Новости – Общество
Общество
Живем, пока помним и делаем
РИА Новости, Виталий Аньков
Память о Великой Победе — это реальный труд по сохранению исторической достоверности, помощи ветеранам и охране мемориалов
9 мая, 2017 21:45
10 мин
Ни в одной стране мира борьба с нацизмом не составляет столь мощный пласт культуры, как в России. На Западе порой потешаются над тем, как наши граждане праздную победу. Иностранцам кажутся странными грандиозные парады в городах, традиция носить пилотки и форму времен войны, любовь к песням той эпохи.
«Приватизация» Победы
В России продвигается точка зрения, что зарубежные государства забыли уроки Второй мировой, не чтят память своих предков и пр. Конечно, это не так. День Победы на Западе — это священный праздник для всех освобожденных народов, но отношение к нему на Западе более спокойное в силу множества обстоятельств. Россияне относятся к 9 мая более трепетно и демонстрируют гордость за прадедов, взявших Берлин и подаривших свободу Восточной Европе.
Такие подвиги не совершал ни один народ в мире и ни один народ в мире никогда не платил столь дорогую цену за то, чтобы называть себя победителем. Россия имеет полное право праздновать День Победы с широким размахом и игнорировать призывы некоторых общественных сил сделать 9 мая днем скорби по погибшим и днем покаяния за репрессированных в годы ВОВ.
Можно часто услышать мнения о том, что Россия «приватизировала» Победу и пытается принизить роль англо-американских войск. Действительно союзники оказывали СССР масштабную материальную помощь. Но не надо забывать, что второй фронт был открыт лишь через три года после нападения на Советский союз, а ленд-лиз был по сути беспроцентным кредитом, который в 2006 году окончательно закрыла уже Российская Федерация.
Хребет нацистской военной машине сломала именно наша страна и тому есть огромное количество доказательств, наиболее явным из которых — чудовищные человеческие жертвы. СССР потерял более 8 миллионов солдат и более 15 миллионов мирных жителей. Великобритания — 286 тысяч солдат и 92 тысячи мирных жителей. США — 405 тысяч солдат и 3 тысячи мирных жителей. За освобождение Европы отдали жизнь около миллиона советских воинов.
Германия вела целенаправленную войну на истребление советского народа. Оккупанты вырезали треть населения Белоруссии и четверть жителей Украины. Несмотря на это, огромная трагедия и Великая Победа исключаются из национальной памяти постсоветских стран. Причина проста — героическая история борьбы с нацизмом слишком тесно связана с современной Россией и той объединяющей ролью, которую всегда играл русский народ.
Такой подход к осмыслению Великой Победы в постсоветских республиках, где выстраиваются национальные государства, неприемлем. По общему с Россией наследию не потоптались только три государства, где русофобия находится пока в зачаточном состоянии: Белоруссия, Казахстан и Армения. Украинские власти после Майдана сделали все возможное, чтобы стереть упоминание о роли СССР и превратить День Победы в поминки.
Пиар на Победе?
Однако и Россия не является безгрешным хранителем памяти о Великой Победе. Речь в данном материале пойдет не о стремлении либеральной интеллигенции высмеять праздник, парад на Красной площади и «Бессмертный полк». Огромный вклад в дискредитацию 9 мая вносят ура-патриотические движения и лояльные властям деятели искусства, которые пытаются показать «обратную сторону Победы».
Каждый год мы наблюдаем за тем, как «Ночные волки» посещают европейские города и устраивают мотопробеги внутри страны. Здоровые бородатые и, наверное, обеспеченные парни на байках каждый раз жалуются, что часть из них не пускают польские пограничники, а они, дескать, всего лишь хотят «почтить могилы предков». «Ночные волки» постоянно мелькают в СМИ как эдакие знаменосцы Победы в Восточной Европе, которая, естественно, напрочь забыла про подвиг советских солдат.
Символичность «броска на Берлин», вероятно, в том, что российские байкеры как бы повторяют путь Красной Армии и одновременно напоминают европейцам кто кого и когда освобождал. Но со стороны смотрится это зрелище как маскарад и пиар-акция. Если «Ночные волки» так заботятся о «могилах предков», то почему бы им не совершить броски в российские регионы на сотни заброшенных кладбищ в РФ, где покоятся советские солдаты, а не радостно 9 мая разъезжать по берлинским улицам.
7 мая на сайте Пикабу.ру появилась история борьбы пенсионера Сергея Дмитриевича Никитина за благоустройство захоронения советских в солдат в поселке Артемовский Свердловская область. «От забора на кладбище остались только несколько деревянных пролетов и одна бетонная стена. Правда она не спасает захоронения защитников родины от бомжей, собак и вандалов, которые воруют оградки и памятники. Оградить кладбище обещали еще 5 лет назад, но все так и осталось на словах», — написал в блоге местный активист Дмитрий Ионин.
При этом на соседнем кладбище для немецких военнопленных царит полнейший порядок. «Сергей Никитин надеется, что на проблему обратят внимание хотя бы в преддверии Дня Победы. Только недавно на кладбище произвели перезахоронение ветерана, погибшего в Берлине Винокурова Николая Константиновича. И вообще здесь покоится очень много героев той войны», — сообщает активист.
На содержание кладбища выделяется около 1 миллиона 200 тысяч рублей из местного бюджета, но, видимо, денег хватает только на поддержание в порядке могил немецких солдат. Таково отношение к памяти о подвиге советских воинов со стороны государства и общественников. Почему бы в дело не вмешаться тем же «Ночным волкам» и посвятить очередную пресс-конференцию не «броску на Берлин», а проблеме защиты и охраны могил красноармейцев? А ведь сколько таких кладбищ в России? Чем они хуже захоронений в Восточной Европе (которые, кстати, выглядят намного лучше)?
Кино о Победе
Тому, что наворотили современные отечественные (включая тех, кто жил и творил в СССР) кинематографисты, повествуя о ВОВ, можно посвятить несколько изобличающих томов. Настолько абсурдным, а местами преступным выглядит пласт культуры, которой они создали за минувшие два десятка лет. Советские режиссеры не имели права негативно отзываться о сталинском режиме и советской власти в целом, но получив волю после распада СССР, явно перегнули палку.
Командование РККА и сам Сталин, которые смогли в тяжелейших условиях организовать сопротивление агрессору, предстают перед зрителем жалкими, трусливыми и безрассудными персонажами. Они отправляют безоружных солдат на бойню, расстреливают несогласных, пьют водку и удовлетворяют свои психологические комплексы.
Образ советского воина также оставляет желать лучшего. Как правило, мы можем наблюдать за абсолютно потерянной и не очень умной личностью, которая не понимает за что и кого воюет. Если у советского солдата появляется возможность кого-либо ограбить или изнасиловать, он непременно ею пользуется. Нередко перед нами раскрывается история обиды красноармейца или партизана на советское правительство. Дескать, солдат воюет не за страну, а просто против захватчиков, которые ничем не лучше Советов.
В качестве примера издевательства над советским прошлым и подвигом народа критики чаще всего приводят фильмы Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2» («Предстояние» и «Цитадель»). Здесь можно найти почти все вышеописанные клише, и, конечно же, обе картины не являются продуктом фантазий их автора. Художественный вымысел Михалкова основан на исторических хрониках, и эпизод с испражняющимся во время полета немецким летчиком, наверное, тоже был для чего-то необходим.
Почему такое кощунство допускает в нашем государстве и не находит резкого осуждения? Разные поколения современных отечественных режиссеров пытаются показать «обратную сторону». Речь идет о фактах, которые действительно были: нехватка всего самого необходимого, репрессии, завышенные требования командования, бездарные поражения, случаи необоснованной жестокости к своим и чужим, изнасилования женщин.
Красная армия и советская власть не были ангелочками, и у зрителя есть потребность в том, чтобы видеть неоднозначную картину, которая расходится с привычным образом советского воина. Советская пропаганда запрещала говорить о многочисленных проблемах РККА и достижениях вермахта, хотя знавшие правду режиссеры и писатели-фронтовики достойно выкручивались из этих ситуаций. Едва ли не каждый советский фильм или книга о ВОВ — шедевры искусства.
Нынешние киноделы в стремлении показать грязь и человеческие пороки на войне вольно или невольно сплясали на могилах своих предков. Произведения, где собрано в кучу дерьмо про наших прадедов и сказано: «смотрите — это дерьмо», искусством не называется. Осмысление «обратной стороны» ВОВ требует очень тонкого и скрупулезного похода. Режиссер, как минимум, не должен слишком яро ненавидеть советскую власть.
Например, неплохо продемонстрирована роль репрессивного аппарата в рядах РККА и отношение советских солдат к женщине в полевых условиях в фильме «Мы из будущего» 2008 года. Без перегибов отношение людей к советской власти и проблема коллаборационизма раскрыты в картине «Свои» 2004 года. Готовность к подвигу и переживания солдат хорошо показаны в фильме «Звезда» 2002 года.
P.S.
Пренебрежение к могилам советских солдат и подвигу народа в современных произведениях искусства ни в коем случае не говорит о том, что россияне (в том числе байкеры и режиссеры) лицемерят, когда празднуют Победу и выходят с портретами на «Бессмертный полк».
Суть в том, что нашему народу, СМИ, НКО, деятелям искусства и государству нужно гораздо больше уделять внимание происходящему внутри страны и решать действительно насущные проблемы. Память о войне — это не поездка на «харлее» в Берлин или наклейка на BMW в виде георгиевской ленточки, это реальная работа по сохранению исторической достоверности, это помощь ветеранам, уборка и охрана мемориальных сооружений.
Мнение автора может не во всем совпадать с позицией Редакции
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости