К 25-летию диктатуры эстрады
Борис Гребенщиков во время выступления группы «Аквариум». Фото: Светлана Боброва / ТАСС

Борис Гребенщиков во время выступления группы «Аквариум». Фото: Светлана Боброва / ТАСС

Борис Гребенщиков, Земфира, Андрей Макаревич, Диана Арбенина в фокусе общественного внимания

Борис Гребенщиков проехался с гастролями по Украине и заехал к губернатору Одессы Михаилу Саакашвили в гости. Андрей Макаревич «считает для себя большой честью» оказаться в так называемом белом списке Минкульта Украины. Диана Арбенина на концерте в Киеве попросила прощения «за всех своих российских коллег, которые до сих пор вас не поддержали». Земфира на концерте в Тбилиси помахала предложенным кем-то из зрителей украинским флагом. «Московский Комсомолец» считает, что последний случай — это «скандал, раздутый из ничего», утверждая: «политическая паранойя крепчает». Эдуард Лимонов в «Известиях» пишет, что «в случае прокиевской их ориентации: они не особо поняли, что произошло в феврале 2014-го, поскольку, я же говорю, не шибко умные».

Земфира во время выступления на рок-фестивале «Нашествие»

Земфира во время выступления на рок-фестивале «Нашествие». Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Август, как известно, скуп на события — большинство народа, в том числе политики, отдыхают от трудов праведных. Поэтому можно было бы подумать, что, случись эта череда событий в другое время, пресса не уделила бы ей такого внимания. Но вряд ли. Потому что это действительно череда событий — то есть тенденция, причем давняя. И, на наш взгляд, это действо длится по меньшей мере уже четверть века. А именно: ношение нашими артистами фиги и в кармане, и вне кармана при конвертации этого процесса в деньги. И только сейчас стала слишком явной на самом деле уже давно замеченная ложь нашей творческой интеллигенции. А переход от «бунтарей» в «телехенты» произошел моментально как раз четверть века назад. Да и был ли он, этот «бунтарский период»?

«Начинали они еще в советское время с задиристого, но совсем не опасного для них или еле опасного противостояния с уже тогда беззубой советской властью, — пишет Эдуард Лимонов. — Запомним, противостояние, пусть лишь поза, — для них непременный профессиональный признак».

Но молодежь в 70-е и 80-е годы к Борису Гребенщикову, Андрею Макаревичу, деятелям культовых Ленинградского и Свердловского рок-клубов, относилась не то что серьезно, а сверхсерьезно, почитали их чуть ли не с религиозным экстазом и ждали, ждали, ждали откровений, открытий, утешения и указаний. Поэтому в СССР рок-культура, за редчайшим исключением, сразу стала интеллигентствующей и продолжает оставаться таковой по сию пору. В отличие от Запада, где рок-культура из протестной превратилась в чисто коммерческую. У нас же и никакого протеста как такового не было. Попробовали бы они протестовать по-настоящему — оказались бы сразу там, куда Макар телят не гонял. И все они были под присмотром у кого надо.

Андрей Макаревич во время выступления в Киеве с программой «Идиш-джаз»

Андрей Макаревич во время выступления в Киеве с программой «Идиш-джаз». Фото: Сергей Харченко / Zuma / TACC

В некотором смысле советское рок-движение было продолжением поэтического бума и бардовской песни 60-х годов. Только дым пожиже и труба пониже. Плюс современные электрические инструменты и громкий звук. Как говорила героиня одной из пьес Александра Островского: «Форму-то соблюдаешь, а толку никакого». Конечно, у многих случались настоящие творческие прорывы. И все это было как бы вновь, как бы в диковинку.

Общее понимание, консенсус, так сказать, как самих музыкантов, так и их поклонников заключался в том, что было понятно — выражаться надо эзоповым языком. Ибо «времена такие-с». И под этим видом расцвел своеобразный образный, иносказательный стиль, который давал каждому возможность понимать то, что ему хотелось. И волей-неволей авторы этих произведений отчасти были вознесены поклонниками, отчасти сами вознеслись в Поэты. А на Руси, как известно, поэт — больше чем поэт. Только вот этот стиль и смысл творчества каковым был 25 лет назад, таковым и остался.

«Еще одна особенность наших популярных идолов песни — это устарелая, как правило, образность, — справедливо замечает Эдуард Лимонов. — Надрыв до слезы — это есть, но рядом и черный ворон, и черные очи, и обязательно кони, этакая казацко-ямщицкая романтика».

Грянула и быстро проскакала перестройка, и мнения Бориса Гребенщикова, Андрея Макаревича, Юрия Шевчука стали монтировать вперемежку с думами Александра Солженицына, Андрея Сахарова и Дмитрия Лихачева. Последние скоро покинули эту грешную землю, а вот музыканты остались и свыклись с ролью оракулов, поверив, что они одного поля ягоды с академиками и писателями. И, несмотря на то что популярность многих звезд эстрады (рок у нас та же эстрада или, если угодно, шоу-бизнес) стала постепенно сходить на нет, в качестве вселенских учителей они продолжали все время существовать в медийном пространстве. И не было бы этого всего, если бы этой верой не заразились довольно широкие массы. А наши герои — постепенно к ним присоединялись некоторые новые кумиры — влились в передовой отряд, элиту интеллигенции. Стали требовательны и капризны.

«Интеллигенция в обществах Нового времени становится секуляризованной аристократией, социальной группой, которая в эпоху, когда статусные привилегии и ранжиры феодальных времен утратили свою священную неприкосновенность, продолжает настаивать на незыблемости своего статуса, — писал в 2002 году в статье "Татьяна Толстая и власть интеллигенции" профессор МГУ, доктор философских наук Андрей Ашкеров. — На чем основана эта настойчивость? На том, что интеллигенция всегда путала две вещи: наличие возможности говорить о народе и утверждение необходимости говорить от имени народа. С одной стороны, обладание собственной совестью, с другой — перспектива стать совестью для кого-то еще».

И посмотрите, как они крепко заняли свои места. Новые лица появляются на эстрадном олимпе очень редко. Если посмотреть на афиши или в телевизор, да хоть бы и в интернет — увидишь одни и те же лица. И так уже четверть века. Наша эстрада — попса ли это, рок ли — напоминает несменяемый состав Политбюро ЦК КПСС брежневского времени, а вообще-то даже его переплюнула уже.

Обладание же нравственными ценностями и право на их интерпретацию стало конвертироваться в деньги. И, как говорит философ, можно было уже ничего не делать, а только ждать, когда тебя купят. Теперь на сцене выступал не рок-музыкант, выступала совесть нации. Зрители приходили уже не на концерт, а чуть ли не на явление мессии. Хотя, справедливости ради, многие покупали билеты просто от чувства ностальгии по молодости и потому, что исполнители им искренне нравились. Таланты у наших героев все же были и есть.

За прошедшие четверть века, когда появилась возможность не просто говорить, а говорить именно то, что вздумается, рок-интеллигенты наговорили всякого. И если в доперестроечную эпоху фига была исключительно в кармане, то теперь ее можно было вынуть и показывать на все четыре стороны света. «Выработался стереотип — какой же это рок-н-ролльщик без конфликта с властью, — пишет Эдуард Лимонов. — На деле конфликт тщедушный. И на конфликт не похож. В ряде случаев даже похож на милое сосуществование. Но так надо».

Конечно, так надо, это просто необходимо. Как же, не сделав ничего принципиально нового в искусстве, продолжать держать публику в сфере своего влияния, как же иначе сохранить хоть какие-то рейтинги и публику, а значит, и деньги? И как продолжать испытывать сладость признания тебя как самого честного и последовательного борца за все хорошее против всего плохого?

«Нет более простого способа стать царственным "Всевидящим Оком" и обеспечить контроль над душами и сердцами, нежели объявить о собственной отстраненности от Власти, с который ты обязательно должен быть если и не "на ножах", то во всяком случае не в ладу, — пишет Андрей Ашкеров. — В сущности, это есть наилучшее средство обрести власть — наилучшее, потому что позволяет утаивать, делать практически незаметным сам факт ее обретения. Автономия и могущество твоей собственной власти строится на том, что ты противостоишь мифической Власти как таковой».

Мы живем в свободной стране — каждый волен делать то, что хочет. В сущности, то, что обсуждается, и яйца выведенного не стоит. Одна глупость, несуразица, бездумность, а главное — бизнес. Проблема в том, что мы об этом продолжаем говорить, а значит, все же чего-то ждем от них. А ничего уже ждать не надо. Это как раз тот случай, когда «вольному воля, спасенному рай». По непреходящим законам бытия, за все каждый понесет свою ответственность перед Богом, историей и народом. И, потом, хочется сказать: ребята, надоело уже.

«Увы, все делалось во имя любви, великодушия, чести, а потом оказалось безобразным, нахальным, бесчестным. Довольно» (Ф.М. Достоевский. «Подросток». 1875).

Святая, которую спутали с блудницей Далее в рубрике Святая, которую спутали с блудницей4 августа Православная церковь вспоминает равноапостольную Марию Магдалину Читайте в рубрике «Культура» Деды воевали...Кинообозреватель «Русской Планеты» - о нашумевшей премьере сезона Деды воевали...

Комментарии

04 августа 2015, 12:01
Статья хорошая, но необходимо провести красную линию!

Если известный рокер хочет остаться в истории отечественной и мировой музыкальной культуры, он должен писать музыку и петь песни, возможно - критикуя режим или какеи то его аспекты, но не лезть прямо в политику. А Гребень и Макар лезут обниматься с отвратительными Сааками и Порохами, агентами США, на чьих руках кровь тысяч детей и женщин Осетии и Донбасса, и вроде как так оно и надо - мы то мол музыканты, вне политики!

А вот уж фигушки - поддержка этих типов - это и есть самая настоящая политика, причем предательская!
04 августа 2015, 14:30
Да я не удивляюсь, если выяснится, что их давным давно завербовали, а репертуар их песен и публичные выступления согласовывается с теми иностранными фондами, которые осуществляют негласную их поддержку и организовывают им гастроли и концерты, дают деньги на выпуск альбомов и все такое прочее...
По большому счёту ведь все это чуждые нам направления - рок, рэп, хип-хоп и т.п., эдакий скрытый инструмент влияния и манипуляции общественным сознанием...!
04 августа 2015, 12:08
Всегда был уверен что Макар - это завистливое и малоприятное существо, в книжке "Машина и Евреи" все написано, но как стыдно и неприятно за поступок БГ - уж он то вроде совсем не диссидент, а философ, зачем он полез в это мерзкое политическое болото?
04 августа 2015, 12:10
БГ мог бы еще выпутаться из неприятной ситуации, если бы нашел в себе смелость заявить, что в Одессе просто решил сфотографироваться с ручной обезьяной))
04 августа 2015, 14:34
Да ему просто славы охота. Этого "философа" до сих пор не отпускает мысль переехать "за бугор" и стать там популярным артистом. Вот только музыка его там ни кому и даром не нужна, ибо не соответствует популярным западным трендам.
Если честно, я думаю, что дело в гражданстве США, куда Макар (у него дети и внуки живут в США) и Гребень (он судя по фейсбуку там живет постоянно) собрались на старость, а без лизания сапог у Саакашвили и вообще укро-лидеров в Америку щас не сунешься, вот и готовят запасные аэродромы.
04 августа 2015, 12:18
Серьезные исполнители никогда не ели с рук власть имущих, в этом можно не сомневаться. Но зачем так относиться к своей публике? Зачем противопоставлять себя народу? Этого я не пойму. Променять миллионную аудиторию на обожание горстки предателей, на это можно пойти не от большого ума.
04 августа 2015, 12:29
В принципе, ну и пусть едет, встречается с галстукожуем, свое диссидентское эго нянчит. Все взрослые люди, только у некоторых старческий маразм. Столько лет молились на западную культуру, как же они могут сейчас своего идола предать? Таким людям всегда плохо на Родине. Просто, может не обращать на них столько внимания?
Трудно не обращать внимание, когда эти перебежчики на Украину - всякие гайдар, земфиры да арбенины - со всей страниц лезут в голову. СМИ сами их и пиарят!
04 августа 2015, 12:40
После распада СССР, в России просто не хватало духовных лидеров, на которых можно было бы ссылаться при попытке понять времена. Макаревич, Гребенщиков и остальные стали для людей теми источниками. А зря - они ведь просто люди, которые тоже ошибаются, имеют мнение, зачастую очень ошибочное.
И вы правы Александр, так оно и есть. Кто же новые духовные лидеры? Опять пусто...
04 августа 2015, 13:48
Все жёстко, но правда.
С другой стороны наши звезды нищие и для многих гастроли в Украину являются хорошим заработком, ну так и пусть поют, лишь бы родину не хаяли.
04 августа 2015, 14:24
Всё это тлетворное наследие Джоанны Стингрей, которая в своё время обильно спонсировала наших "неформалов", рано или поздно должно было дать о себе знать. Теперь все в реале увидели истинное лицо " русского рока". Примерно то же самое сейчас продвигают другие фонды, которые осуществляют поддержку хип-хоп направления, как наиболее востребованного в молодёжной среде.
Всё это очень опасные игры, эдакая "бомба замедленного действия"...!
Вот Стингрей в свое время "крутила" и пиарила за рубежом Виктора Цоя. Интересно а Цой если был бы сейчас жив, тоже поехал бы на поклон к Саакашвили?
05 августа 2015, 16:39
уже отмечали и не раз, для отечественной рок-звезды, главное умереть вовремя, к сожалению(((
04 августа 2015, 16:35
Черчиллю приписывают слова: "Кто в молодости не был либералом — у того нет сердца, кто в зрелости не стал консерватором — у того нет ума."
Видимо старички-рокеры так ума и не набрались, а пора бы (
04 августа 2015, 22:14
Это такой "культурный" обмен. Микки Рурк, Стивен Сигал и Жерар Депардье не подверглись обструкции на местах обитания?
05 августа 2015, 14:52
А с чего бы это они должны были подвергнуться обструкции? Поддерживать Россию не зазорно. Россия - страна миротворец. А эти прохвосты (российские исполнители) едут на Украину обниматься с вчерашними военными преступниками и убийцами, у которых руки по локоть в крови.
05 августа 2015, 16:24
Вот эта странная черта наших людей лепить гуру из любого подножного корма. Вот есть Солженицын который писал не слишком честные и не слишком интересные книжки, откуда было известно что он специалист хоть в какой-то области, нет ему верили и спрашивали совета обовсем. Или теже певцы ртом, ну пой ты дальше, это твое ремесло, почему ты считаешь что ты все знаешь все понимаешь. Для меня загадко, почему мнение данных персонажей кому то интересно, как скандал наверное, как правило жизни конечно нет, обычные люди, не больше
06 августа 2015, 12:07
Ещё в 80-х пытался понять этих людей и их песни, которые чересчур навязчиво звучали со всех сторон (все вокруг напевали про мир, который прогнется и прочие "мудрые" вещи). Их сущность, и "творческая" и человеческая (или бесчеловечная), уже ярко была видна тогда. Почему эти клоуны так долго остаются на мифическом Олимпе политической эстрады? Раз: это - паразитическая активность СМИ, причисляющих себя к интеллектуальной элите и постоянно тиражирующих любую информацию об этих лицах (создавая рекламу, ажиотаж и прочее), плюс (а это два): безмолвие и пассивность масс (молодёжи, не обремённой ни знаниями, ни интеллектом, ни элементарной заботой о потомстве, как результат разжижения мозгов и утраты воли). Впрочем, безмозглость и утрата инстинкта самосохранения - беда всех слоёв и всех возрастов нашего общества (старшее поколение профукало всё на свете, за ради чего?).
Надо побеждать это, тогда ни Макары-подпиндосники, ни сами пиндосы ничего не смогут сделать нам и нашему Отечеству. Когда вновь пробудится сознание людей, когда под контролем трезвого общества будут СМИ, суды и правоохранительные органы, а депутатов начнём выбирать и спрашивать с них не по-детски, тогда деятельность всяких отморозков (от соратников Гайдара и Шеварнадзе до лицемерных лицедеев-глумословов а-ля Макаревич будет взвешена, а им самим отмерено по делам их. А так эта погань будет ездить по земле, где их угораздило родиться, источая ядовитый смрад, поливая грязью всё вокруг и внося раздор между человеками.
07 августа 2015, 16:14
Не сотвори себе кумира.А эти все облезлые кумиры молодёжи не интересны,вот они из кожи вон и лезут,чтобы подзаработать любими способами,даже опасностью и предательством.Отстой
08 августа 2015, 15:01
Слушайте классику, господа. Чайковского и Бетховена никто не может упрекнуть в поддержке нацистов:-)
27 августа 2015, 12:12
Ошибаетесь. Вагнеру в могиле немало досталось за нежную любовь к нему Адольфа Алоизыча.
26 августа 2015, 16:44
С ума сойти! Кто-то в России осмелился иметь своё мнение и публично его высказать! И так как у нас самая демократичная в мире страна, то ясен пень на них выливается ушат домыслов и самых диких обвинений вплоть до "завербованы". И никто из перечисленных музыкантов никогда не называл себя диссидентом и борцом против власти. Никто и никогда.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»