Расчеты в ЖКХ выпрямляются
Оплата коммунальных услуг. Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

Оплата коммунальных услуг. Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

Поставщики ресурсов вскоре получат право получать деньги с граждан напрямую

Примерно 30% управляющих компаний в сфере ЖКХ не перечисляют вовремя собранные у населения деньги за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, являющимся поставщиками услуг. Об этом заявил замминистра строительства Андрей Чибис.

Собираемость средств у ресурсоснабжающих компаний равна 80%. При этом уровень платежей населения по услугам ЖКХ в России сохраняется на уровне 95%. Куда пропадает разница, где лежат эти 15%, то есть многие миллиарды?

Прямые договора без старых долгов

По словам Чибиса, уже согласованы поправки в законодательство, позволяющие ввести прямые договоры населения с поставщиками коммунальных услуг. Страна перейдет на прямые расчеты за услуги ЖКХ: газ, электроэнергию, горячее и холодное водоснабжение, устранив из цепочки посредников управляющие компании.

Идея исключить УК из процесса передачи платы за ЖКУ от потребителей поставщикам принадлежит министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства Михаилу Меню.

Выступая с докладом перед президентом в октябре прошлого года, Мень уверял, что после «введения прямых договоров между потребителями и ресурсоснабжающими организациями (РСО) и упорядочивания деятельности расчетных центров (РКЦ), принимающих плату за коммунальные услуги» (соответствующие законопроекты тогда находились на завершающей стадии разработки. — РП), деньги граждан «не будут оседать на счетах управляющих компаний и РКЦ, а будут направляться напрямую поставщикам».

При этом «с рынка добровольно уйдут те, кто пришел управлять не домами, а чужими денежными средствами», — пообещал министр уже на другой встрече с президентом семь месяцев спустя.

«Совокупный объем задолженности в ЖКХ составляет 968 млрд руб., — заявлял Михаил Мень в конце 2015 года, — в том числе 250 млрд руб. — долги граждан, а остальное — долги юридических лиц друг другу за потребленные ресурсы».


СПРАВКА: Объем коммунальных долгов населения за минувший год вырос на 15%, подсчитали в коллекторском агентстве «Секвойя кредит консолидейшн». Кстати, сбор долгов за коммуналку коллекторы называют одним из основных видов своей профессиональной деятельности — чаще «вышибают» только банковские кредиты. По данным агентства, задолженность перед ресурсоснабжающими организациями имеет как минимум каждый десятый, а скорее всего — каждый седьмой житель станы.


С точки зрения финансовых расчетов с РСО, сейчас УК выступают лишь как посредники — и они, по сути дела, не заинтересованы в максимальном сборе платежей. Кроме того, велик соблазн использовать средства населения для содержания самой УК, а то и преднамеренного вывода денег по незаконным схемам.

Во многом поэтому и возникает разрыв между потоком платежей населения за коммунальные услуги и их получением РСО, отсюда и берутся означенные 15%.

По словам Чибиса, решению проблемы неплатежей в коммунальной сфере будет способствовать самостоятельный сбор РСО денег. При этом поставщикам ресурсов также придется работать с должниками или нанимать специальную структуру для осуществления расчетов с населением.

Переход на прямые договора может быть осуществлен по инициативе ресурсоснабжающей организации, однако в этом случае нельзя будет требовать с потребителей прежние долги, оставшиеся от УК. Таким образом, у поставщиков ресурсов, помимо судебных разбирательств с УК, появится новое «развлечение» в виде работы напрямую с гражданами. Так что едва ли сами РСО будут стремиться к переходу на новый режим работы. Коммунальщики изрядно напугали их ростом задолженности и работой с десятками тысяч физических лиц. На практике, впрочем, все должно оказаться гораздо лучше для тех, кто исправно платит за ЖКХ, и хуже — для заядлых неплательщиков.

Сегодня в случае мошенничества УК даже суд не поможет поставщику вернуть свои деньги в полном объеме: управляющие отвечают перед РСО только уставным капиталом, а его размер может не превышать 10 тыс. руб. Для сравнения: реальные потери, которые поставщики коммунальных услуг несут в результате действий недобросовестных УК, могут исчисляться десятками и даже сотнями миллионов рублей. И все эти риски аккуратно скалькулированы в тарифах для конечных пользователей — для нас с вами.


СПРАВКА: В конце мая 2016 года УМВД Мурманской области возбудило уголовное дело против экс-директора местной УК, присвоившего, по данным оперативников, 300 млн руб., которые были перечислены жителями в счет оплаты коммунальных услуг. Удастся ли пострадавшим РСО вернуть причитающиеся им деньги, не уточняется.


Безответственных нужно наказывать

Неверно было бы обвинять в росте долгов лишь УК: отдельные физлица ухитряются накапливать долги в размерах до 600 тыс. руб. Рассчитывают они на то, что постепенно будет проходить срок исковой давности по платежам, а значит, отдавать придется меньше.

«Нужно вносить поправки в кодексы для конкретизации подобных случаев, а также создать региональные правовые центры в системе ЖКХ, которые будут заниматься ведением судебным дел в отношении должников», — говорит директор Института стратегии реформ Михаил Бутримов. Ни УК, ни РСО вообще не должны изыскивать средства на борьбу с неплательщиками, их дело — поставлять ресурсы и дом обслуживать.

«С должниками нужно действовать сурово — отключать их от поставок электроэнергии, водоснабжения и др. после первого предупреждения с отметкой о его получении. После такого оперативность погашения долгов повышается, как показывает практика», — говорит собеседник «Русской Планеты».

Нужно также учитывать, что чем меньше посредников между производителем и потребителем, тем проще отладить систему взаимоотношений между ними и тем ниже уровень непроизводственных затрат в цене товара.

***

Впрочем, реформировать всю систему расчетов в ЖКХ с наскока не получится.

«Надо ставить цель — ограничение роста задолженности управляющих компаний, в том числе за счет запуска банкротства при накоплении не самых больших долгов (2–3 млн руб.), чтобы показать фактическим владельцам УК, что на недобросовестности или потоке заработать не получится», — предлагает управляющий юридической группы компаний «Гордейчик и партнеры» Алена Гордейчик.

Необходимо наконец искоренить разворовывание управляющими компаниями денег граждан, оплачивающих ЖКУ, и денег государства, которое не получает платежи за предоставленные услуги.

Нам нужна система, при которой граждане будут переводить деньги на свои счета в банках, а денежные средства сразу же, автоматически будут распределяться между поставщиками ресурсов без всяких посредников. В таком случае некому будет удерживать эти 15%, затягивать выплаты и крутить деньги на депозитах.

Это позволит сохранить нашу систему ЖКХ и в перспективе за счет модернизации инфраструктуры сдержать рост тарифов.

«Мужчина должен быть достойно обеспечен» Далее в рубрике «Мужчина должен быть достойно обеспечен»Почему в Твери все больше стали уделять внимание роли отца в воспитании детей

Комментарии

25 июня 2016, 19:27
Толковое предложение, надо запускать в работу, чем меньше посредников тем лучше для работы, как минимум в оперативности точно будет выигрыш
25 июня 2016, 20:05
Давно пора ограничить власть управляющих компаний и перестать позволять им удерживать средства людей, честно уплаченные за ЖКХ. Тем более, что сейчас все электронное и совсем необязательно идти в офис Газпрома, например, чтобы оплатить газ. Удобнее будет, если люди смогут оплачивать это все через интернет со своих банковских карт напрямую к поставщику услуги.
27 июня 2016, 15:00
Кроме всего прочего, органы ЖКХ еще и подворовывают на местах...! Странно почему об этой причине умалчивают...
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»