профессиональными воинами.Их влияние на князя было бесспорно очень сильным,что и явилось главным фактором в принятии князем Владимиром решения о крещении Киевской Руси.
21 июля 2015, 03:04
Уважаемый Александр, согласен, что сии легенды и мифы к реальной истории никакого отношения не имеют. Проталкивают эту галиматью секта придворных псевдоисториков и попов (изучающих историю по "Житиям святых" ), по давней традиции претендующие на роль единственных держателей исторической правды и истины. Ну да, хвала Создателю, времена меняются. Однако не могу согласиться с Вами в отношении прочих утверждений. Основным ядром княжеских дружин от Рюрика до Ярослава Премудрого и Мономаха, составляли варяги и "нурманы"- несравненная тяжелая пехота. В своей тактике князья опирались именно на пехоту. Берендеи ковуи, бродники, черные клобуки, косоги, печенеги и половцы были в основном легкой конницей и играли лишь вспомогательную роль. По моему это действительно бесспорно. Огузы - народ в истории известный. Внес весомый вклад в этногенез славян, осел частью в Малой Азии и создал в последствии государство Турция, это так же общеизвестно. Турки-огузы христиане? Да и еще рьяные? Кто же их окрестил? Византийцы? Сомнительно. Насколько я помню дальше Грузии и Сев.Кавказа на восток они не продвинулись. Может Вы путаете христианство и ведическое православие? По поводу исламизации Средней Азии то же перегнули. С середины 7-го века, после пришествия пророка арабы усиленно исламизировали самих себя. Что бы добраться в своей экспансии до Туркестана, арабам пришлось сломить персов-зороастрийцев, а они долго и отчаянно сопротивлялись.
27 мая 2015, 13:41
Как правильно сказал Ремарк, человеку свойственно романтизировать прошлое. Это к тому, что имеются не менее научные сведения, что для принятия христианства с Византии в Киев Владимиру возили мешки с деньгами. Этому я верю, потому что со временем ничто не меняется.
28 мая 2015, 11:36
Скорее наоборот это киевские люди возили туда мешки с деньгами чтобы подлизаться под византию как сейчас под европу
28 мая 2015, 06:19
Князь Владимир - незаконнорожденный сын князя Святослава от хазарской рабыни, убивший путём обмана и предательства всех своих братьев и утопивший Русь в крови в результате крещения. Признан святее всех святых. До крещения были дети бога, после стали рабы божьи... Люди у вас ум есть? Как можно поклоняться таким личностям?
28 мая 2015, 11:37
Я кстати тоже считаю неоднозначной фигурой Владимира , но очевидно одно - Кремль "размывает" персону киевского князя, что бы Украина не "приватизировала" слово "Русь" , поэтому и памятники ставят куда не просят
28 мая 2015, 17:16
Запчем же ей (Украине приватизировать "слово Русь"? Украина и есть Русь... Только тот край Руси, что ушёл украй...
28 мая 2015, 17:00
Можно припомнить еще одну равноапостольную-бабку нашего визави княгиню Ольгу, натуру подлую и кровожадную, проявившуюся изощренным садизмом. Не удивлюсь, если кто нибудь из современных бандитов, укравших миллиарды, а затем построивших парочку церквей, тоже окажется в святых.
28 мая 2015, 17:20
Ну как и здесь не спеть любимую песню...
"Было двенадцать разбойников,
Был Кудеяр - атаман,
Много разбойники пролили
Крови честных христиан,

Много богатства награбили,
Жили в дремучем лесу,
Вождь Кудеяр из-под Киева
Вывез девицу-красу.

Днем с полюбовницей тешился,
Ночью набеги творил,
Вдруг у разбойника лютого
Совесть господь пробудил.

Сон отлетел; опротивели
Пьянство, убийство, грабеж,
Тени убитых являются,
Целая рать - не сочтешь!

Долго боролся, противился
Господу зверь-человек,
Голову снес полюбовнице
И есаула засек.

Совесть злодея осилила,
Шайку свою распустил,
Роздал на церкви имущество,
Нож под ракитой зарыл....."

Контекст правда... там Некрасов ещё добавил...
Владимир то он может быть крестился и так, но вот Русь крестилась уже СОВСЕМ по-другому...!!!
15 июня 2015, 16:49
О исторической ,,грамотности" лихачёва,только совсем тупой не знает,опираться на его неблагоглупости можно только совсем незнакомым с темой
21 июля 2015, 03:59
Хочу так же добавить, что с подачи вышеуказанных деятелей культуры и религии много веков насаждалось как истина, что христианство византийского толка не было воинственным, не было монашеских рыцарских орденов, крестовых походов. Что наши предки, за редким исключением, при крещении с радостью плюхались в Днепр, Волхов и др. речки, а приняв христианство зажило долго и счастливо, осененные светом истинной веры. Воины удалив со щитов коловрат и начертав крест стали еще сильнее. Поверивший в эту чушь либо полный профан, не знающий какими были наши славные предки, в каких богов верили, как любому князю нарушавшему их свободы, древние обычаи, уклад и быт, могли указать на ворота, либо недоумок. Князь Рюрик по праву севший на стол новгородский восстановил уклад древний, принес мир, расширил княжество. Олег сел в Киеве с дружинами варяжскими, дал достойный отпор неразумным хазарам, печенегам, расширил Русь до Дикого Поля, сотрясал ворота Царьграда прибивая щит и взяв дань великую, заключил выгодные Руси торговые договора, ушел с честью и славой, посрамив заносчивых византийцев. Игорь, славный тем, что первым победил в чистом поле степняков-печенегов, доселе непобедимых, сделал их послушным и страшным орудием в своих руках. Несмотря на первые неудачи в войне с византийцами, использовавших против русов страшный "греческий огонь", все таки победил вероломных ромеев, заставил блюсти старые договора, заключил новые, более выгодные, взял дань великую и привез на Русь, преумножив ее богатства. Светослав Великий - уничтожил под корень Хазарский каганат, могущественную империю, сокрушить которую не смогли даже арабы, великие воины. После чего победил в тяжелейшей войне византийскую империю, несмотря на сильнейшую в техническом отношении армию ромеев и изощренных в тактике и стратегии полководцев . Взял с нее дань великую. Игорь, Светослав, а возможно и Олег погибли в результате вероломных заговоров хитроумных потомков Одиссея и Брута. Побеждая в войнах и сражениях наши великие предки не могли тягаться с ними на этом поприще. Ведь до сих наши недруги на западе говорят, что национальная черта русских - это простодушие, доходящее до идиотизма. Вот оказывается в чем наша беда. Все эти великие дела совершили наши предки, не знавшие Благой Вести. А что великого совершил герой этой обширной статьи? Развеем фимиам, протрем глазки и эва. Вначале своей трудовой деятельности, в междуусобной бойне погубил многочисленных братьев, свалил вину на старшего брата Ярополка, потом как бы случайно погубил и его, за что ирод вероятно проклят бысть волхвами. Совершил перед этим подвиг в Полоцке, взяв его штурмом, изнасиловал княжну Рогнеду на глазах ее отца и братьев, после чего перерезал им горло, взял ее в наложницы, а точнее в невольницы. Опираясь на наемников варягов, норманов, отребье и изгоев всех мастей, родов и племен, под знаменами старых богов начал гнобил христиан, (те вероятно уже подумывали, а не отправить ли и его к праотцам), сносил их церкви, подвергал гонениям, нарабатывая авторитет. Окрепнув на захваченном Киевском княжении сей узурпатор-изувер начал показывать удаль молодецкую на красных девицах, ибо своих жен было мало, Рогнеды и жен братьев, коих взял по обычаю мало, девок дворовых мало. Гулял по граду Киеву в сопровождении своих отморозков и тыкал пальцем, вот эту, эту и эту хочу, как звать тя девица? Лариса Ивановна? тоже хочу. Вяжи их хлопцы. Как стыдливо писали монахи в летописях, не знал в блуде и сраме никакой меры, и жены и дочери боярские боялись на улицу выйти и тут же оправдывались, то де когда был нехристем, а как стал христианином то все ни ни, - ой ли, вы таки верите? Я нет, брешут аки псы. Прямо таки напрашивается вопрос-кто ты Володя? Русич ли ты? Точно ли сын своего отца, славного Светослава Игоревича? Ведь всех падишахов затмил своим гаремом, ни до тебя, ни после не было на Руси такого срама. Вот и гложат смутные сомнения некоторых историков, может князь не настоящий, хозарин, от Малки то. Одно еще интересно, когда он делами государственными занимался, а ведь еще пиры, охоты, а половцев погонять обнаглевших, через тын уже заглядывают поганые. Кроме прочих пороков был наш будущий святой крайне тщеславен и самолюбив. На это хитрые попы греческие и надавили. Давай нашептывать, что де у нас в Царьграде болтают, сел на стол киевский ты не по праву, рабичич ты, трон то под тобой не прочен, а вдруг чего. Детишек опять же наплодил, что с ними будет? А коли окрестишся в нашу веру, царевну Анну в жены взять сможешь, царем станешь, базилевсом. У нас такие робичичи правили не тебе чета, еще и шлюх портовых рядом сажали. У нас так, един бог на небе, один кесарь на земле - закон. И никто тебе не указ, вече народное, волхвы эти бесовские. Опять же Европа признает, короли тамошние. А и верно, прикинул Красно Солнышко, накатив чарку вина ромейского, раскраснелся еще больше, наполнился святым духом и пошел. Собрал равноапостольный, народ киевский на берегу Днепра, да пригрозил - кто не полезет крестится тот враг мне, а что я с врагами делаю то вам ведомо, а ну дружинушка моя верная, гони их копьями в воду. Попы загнусавили псалмы на греческом и поехали. Вот такая картина маслом.
21 июля 2015, 04:09
. Вот что дальше было, уже не смешно. Храмы старых богов сносили до фундамента, а на них храмы нового бога ставили, единого, но в трех лицах. Наверное это наш Триглав, думали смерды таская бревна. Библиотеки при тех храмах языческих спалили дотла, хорошо горели горы дощечек да бересты. Эх предки, нет, что бы на камнях книги тесать как армяне али ассирийцы. Порубали последних ведунов да волохов и не стало на Руси ни веры старой, ни знаний, ни мудрости. Человека грамотного не найдешь. И глаголят нам теперь продавцы слова божия с экранов - какая письменность и культура у славян, вы что, варвары они были, варвары. Патриоты блин. Изрек бы такое китайский или японский монах о своих предках, был бы забит камнями незамедлительно. Что с этих ортодоксов взять, как были пятой колонной у рюриковичей, так и остались. Народ в основной массе новую веру не принял, сопротивлялся христианизации как мог, тот народ быдлом не был. Тот же Новгород наемники князя во главе с Добрыней и Путятой и огнем жгли и кровью залили. А сколько было таких городов было, не сосчитать. Особо упрямые города сжигали дотла, вместе с жителями. И долго еще по земле русской ходили банды наемников искореняя веру наших дедов, а впереди на лихом ишаке епископы греческие с крестом в руках, кричали на ломаном славянском - рубите идолов, жгите упорствующих язычников, они бесам поклоняются. Это ли не крестовые походы. А нам тут сказочки рассказывают. И обезлюдела Русь, ослабла сильно. И почуяли это злые вороги, пошли войной на землю русскую. Попы греческие давай кадилом махать да народ уговаривать. То за грехи ваши боженька наслал на вас злых татаровей, а самое главное сказали, - любая власть от бога и татарская в том числе, не вздумайте сопротивляться нехристи. Татары шибко обрадовались такой помощи и давай попам льготы невиданные раздавать да ярлыки разные. До самого Царя Петра 1-го пользовались благами старинными, пока хер Питер не отобрал все в казну. Земли, крестьян, др. матер. ценности и колокола в придачу. Ярлыками попы ему в харю тыкали, бесполезно. Мы ужо знаем сказал, как вы это заслужили, народ полбу жрет, сухарем закусывает, а вы тут жируете, пошли прочь пока палки не дал. Попы да архиереи обиделись и обозвали его антихристом. Вот так вот примерно Равноапостольный святой Владимир крестил народ русский да племена славянские, да недокрестил, сынам да внукам наказал. А позже эту гражданскую войну князей со своим народом, длившуюся более 200 лет чудным образом переиначили в непонятную войнушку Мономашичей с Ольговичами. Якобы удельные князьки белены объелись и каждый норовил на киевский стол сесть, царствовати и всем владети.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»