Жертвы санкций
Муляжи продукции корейского производителя тунца Oсean & Pioneer. Фото: «Русская планета»

Муляжи продукции корейского производителя тунца Oсean & Pioneer. Фото: «Русская планета»

Чего опасаться, покупая еду и вино в эпоху продовольственного эмбарго

Годовая инфляция, то есть рост цен с 9 февраля 2014 года по 9 февраля 2015 года, достигла 15,6%, сообщил Росстат.

В начале этого года картина по росту цен сложилась совсем не такой, к которой мы привыкли за предыдущие годы. Хотя бензин за первую неделю февраля чуть-чуть подешевел, а «коммуналка» не изменилась, зато из-за санкций и «антисанкций» продовольствие сильно подорожало. В лидерах морковь и лук (рост цен на 3,1%), рис (2,3%), огурцы (2,2%) и капуста (1,7%).

Из-за подорожания россиянам приходится отказываться от некоторых привычных товаров — так борются с ростом цен 19% против 8% годом ранее, сообщил «Ромир».

Продавцы не сдаются, но поскольку снижать цены, когда все дорожает, не хотят, то в первую очередь в бой идут маркетинговые трюки. О них «Русская планета» поговорила с представителями бизнеса на выставке «Продэкспо», прошедшей в Москве 9–13 февраля 2015 года.

Новые друзья российского едока

Поскольку из-за «антисанкций», то есть запрета на ввоз в Россию определенных видов продовольствия из стран, наложивших на Россию санкции, наш рынок недосчитался большого количества овощей, фруктов, мяса и рыбы, то в пустующую нишу хлынули поставщики из Южной Америки и Азии. Причем многие еще не успели толком наладить ввоз.

Например, на выставке присутствовал корейский производитель тунца Oсean & Pioneer. Фирме пришлось выставить на стенд муляжи не только рыбы, но даже льда. Остальные компании, к счастью, демонстрировали настоящие продукты.

Моцарелла из Уругвая от производителя «Монкаса». Фото: «Русская планета»

Моцарелла из Уругвая от производителя «Монкаса». Фото: «Русская планета»

Руководитель отдела розницы компании «Монкаса» Александр Морозов показал РП пармезан и моцареллу из Уругвая — еще одной страны, которая собирается заместить европейские сыры. С реальным товаром у «Монкасы» гораздо лучше, чем у Oсean & Pioneer, но все равно против некоторых товаров в прайс-листе стоит вместо цены пометка «Ожидается». По словам Морозова, в целом сроки доставки после смены производителя с Испании на Уругвай почти не изменились — просто для Уругвая используется более быстрый транспорт. Срок доставки определяется в основном сроком годности — если он позволяет, то поставщик ради экономии использует транспорт помедленнее.

Замороженный осьминог от фирмы «Амаре». Фото: «Русская планета»

Замороженный осьминог от фирмы «Амаре». Фото: «Русская планета»

В фирме «Амаре», торгующей морскими деликатесами вроде креветок и осьминогов, рассказали, что из-за санкций им пришлось отказаться от испанских поставщиков. Сейчас их продукция, как и продукция конкурентов, в основном идет из Тихого океана — Китай, Вьетнам, Индия.

У китайских поставщиков дела идут не лучшим образом — по крайней мере, если судить по стендам на «Продэкспо». В основном они предлагают крупы, приправы, экзотические товары, но клиенты у их стендов не толпятся. В ожидании посетителей бизнесмены из Поднебесной варят и едят свой товар прямо на выставке. Цзян Бянь из китайской «Гончан фудс», торгующей замороженными кальмарами, овощами и фруктами, рассказал «Русской планете», что его компания продает такую экзотику как жареные куколки тутового шелкопряда. В Таиланде их любят — отличная закуска к пиву.

 Цзян Бянь из китайской «Гончан фудс». Фото: «Русская планета»

Цзян Бянь из китайской «Гончан фудс». Фото: «Русская планета»

В России удалось продать лишь один контейнер (12 тонн) ресторану экзотической кухни. Шелкопряд идет по $1–8 за килограмм. Сравните с более привычной для россиян пивной закуской — кольцами кальмара, которые идут оптом примерно по $0,5 за кило.

Осторожно, отечественное!

Глядя на логотип производителя мраморной говядины, на котором написано Primebeef и выше транслитерировано «Прайм биф», можно и не догадаться, что это мясо не из какой-нибудь англоязычной страны, а произведено в Воронежской и Калужской областях компанией «Заречное».

Классикой российского маркетинга давно стала марка сока J7 — когда она выходила на рынок, потребитель предпочитал иностранный продукт отечественному, даже если качество было одинаковым. Чтобы преодолеть стереотипы, бизнесу приходилось выпускать российскую продуцию под английскими именами. Потом пошла мода на отечественные продукты, но сейчас — когда запретный плод европейского импорта опять оказался сладок — компании так или иначе в своих марках обыгрывают иностранные слова и символы.

Продукция компании «Праймбиф». Фото: «Русская планета»

Продукция компании «Праймбиф». Фото: «Русская планета»

Разумеется, отчасти это оправдано — если вино разлито в России из испанского виноматериала, то почему не поставить на нем испанский флажок? Продукция из России может быть сделана на хорошем уровне — в интервью РБК российские рестораторы признавали, что тот же «Праймбиф» вполне им подходит по качеству. Так что в мимикрии ничего плохого нет. Тем не менее, потребитель должен четко понимать, что продукция, которая выглядит импортной, может просто подыгрывать интересу покупателя к товарам с Запада, а на деле производиться в России.

Например, марки моцареллы Unagrande и Granabella не только звучат «по-итальянски», но и в эмблеме используют цвета итальянского флага. На деле Unagrande производится в Брестской области, а Granabella — в Волгоградской.

Моцарелла от «Unagrande». Фото: «Русская планета»

Моцарелла от Unagrande. Фото: «Русская планета»

Без поллитра не разберешься

Когда от сыров переходишь к алкоголю, то путаница с местом производства усиливается.

Пример — российская марка алкоголя Millstream агрофирмы «Мирный». Логотип игристого вина Picanti сильно напоминает Martini Asti, только вместо красного круга треугольник того же цвета. Есть линейка французских, итальянских и испанских вин, напротив названий которых в каталоге написано «Произведено в России». Как объяснил РП представитель фирмы, такие вина разлиты в России из иностранного виноматериала, то есть, упрощенно говоря, из вина, которое привезено с Запада в цистернах. Так дешевле, чем в бутылках, тем более что ни вино, ни виноматериал под эмбарго не попали.

«Винному торговому дому» из Санкт-Петербурга повезло — он торгует не виноградным, а фруктовым вином. После введения продовольственного эмбарго пришлось отказаться от испанских фруктов и перейти на питерские. К счастью, яблоки в Ленинградской области отлично растут, чего не скажешь о винограде. Продавцы виноградного вина вынуждены по-прежнему закупать продукт за рубежом в бутылках или виноматериал для разлива, поэтому цена виноградного вина больше подвержена влиянию курса валют, пошлин и стоимости транспорта.

Игристое вино «Picanti» от российской марки «Millstream». Фото: «Русская планета»

Игристое вино Picanti от российской марки Millstream. Фото: «Русская планета»

«Санкций на нашу продукцию нет, но мы, как и многие, страдаем от курса евро», — посетовала «Русской планете» представитель немецкого производителе пива Radeberger Юлия Казакова.

Конкуренция за покупателя усиливается, регулирование продаж алкоголя — тоже (хотя в этом году возможны послабления из–за кризиса), поэтому отрасли приходится придумывать нестандартные ходы. Например, необычные упаковки. Крепкие напитки в бутылках в форме автомата Калашникова — это уже прошлый век. На выставке показали водку в емкостях, представляющих собой уменьшенные копии нефтяных бочек. Что интересно, продукт для российского рынка полностью изготавливается в Австрии. Пошлины и курс евро ему не так страшны, ведь это люксовый товар, стоимостью более 3 тысяч рублей за 0,7 литра.

Водка «Нефть» австрийского производства. Фото: «Русская планета»

Водка «Нефть» австрийского производства. Фото: «Русская планета»

Что ждет россиянина в 2015 году? Хотелось бы верить, что из-за кризиса цены упадут. Но разговоры с бизнесменами, а также данные Росстата и социологов говорят об обратном — укрепление иностранных валют (особенно евро) относительно рубля, необходимость завозить товары из отдаленных регионов Азии и Южной Америки вместо близкой Европы, а также уменьшение конкуренции из-за того, что с рынка убраны западные поставщики, приведут к дальнейшему росту цен. Тогда заявленное Росстатом в пятницу, 13 февраля число 15,6% покажется скромным. «Даже при снижении темпа роста цен еще на треть к концу первого квартала инфляция составит 18%», — прогнозирует старший научный сотрудник Высшей школы экономики Сергей Алексашенко в обзоре Nota Bene от 16 февраля.

Новости, дешево Далее в рубрике Новости, дешевоАдминистрация Краснодарского края готова продать по бросовым ценам районные газеты

Комментарии

16 февраля 2015, 16:42
Что будет, что будет. Когда цены растут, а доходы россиян остаются на прежнем уровне, а то и вовсе падают, человек поневоле возвращается "к земле". Так что как ни бьются производители за потребителя, а с такими ценами придется многим разоряться и искать новые сферы для инвестиций. Потребление кстати падает не только в России, но и по всему миру. Так что советую всем вскопать по весне бабушкин огород и заниматься земледелием. Свое-то оно и вкуснее, и полезнее)
16 февраля 2015, 19:33
Согласен. Вино тоже можно в домашних условиях делать, и даже то, что покрепче. Вообще, каждому нужно подумать в первую очередь, как экономить и как жить с максимальной независимостью от внешних факторов.
17 февраля 2015, 00:44
А вы в курсе за то сколько времени и сил нужно регулярно вкладывать в эту землю, дабы на ней выросло что-то действительно стоящее и съедобное!? Сами-то давно грядку лопатили?

А так-то, спору нет, совет хорош, да вот только далеко не каждый способен и горазд этим заниматься, а уж тем более в городе!
17 февраля 2015, 11:04
Ничего особенного туда вкладывать не нужно. Достаточно жить неподалеку и поливать в засушливые дни, а так же изредка пропалывать. Это совсем не трудно, уверяю. Вам нужно избавиться от этих предрассудков, видимо, вы тяжелее компьютерной мыши и бокала пива ничего в руках не держали.
17 февраля 2015, 18:05
Сразу видно, что вы лично никогда этим не занимались, Рауль.)))
16 февраля 2015, 22:53
Прорвемся, еще из-за моцарел всяких волноваться, как говорится не пробовал, дык и ненадо начинать)
17 февраля 2015, 00:48
Моцареллы моцареллами, мне на них тоже плевать, да вот только и отечественный сырок больно "кусается", даром что и вкусовые качества не ахти, а денюжек стоит приличных...!
17 февраля 2015, 12:01
да цены на продукты выросли, на некоторые позиции почти в два раза, совершенно не видно как наш антимонопольный комитет работает
17 февраля 2015, 19:19
Вспоминается почивший в Бозе генерал Петров с его "масло подорожало")))
17 февраля 2015, 20:00
А жаль, не знал. Сам умер, или помогли?
Человек был весьма и весьма осведомленный, а его концепция, которой он посвятил последние годы своей жизни как ни крути заслуживает всеобщего внимания.
За нужное дело ратовал. Вот только в "волхвы" на склоне лет зря подался - лишнее это было...)
17 февраля 2015, 11:06
Человек должен есть для того, что бы жить, а не жить для того, что бы жрать. А, судя по истерикам насчет подорожания продуктов, начинает казаться, что у большинства населения пожрать - это и есть смысл жизни.
17 февраля 2015, 14:07
Лучше и не скажешь, особенно если помнить о том, что из всего 7-миллиардного населения планеты Земля постоянно голодает около 1 миллиарда человек. А мы тут расстраиваемся о подорожавшей сёмге и моцарелле.
каждый день от голода несколько сот тысяч человек умирает, в Индии больше 50% населения питается на 1 доллар в день
18 февраля 2015, 09:19
Еда для многих - как наркотик. Хотя, что бы иметь здоровье, заряд энергии и бодрость духа, много есть как раз совсем не обязательно. Скорее наоборот. Пища должна быть здоровой, легко усваивающейся и не обильной.
17 февраля 2015, 12:11
У нас есть большая проблема в честности продавцов , которые конечно не хотят опускать цены.
17 февраля 2015, 14:58
Во всех остальных странах продавцы не честнее. Хочется напомнить Вам, Алексей Юрьевич, что мы живем в рыночной экономике, где продавцы должны быть не честными, а многочисленными. Тогда - в результате конкуренции - они будут снижать цены или не так сильно повышать.
17 февраля 2015, 18:13
Сейчас дело скорее не в этом, а в низком курсе рубля по отношению к доллару. Те же страны Таможенного Союза не хотят поставлять нам товары в убыток себе и вынуждены ориентироваться на курс международных валют.
17 февраля 2015, 20:11
Это да. Я вот, к примеру, чаек азербайджанский и сыры-колбасы белорусские уважаю, но теперь все это подорожало чуть ли не вдвое..! Даже не знаю что и делать... Аналогов данным продуктам по вкусу и качеству среди российских производителей к сожалению нет. Приходится раскошеливаться. (
18 февраля 2015, 09:01
Необоснованное завышение цен на белорусскую продукцию обусловлено лишь отсутствием здоровой конкуренции. Барыги делают 100% (если не больше) накрутки, а вы, выпучив глаза, бегите покупать, стимулируя тем самым спрос. Сами виноваты в том, что вас грабят.
18 февраля 2015, 07:54
Вы по-моему что-то путаете. Казахстан не хотел разрешать ввозить дешевые товары из России, которые подешевели как раз из-за низкого курса рубля. И подумывал, не наложить ли на них какие-то дополнительные пошлины.

А как из-за курса доллара предприятия из ТС могут что-то поставить в РФ в убыток, я не очень понимаю. Может, я что-то упустил?
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»