Новости – Общество
Общество
Жильцы за все заплатят
Квитанция на оплату коммунальных услуг. Фото: Владимир Смирнов/ТАСС
Элла Памфилова призвала Счетную палату проверить поставщиков услуг ЖКХ на завышение тарифов для населения
25 декабря, 2015 18:50
4 мин
В России наметилась тенденция к росту необоснованных тарифов на услуги ЖКХ. Об этом заявила уполномоченный по правам человека в РФ Элла Памфилова. Она предлагает выяснить, на что поставщики услуг тратят деньги, и, в частности, обратить внимание на «заоблачные» зарплаты руководителей корпораций, которые не стесняются делать «траты на грани роскоши».
Лишние на празднике жизни
Регулярный рост тарифов на ЖКХ — тема весьма болезненная. Отвечая на недавней пресс-конференции на вопрос, заданный от имени региональных телезрителей: «Как прожить на пенсию или зарплату и при этом не оказаться должником по ЖКХ?», Владимир Путин признал: «Да, этот вопрос еще далек от решения».
24 декабря эту тему продолжила Элла Памфилова, которая заявила журналистам, что тарифы могут повышаться потому, что руководству крупнейших поставщиков просто так захотелось: «Наши энергомонополии, которые поставляют свет и воду, сами пытаются сейчас повысить плату. Цены зачастую растут по вине энергомонополий, а не потому что кто-то из потребителей не платит вовремя».
Памфилова обратилась к Счетной палате с просьбой внимательно посмотреть, как нерационально тратят средства наши корпорации и монополии, чье руководство, не стесняясь, живет на широкую ногу. «Они запускают руку в государственный карман, а потом вынуждают власти к тому, чтобы замещать это поборами с граждан. Это совершенно недопустимо, — цитирует омбундсмена Интерфакс. — Надо посмотреть уровень их заоблачных зарплат и трат на грани роскоши на внутреннее самообслуживание вместо того, чтобы оптимизировать свою работу и перестать заниматься развитием этой тенденции. Я эту тему не оставлю».
Элла Памфилова пояснила РП, что нужно проверить эффективность и рациональность затрат всех без исключения корпораций, которые предоставляют услуги ЖКХ. «Это и Энергосбыт, и Мосэнерго, и Мосводоканал, и все более мелкие поставщики услуг населению. Расчеты тарифов и обоснования для их повышения должны быть совершенно прозрачны. Просто сейчас энергомонополии только повышают цену, при этом не ищут резервов для оптимизации своей работы», — отмечает уполномоченный по правам человека.
Без монополий
Непрозрачность тарифов ЖКХ во многом связана со сложившейся системой оказания услуг населению. «Проблема в том, что основные услуги ЖКХ оказывают монополисты, — комментирует председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. — Но если найти новых поставщиков воды технически невозможно, и других поставщиков отопления возможно только в новых домах, то с электричеством вопрос можно решить. Физлицам электричество сейчас поставляет только Энергосбыт. Соответственно, надо вывести на рынок еще 3–4 компании, тогда между ними будет конкуренция, а здоровая конкуренция всегда регулирует цены. ЖКХ — это та сфера, где надо свести к минимуму влияние госмонополий».
Помимо оплаты за основные услуги ЖКХ, жильцы оплачивают еще и услуги по содержанию дома — вывоз мусора, ремонт зданий, обслуживание лифтов и т.д. — одним словом, общедомовые нужды. И здесь доходит до совершенно вопиющих историй. Так, по сообщению LifeNews, жителям дома 49 по улице Островитянова (юго-запад Москвы), где 19 декабря из-за неисправности лифта погиб младенец, на все запросы с просьбой заменить лифты, находящиеся в аварийном состоянии, последовал ответ, что новые в их дом поставят только за их же деньги: жителям предлагали собрать 15 миллионов.
Понятно, что дельцам в сфере ЖКХ хочется хорошо жить и оптимизировать издержки, не забывая при этом повышать тарифы «из-за кризиса». Но так быть не должно. Внимание к проблеме президента, омбундсмена и — надеемся, Счетной палаты — это, конечно, хорошо, но и самим домохозяйствам расслабляться в наше непростое время не следует.
Электричество, вода, неадекватные поборы управляющих компаний за обслуживание дома — сокращение этих расходов во многом зависит и от самих жильцов. «Люди должны сами оценивать качество услуг и если они их не устраивают или тарифы завышены, то надо менять управляющую компанию, — напоминает Дмитрий Янин. — И такая возможность есть. Хороший вариант — создать ТСЖ. Сейчас многие управляющие компании завышают цены на свои услуги просто потому, что не видят конкуренции. Если же они поймут, что жильцы активно следят за цифрами в квитанциях и качеством их услуг, то изменят и подход к ценовой политике».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости