Новости – Общество
Общество
Как драматург прописал
Фото из архива театра «Лестница»
Каким образом лечит артистов театр «Лестница»
24 октября, 2015 16:00
7 мин
У каждого артиста липецкого особого театра «Лестница» — свой диагноз, и часто не один, от ДЦП и хронических недугов, не дающих возможности работать в полную силу, до отставания в развитии и серьезных психических заболеваний. У каждого была своя причина прийти сюда: кто-то компенсирует самооценку, кто-то просто учится общению. И если поначалу некоторые приезжали сюда с родителями и родственниками, то сейчас многие уже набрались смелости, чтобы дважды в неделю пересекать полгорода и приходить на репетицию.
В 2011 году на грант от городской администрации на базе ДК «Сокол» был создан театр для людей с ограниченными возможностями здоровья — «Лестница».
— Мы с ребятами хотели придумать простое название. Лестница — это то, чем мы пользуемся каждый день: поднимаемся, спускаемся. И вся наша жизнь — это лестница. И каждый решает для себя, куда он идет — вверх или вниз. Мы стараемся идти вверх, — говорит режиссер театра Марина Ралина.
«Мне нравится дарить радость людям»
Александр Родионов — один из старейших артистов «Лестницы». Когда ему было 8 лет, он попал в автокатастрофу, с тех пор диагноз — ДЦП. Говорит, что никогда не обращал внимания на свои недуги: активно занимался плаванием, теннисом, по образованию — художник хохломской росписи.
— Признаться честно, искусство, театр — это была детская мечта. Любил всегда смотреть канал «Культура». В интернете пересматривал постановки с Леоновым и Папановым. Из молодых мне нравится Максим Аверин. Помню, он в Липецк приезжал со своим концертом. Билеты сумасшедших денег стоили. А у меня в кармане всего тысяча рублей: надо билет купить, и чтобы хоть что-то на буфет осталось. Прошу кассиршу — продайте мне самый дешевый билет. Она говорит: «Уже ничего нет, самые дешевые от полутора тысяч остались». Но я был упорным — она нашла для меня билет за 800 рублей. И я не пожалел, что пошел на концерт. Аверин совсем другим предстал — как он стихи читал! Так что, когда узнал, что в Липецке открылся особый театр, решил обязательно попробовать.
Сначала Александру было страшно: боялся забыть слова, правильный выход из-за кулис, да и просто произнести фразу на весь зал для человека с ДЦП очень трудно. Поначалу к нему даже приставили помощника. Теперь Александр сам помогает новичкам. В его репертуаре уже пять спектаклей, да и выражается он хорошо поставленным русским языком.
— Люди говорят, что у меня хорошо получается. За четыре года в театре для меня жизнь сильно изменилась. Раньше я был беспечным человеком, а теперь мне нравится доставлять людям удовольствие. Нет, «удовольствие» — неправильное слово. Мне нравится доставлять людям радость и тепло. А инвалид, — задумывается Александр, — это человек, который вбил себе в голову такую мысль, что он инвалид. Я не чувствую себя особым. Когда постоянно занят делом, некогда думать о плохом.
Актер театра «Лестница» Александр Родионов. Фото: Наталья Горяйнова / «Русская планета»
«Раньше меня жизнь не баловала»
Для Ларисы Иванкиной «Лестница» стала единственным местом общения. Сначала умерла ее сестра, потом мама. По состоянию здоровья она могла работать только секретарем в обществе инвалидов «Оптимист». Но пришлось уйти и оттуда после инсульта у отца. О театре узнала в центре реабилитации «Сосновый бор». Активной участнице всех мероприятий предложили стать актрисой. Говорит, даже не сомневалась: театр для нее стал отдушиной.
— Жизнь меня никогда не баловала. А тут меня нагрузили по полной программе, — говорит Лариса. — В последнем спектакле про войну «Эшелон памяти» играла даже две роли: главную и санитарку. Никогда не учила так много, так что жалеть себя некогда. Когда примеряешь на себя чужие жизни, понимаешь, что бывает гораздо хуже. Как ни странно, в театре научилась более спокойно на жизнь смотреть.
«Возьмите меня артистом»
Даша и Дима практически всегда ходят вместе. Хотя на первый взгляд они полные противоположности: тихая и замкнутая Даша и шумно радующийся жизни, общительный Дима. Познакомились в центре реабилитации, когда Даше было 16 лет, а Диме — 17. «Мы парень с девушкой. Уже 9 лет вместе». В театр Дашу привел Дима.
— Я сначала не хотела здесь играть, очень боялась. Я же обычно дома сижу, крестницу в садик вожу только, больше никуда не выхожу. Попробовала, и понравилось, — признается Даша.
В разговоре Даша осторожно поправляет Диму, если что забыл: как называется спектакль, в каком играл, какую роль исполнял. Дима с удовольствием рассказывает о себе. Как всякому актеру, ему приятно внимание журналиста. Он старается жить активно: занимался в музыкальной школе, ходил в воскресную школу при Христо-Рождественском соборе, где участвовал во всех постановках. Сейчас работает дворником. Говорит, ему так понравился премьерный спектакль «Лестницы», что решил непременно тоже играть на большой сцене.
– Я подошел к руководителю театра и говорю: «Возьмите меня артистом». Так и стал играть, — улыбается Дима.
Актриса театра «Лестница» Лариса Иванкина. Фото: Наталья Горяйнова / «Русская планета»
Особый театр для обычного зрителя
Марина Ралина говорит, что в театр принимает всех, каких-то особых требований нет. Коллектив постоянно пополняется. Из труппы уходят единицы, и только из-за обострения болезней.
— Вот, например, Сергей. У него сложное психическое заболевание, — знакомит меня со своим актером режиссер. Сергей целует мне руку и тут же забывает про меня. — Ему порой тяжело бывает заучить даже небольшую роль, трудно ориентироваться в пространстве. Из-за этого случаются конфликты. Чтобы не было ссор, приходится убеждать других артистов быть терпимее. Мне раньше казалось, что собственные проблемы и болезни помогут ребятам сострадать друг другу. Но оказалось, из-за того, что люди меньше погружены в социум, в них сильнее индивидуальность, и они менее отзывчивы к чужой боли. Так что у нас главная проблема — стать коллективом. Зачастую у нас репетиция начинается с того, что я говорю: «Театр — дело коллективное. Так что нам всем придется подстраиваться друг под друга».
Каждому здесь подбирают роли, учитывая его особенности: сидячие для тех, кому тяжело передвигаться, главные — для тех, кому нетрудно заучить несколько страниц текста. Но по правилам театра каждый актер труппы получает хоть небольшую, хоть и эпизодическую, но полноценную роль с выходом на сцену и костюмом.
— Для многих действительно просто выйти на сцену — это преодоление. Но почти за пять лет, что существует театр, я вижу, как изменились мои ребята, став более открытыми, общительными, — говорит Марина Ралина. — Сейчас в театральном мире разгорается спор, каким должен быть театр для людей с инвалидностью: особый, как они сами, где будут использоваться их особенности, где спектакль будет подстраиваться под них, или обычный, классический, где не обращают внимания на их болезни. В первом случае, наверное, таким актерам будет легче, но, с другой стороны, будет ли интересен такой театр обычному зрителю — вот в чем проблема.
Зрители «Лестницы» — в основном родственники и друзья артистов. Стоимость билетов символическая, едва хватает, чтобы заказать декорации, с костюмами помогает ДК «Сокол» — костюмеры из старых нарядов умудряются шить новые. Марина Ралина надеется, что в следующем году, когда театр получит статус народного, жить станет немного легче. Сейчас особый театр ставит спектакль по пьесе Чехова «Юбилей» и готовится к участию в международном конкурсе «Осенний блюз».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости