Новости – Общество
Общество
Жертвы санкций
Муляжи продукции корейского производителя тунца Oсean & Pioneer. Фото: «Русская планета»
Чего опасаться, покупая еду и вино в эпоху продовольственного эмбарго
16 февраля, 2015 16:04
10 мин
Годовая инфляция, то есть рост цен с 9 февраля 2014 года по 9 февраля 2015 года, достигла 15,6%, сообщил Росстат.
В начале этого года картина по росту цен сложилась совсем не такой, к которой мы привыкли за предыдущие годы. Хотя бензин за первую неделю февраля чуть-чуть подешевел, а «коммуналка» не изменилась, зато из-за санкций и «антисанкций» продовольствие сильно подорожало. В лидерах морковь и лук (рост цен на 3,1%), рис (2,3%), огурцы (2,2%) и капуста (1,7%).
Из-за подорожания россиянам приходится отказываться от некоторых привычных товаров — так борются с ростом цен 19% против 8% годом ранее, сообщил «Ромир».
Продавцы не сдаются, но поскольку снижать цены, когда все дорожает, не хотят, то в первую очередь в бой идут маркетинговые трюки. О них «Русская планета» поговорила с представителями бизнеса на выставке «Продэкспо», прошедшей в Москве 9–13 февраля 2015 года.
Новые друзья российского едока
Поскольку из-за «антисанкций», то есть запрета на ввоз в Россию определенных видов продовольствия из стран, наложивших на Россию санкции, наш рынок недосчитался большого количества овощей, фруктов, мяса и рыбы, то в пустующую нишу хлынули поставщики из Южной Америки и Азии. Причем многие еще не успели толком наладить ввоз.
Например, на выставке присутствовал корейский производитель тунца Oсean & Pioneer. Фирме пришлось выставить на стенд муляжи не только рыбы, но даже льда. Остальные компании, к счастью, демонстрировали настоящие продукты.
Моцарелла из Уругвая от производителя «Монкаса». Фото: «Русская планета»
Моцарелла из Уругвая от производителя «Монкаса». Фото: «Русская планета»
Руководитель отдела розницы компании «Монкаса» Александр Морозов показал РП пармезан и моцареллу из Уругвая — еще одной страны, которая собирается заместить европейские сыры. С реальным товаром у «Монкасы» гораздо лучше, чем у Oсean & Pioneer, но все равно против некоторых товаров в прайс-листе стоит вместо цены пометка «Ожидается». По словам Морозова, в целом сроки доставки после смены производителя с Испании на Уругвай почти не изменились — просто для Уругвая используется более быстрый транспорт. Срок доставки определяется в основном сроком годности — если он позволяет, то поставщик ради экономии использует транспорт помедленнее.
Замороженный осьминог от фирмы «Амаре». Фото: «Русская планета»
Замороженный осьминог от фирмы «Амаре». Фото: «Русская планета»
В фирме «Амаре», торгующей морскими деликатесами вроде креветок и осьминогов, рассказали, что из-за санкций им пришлось отказаться от испанских поставщиков. Сейчас их продукция, как и продукция конкурентов, в основном идет из Тихого океана — Китай, Вьетнам, Индия.
У китайских поставщиков дела идут не лучшим образом — по крайней мере, если судить по стендам на «Продэкспо». В основном они предлагают крупы, приправы, экзотические товары, но клиенты у их стендов не толпятся. В ожидании посетителей бизнесмены из Поднебесной варят и едят свой товар прямо на выставке. Цзян Бянь из китайской «Гончан фудс», торгующей замороженными кальмарами, овощами и фруктами, рассказал «Русской планете», что его компания продает такую экзотику как жареные куколки тутового шелкопряда. В Таиланде их любят — отличная закуска к пиву.
Цзян Бянь из китайской «Гончан фудс». Фото: «Русская планета»
Цзян Бянь из китайской «Гончан фудс». Фото: «Русская планета»
В России удалось продать лишь один контейнер (12 тонн) ресторану экзотической кухни. Шелкопряд идет по $1–8 за килограмм. Сравните с более привычной для россиян пивной закуской — кольцами кальмара, которые идут оптом примерно по $0,5 за кило.
Осторожно, отечественное!
Глядя на логотип производителя мраморной говядины, на котором написано Primebeef и выше транслитерировано «Прайм биф», можно и не догадаться, что это мясо не из какой-нибудь англоязычной страны, а произведено в Воронежской и Калужской областях компанией «Заречное».
Классикой российского маркетинга давно стала марка сока J7 — когда она выходила на рынок, потребитель предпочитал иностранный продукт отечественному, даже если качество было одинаковым. Чтобы преодолеть стереотипы, бизнесу приходилось выпускать российскую продуцию под английскими именами. Потом пошла мода на отечественные продукты, но сейчас — когда запретный плод европейского импорта опять оказался сладок — компании так или иначе в своих марках обыгрывают иностранные слова и символы.
Продукция компании «Праймбиф». Фото: «Русская планета»
Продукция компании «Праймбиф». Фото: «Русская планета»
Разумеется, отчасти это оправдано — если вино разлито в России из испанского виноматериала, то почему не поставить на нем испанский флажок? Продукция из России может быть сделана на хорошем уровне — в интервью РБК российские рестораторы признавали, что тот же «Праймбиф» вполне им подходит по качеству. Так что в мимикрии ничего плохого нет. Тем не менее, потребитель должен четко понимать, что продукция, которая выглядит импортной, может просто подыгрывать интересу покупателя к товарам с Запада, а на деле производиться в России.
Например, марки моцареллы Unagrande и Granabella не только звучат «по-итальянски», но и в эмблеме используют цвета итальянского флага. На деле Unagrande производится в Брестской области, а Granabella — в Волгоградской.
Моцарелла от «Unagrande». Фото: «Русская планета»
Моцарелла от Unagrande. Фото: «Русская планета»
Без поллитра не разберешься
Когда от сыров переходишь к алкоголю, то путаница с местом производства усиливается.
Пример — российская марка алкоголя Millstream агрофирмы «Мирный». Логотип игристого вина Picanti сильно напоминает Martini Asti, только вместо красного круга треугольник того же цвета. Есть линейка французских, итальянских и испанских вин, напротив названий которых в каталоге написано «Произведено в России». Как объяснил РП представитель фирмы, такие вина разлиты в России из иностранного виноматериала, то есть, упрощенно говоря, из вина, которое привезено с Запада в цистернах. Так дешевле, чем в бутылках, тем более что ни вино, ни виноматериал под эмбарго не попали.
«Винному торговому дому» из Санкт-Петербурга повезло — он торгует не виноградным, а фруктовым вином. После введения продовольственного эмбарго пришлось отказаться от испанских фруктов и перейти на питерские. К счастью, яблоки в Ленинградской области отлично растут, чего не скажешь о винограде. Продавцы виноградного вина вынуждены по-прежнему закупать продукт за рубежом в бутылках или виноматериал для разлива, поэтому цена виноградного вина больше подвержена влиянию курса валют, пошлин и стоимости транспорта.
Игристое вино «Picanti» от российской марки «Millstream». Фото: «Русская планета»
Игристое вино Picanti от российской марки Millstream. Фото: «Русская планета»
«Санкций на нашу продукцию нет, но мы, как и многие, страдаем от курса евро», — посетовала «Русской планете» представитель немецкого производителе пива Radeberger Юлия Казакова.
Конкуренция за покупателя усиливается, регулирование продаж алкоголя — тоже (хотя в этом году возможны послабления из–за кризиса), поэтому отрасли приходится придумывать нестандартные ходы. Например, необычные упаковки. Крепкие напитки в бутылках в форме автомата Калашникова — это уже прошлый век. На выставке показали водку в емкостях, представляющих собой уменьшенные копии нефтяных бочек. Что интересно, продукт для российского рынка полностью изготавливается в Австрии. Пошлины и курс евро ему не так страшны, ведь это люксовый товар, стоимостью более 3 тысяч рублей за 0,7 литра.
Водка «Нефть» австрийского производства. Фото: «Русская планета»
Водка «Нефть» австрийского производства. Фото: «Русская планета»
Что ждет россиянина в 2015 году? Хотелось бы верить, что из-за кризиса цены упадут. Но разговоры с бизнесменами, а также данные Росстата и социологов говорят об обратном — укрепление иностранных валют (особенно евро) относительно рубля, необходимость завозить товары из отдаленных регионов Азии и Южной Америки вместо близкой Европы, а также уменьшение конкуренции из-за того, что с рынка убраны западные поставщики, приведут к дальнейшему росту цен. Тогда заявленное Росстатом в пятницу, 13 февраля число 15,6% покажется скромным. «Даже при снижении темпа роста цен еще на треть к концу первого квартала инфляция составит 18%», — прогнозирует старший научный сотрудник Высшей школы экономики Сергей Алексашенко в обзоре Nota Bene от 16 февраля.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости