Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Как хотят нагреть всю Россию

Первая в России электростанция с парогазовым бинарным циклом на базе Северо-Западной ТЭЦ. Фото: Алексей Даничев / РИА Новости

Минэнерго предлагает провести очередную реформу в сфере теплоэнергетики

Леонид Михеев
28 июля, 2015 10:00
14 мин
Теплоснабжение в России в критическом состоянии. В попытке переломить ситуацию Минэнерго разработало проект реформы рынка тепловой энергии, которая вроде бы должна спасти россиян от медленного замерзания. В ведомстве заверяют, что отсутствие кардинальных изменений существующей системы приведет к катастрофическим последствиям. Но, к сожалению, в нашей истории уж больно часто случалось так, что, доверившись реформаторам, страна в итоге оказывалась у разбитого корыта.
Ни холодно, ни жарко
Как говорится в пояснительной записке к проекту федерального закона о реформе рынка тепла, в последние 20 лет развитие централизованного теплоснабжения в нашей стране практически прекратилось, и оно пришло в полный упадок — как технологический, так и экономический. 31% источников тепловой энергии и 68% тепловых сетей используются намного дольше своего нормативного срока службы, но в отрасли нет денег даже на поддержание их в надлежащем состоянии — что уж говорить о замене теплосетей и внедрении энергосберегающих технологий.
На этом фоне происходит постепенный отказ потребителей от централизованного теплоснабжения и переход на собственные котельные, из-за чего отпуск тепла из ТЭЦ за последние два десятка лет упал аж в 1,5 раза. Фактически это означает, что инвестиционные средства, которые могли пойти на модернизацию теплосетей, направляются на строительство котельных, у которых перерасход топлива по сравнению с новейшими энергоэффективными системами примерно в 2–4 раза больше. «Вследствие замещения ТЭЦ локальными котельными происходит "пережог" топлива на сумму до 100 млрд рублей в год. А фактические потери тепла при передаче к потребителю достигают 20–30% (в экономически развитых странах 6–8%)», — подтверждают в пресс-службе Минэнерго.
Там также подчеркивают, что субъекты Российской Федерации ежегодно субсидируют теплоснабжение на общую сумму примерно 150 млрд рублей, но и этого не хватает: реальная потребность отрасли в дополнительном бюджетном финансировании составляет 200–250 млрд рублей.
Доприватизировались
Нынешнее состояние нашего теплоснабжения — в немалой степени заслуга Анатолия Чубайса. Когда он реформировал российскую электроэнергетику, главной задачей была не модернизация отрасли, а продажа активов частным компаниям. Естественно, частники покупали только самое лучшее, а объекты, которые были в запущенном состоянии или требовали ремонта, никому не были интересны и так и продолжали потихоньку разрушаться.
В результате к моменту расформирования РАО «ЕЭС» в 2008 году наиболее «дееспособные» ТЭЦ были куплены российскими (по большей части) собственниками, которым обещали, что когда-нибудь в обозримом будущем состоится переход на долгосрочное тарифное регулирование в сфере теплоснабжения. Это означало, что предельные тарифы на тепло были бы известны не на год вперед, как сейчас, а на десять, и предприятия могли бы рассчитать на этот период свои издержки, а инвесторы, соответственно, свою прибыль. Таким образом, последние получили бы четкое представление о доходности своих вложений в долгосрочной перспективе, которое как раз и является ключевым фактором при принятии инвестиционных решений. Вот тогда бы деньги и полились рекой (по крайней мере, так уверяли реформаторы). И, случись переход на долгосрочное регулирование лет 15 назад, сегодня теплоснабжение, наверное, могло бы быть одной из передовых отраслей. Но «засада» этого метода состоит в том, что он дает крайне неприятный побочный эффект в виде слишком резкого скачка цен для населения.
Работы в ТЭЦ. Фото: ООО «Интерпресс» / ТАСС
СПРАВКА:
В 2011 году переход России на долгосрочное регулирование в распределительном электросетевом комплексе (так называемое RAB-регулирование) привел к увеличению стоимости передачи энергии на 40 и более процентов во многих регионах страны. Это вызвало социальные волнения, поэтому уже через несколько месяцев принятое решение было пересмотрено.
Обещанного перехода к долгосрочному регулированию владельцы российских ТЭЦ так и не дождались. Недавно правительство приняло решение увеличить период действия установленных тарифов сначала до двух лет (с 1 января 2016 года), потом до трех (с 2018-го), но это далеко не та десятка, на которую рассчитывали инвесторы. Да и за те 15 лет, которые прошли с начала реформы, все купленные ими активы уже успели изрядно поизноситься. Вопреки якобы чудесным выгодам, которые должна была принести приватизация, теплоснабжение так и оставалось без инвестиций, а значит, и без какой-либо модернизации.
Предложение, от которого трудно не отказаться
Новая система, которую предлагают в Минэнерго, как раз и обещает обеспечить условия для модернизации основных предприятий, а также наконец-то определить так называемый центр ответственности за теплоснабжение перед каждым потребителем. По задумке авторов, в конечном итоге реформа приведет к увеличению ВВП, созданию рабочих мест и росту налоговых поступлений, за счет которых, кроме всего прочего, можно будет предоставить гражданам субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Главное, что нужно для достижения этих похвальных целей, — это, как всегда, большие деньги. Для того чтобы залатать дыры в отрасли теплоснабжения, понадобится «всего лишь» 2,5 трлн рублей до 2025 года. Предполагается, что их принесут частные инвесторы. «Ключевой задачей является привлечение инвестиций в сектор. Привлекать инвестиции необходимо прежде всего в проекты, направленные на строительство новых высокоэффективных объектов генерации теплоэнергии и повышения эффективности существующих мощностей», — поясняет аналитик «Инвесткафе» Григорий Бирг.
Аварийные работы на теплоцентрали. Фото: ТАСС
Авторы реформы считают, что для вовлечения большого объема частных инвестиций в модернизацию отрасли необходимо полностью изменить систему отношений и модель ценообразования. По их мнению, нужно уходить от государственного регулирования абсолютно всех тарифов в сфере теплоснабжения и устанавливать только предельный уровень цен на тепловую энергию для конечного потребителя. При этом определяться предельный тариф должен стоимостью поставки тепловой энергии от альтернативного, замещающего централизованное теплоснабжение источника (так называемая цена «альтернативной котельной»). Должна также измениться роль единых теплоснабжающих организаций (ЕТО). Помимо того что они являются единым закупщиком и поставщиком тепловой энергии в зоне своей деятельности, они должны стать тем самым центром ответственности в сфере теплоснабжения перед потребителями. Там же предполагается организовать службу одного окна по подключению к системе теплоснабжения.
В Минэнерго свои идеи обосновывают тем, что, мол, в Великобритании, Швеции, Финляндии и ряде других стран цены на тепловую энергию вовсе не регулируются, потому что считается, что конкуренция с другими видами отопления обеспечивает сбалансированность рынка. Но Россия — не Швеция и не Финляндия, и что случилось со страной под лозунги о свободе конкуренции и либерализации экономики, мы уже знаем.
Так залечили, что аж покалечили
Реформа системы теплоснабжения в России, несомненно, необходима. Но она должна быть комплексной, так как рынок тепла напрямую связан с электроэнергетическим. А по словам источника РП в отрасли, в проекте Минэнерго механизмы реформирования теплоснабжения совершенно оторваны от каких-либо моделей оптового рынка — причем как от ныне действующей, так и от предлагаемых ей на замену. В итоге реализация реформы приведет к обратному от желаемого результату. Знакомая ситуация, не правда ли?
В частности, проект предполагает, что ТЭЦ (которые являются поставщиками не только тепла, но и электричества, выделяющегося в процессе переработки топлива) должны вообще уйти с рынка электроэнергии. Но это равносильно экономической катастрофе, причем как для потребителей, так и для самих ТЭЦ. Не вырабатывать электричество они не могут, но если это электричество никто не будет покупать, им придется либо сразу банкротиться, либо покрывать свои затраты исключительно за счет стоимости тепла, которая в этом случае станет запредельной. В итоге искусственный отрыв теплогенерации от выработки электроэнергии сведет все шансы на приток инвестиций в теплоснабжение к нулю — кому нужны неконкурентоспособные предприятия с гигантскими издержками? Да и для рынка электроэнергии эта мера приведет лишь к потере общей выработки и нехватке мощностей: непонятно, как именно можно заменить комбинированные ТЭЦ чем-то более современным и экономичным в условиях кризиса.
Постоянные трансформации оптового рынка электроэнергии и без того являются главным источником неопределенности, которая сильно тормозит принятие долгосрочных решений в области инвестиций и модернизации оборудования, отмечают в отрасли. То есть даже если энергетикам удается найти партнеров и заключить с ними определенные договоренности, в любой момент новое решение правительства может поменять правила игры, и контракты вмиг станут неактуальными или вовсе невыгодными.
Все упирается в тарифы
Что на самом деле требуется от новой модели рынка тепла — это долгосрочное тарифное регулирование, прозрачность работы теплоснабжающих организаций и их ответственность перед потребителями и, наконец, эффективная и не менее прозрачная модель привлечения инвестиций в теплогенерацию. В предложенном законопроекте все это обозначено, но слишком расплывчато и нечетко, сетует собеседник «Русской планеты». «К числу наиболее важных недостатков проекта следует отнести низкую проработанность расчетной модели цены альтернативной котельной и "размытость" круга обязанностей и прав единой теплоснабжающей организации. В итоге предлагаемая модель не позволяет говорить о создании условий для инвестирования в теплогенерацию, износ основных фондов которой достигает 80%». Кроме того, использование цены «альтернативной котельной» в качестве максимально допустимого тарифа для населения может привести к тому, что тепло будет дорожать быстрее, чем это дозволяется предельными индексами изменения размера платы за ЖКУ. Значит, потребуются соответствующие компенсации из местных бюджетов.
А бизнес останется все в той же неопределенности, в какой он пребывает сейчас. Это касается тех организаций, которые получат статус ЕТО. Из-за риска колебания цен и доходов они будут просто-напросто отказываться от инвестирования в модернизацию и развитие генерации.
Труба ТЭЦ-3 в Новосибирске. Фото: Александр Кряжев / РИА Новости
И наконец, авторы проекта не учли такую существенную проблему, как наличие недобросовестных посредников в лице УК и ТСЖ. В масштабе объема денежных средств, которыми эти посредники распоряжаются, их ответственность за точность расчетов между потребителями и производителями тепла просто ничтожна. Таково, к сожалению, действующее законодательство. «Власти еще не сумели толком выстроить нормальную систему регулирования этой отрасли», — заявляет руководитель спецпроектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов. А Григорий Бирг добавляет, что более эффективно было бы сфокусироваться на борьбе с неплатежами, которые зачастую происходят не по вине потребителей, а как раз из-за УК. Одно это уже повысит инвестиционную привлекательность отрасли. 
Не все потеряно
На сегодняшний день плачевное состояние системы централизованного теплоснабжения усугубляется еще и непростой ситуацией в экономике. Скорее всего, в крупных городах положение дел будет более или менее благополучным. «Но основные проблемы сосредоточены в небольших населенных пунктах. И как их решать, было непонятно еще до кризиса, а сейчас тем более», — отмечает Перов.
По мнению источника в энергетической отрасли, модель «альтернативной котельной» имеет право на существование. Но ее надо вводить очень и очень аккуратно. Во-первых, с учетом различий в техническом и экономическом состоянии отрасли в разных регионах. А во-вторых, для начала было бы неплохо опробовать ее, например, в тех регионах, где текущие тарифы выше предполагаемого уровня цены альтернативной котельной. И, конечно, заранее проработать механизм адресных субсидий населению из бюджета. Такое постепенное внедрение позволит выявить слабые места реформы и доработать ее (или вовсе отменить) до того, как нанесенный вред приобретет необратимый характер.
Наконец, вслед за переходом на новое ценовое регулирование в отрасли должна начаться активная модернизация, которая в конечном итоге должна снова снизить цены на тепло. Что касается инвесторов, им вопреки мнению некоторых чиновников отнюдь не требуется сумасшедшее повышение тарифов или вообще полная ценовая свобода. Достаточно просто установить четкие и понятные правила игры и гарантировать их неизменность, например, через соглашение между государством и инвестором, где были бы прописаны права и обязанности обеих сторон. Тогда не надо будет ни выдумывать какие-то невероятные схемы, ни отыгрываться на рядовых потребителях. И с этим даже соглашаются в Минэнерго. Но, видимо, проблема в том, что сами категории четкости и понятности в правительственных структурах определяются по каким-то «альтернативным», не доступным простому человеку формулам. Остается надеяться, что очередная энергореформа не удвоит разрушительный эффект от проведения предыдущей.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ