Gallup просят на выход
Фото: indiancountrytodaymedianetwork.com

Фото: indiancountrytodaymedianetwork.com

С 4 июля в России иностранцам запрещено проводить исследования отечественной телеаудитории

4 июля Владимир Путин подписал закон, вносящий ряд изменений в положения законов «О средствах массовой информации» и «О рекламе». Отныне предусматривается государственная аккредитация организации, проводящей исследования объема зрительской аудитории телеканалов, телепрограмм и передач.

Организации, допущенные к анализу телеаудитории, должны быть исключительно российскими. Если точнее, то права получать соответствующую аккредитацию лишается иностранное государство, международная организация, а также находящаяся под их контролем структура, иностранное или российское юрлицо, доля иностранного участия в уставном капитале которого составляет более 20%.

Кроме того, теперь попадают в категорию незаконных любые попытки иностранных граждан или российских подданных с двойным гражданством получить контроль над организацией, уполномоченной проводить подобные социологические исследования. Под контролем закон подразумевает возможность прямо или косвенно владеть, управлять уполномоченной организацией, а также фактически определять принимаемые ею решения.

Можно предположить как минимум одну организацию, которая в ближайшем будущем будет заниматься исследованием медиапредпочтений российских зрителей. АО «Всероссийский центр изучения общественного мнения» (ВЦИОМ), все акции которого принадлежат «Росимуществу», и Фонд содействия изучению общественного мнения «ВЦИОМ» (учрежден АО «ВЦИОМ») в конце апреля 2016 года зарегистрировали ООО «ВЦИОМ-Медиа», генеральным директором которого стал Алексей Малинин. Согласно опубликованным в СМИ цитатам из пресс-релизов, компания «ВЦИОМ-Медиа» уже в апреле намеревалась заняться измерениями телевизионной аудитории.

Кто нас измеряет и зачем

Известно, что у каждой телепередачи есть рейтинг — показатель, отражающий, сколько потенциальных зрителей смотрит конкретную программу. Как правило, этот показатель определяется за счет комплексных исследований, включающих «живые» опросы, анкетирование, установку специальных устройств — пиплметров, фиксирующих, в какое время включен или нет конкретный телеканал и даже кто из членов семьи его смотрел. Раз в сутки информация передается в центральный узел сбора данных и синхронизируется с записью эфиров каналов.

В зависимости от рейтинга телепередачи формируется стоимость рекламы во время ее трансляции, а также специфика рекламных роликов — аудитория передач различна, и для лучшего проникновения рекламы необходимо ее содержимое подбирать индивидуально.

Непосредственно от показателей популярности передачи зависит ее место в эфирной сетке вещания канала. Поэтому мы часто видим, что время выхода передачи меняется: она может выходить ночью, имея низкий рейтинг, а затем подняться в прайм-тайм — самое популярное вечернее телевизионное время.

Стоит отметить, что система «рейтинг — просмотры» является замкнутой и взаимозависимой, нередко демонстрирующей то, что называется «самосбывающийся прогноз». Передачу с высоким рейтингом, идущую в прайм-тайм, посмотрит наибольшее число зрителей. И, соответственно, количество просмотров обеспечит этой же передаче стабильный высокий рейтинг, помогая ей оставаться в эфире в дальнейшем. Фильм, обозначенный как «блокбастер», посмотрит значительно больше людей, чем кинокартину, у которой нет такого определения.

С этих позиций на протяжении 20 лет контроль над российским телевидением абсолютно официально находился в руках иностранной компании TNS, в результате длительных юридических баталий выбравшей это название вместо материнского бренда, знаменитой социологической службы Gallup.

Фото: Михаил Мордасов / ТАСС

Фото: Михаил Мордасов / ТАСС

Основанный в 1935 году Институт Гэллапа специализируется на всестороннем изучении интересов и тенденций социума, превратившись в своеобразный эталон социологии во всем мире. В 1988 году, после смерти Джорджа Гэллапа, институт купила основанная в 1969 году Дональдом Клифтоном компания Selection Research, специализирующаяся на психологических исследованиях.

В российском медиасегменте TNS обладает не меньшим статусом, чем Gallup в остальной социологии. Существует расхожее и многократно высказанное мнение, что данные TNS — это «базовая валюта медиарекламного рынка» России. Другими словами, это основа и монополия, на которой строится вся система коммерческого контента России.

Механизм контроля TNS над отечественным ТВ достаточно прост. Агентство определяет рейтинг телеканала и его контента. От выставленного TNS рейтинга зависит стоимость рекламы, 80–90% которой выкупают иностранные бренды, и доходы телеканала.

Соответственно, телеканалы вынуждены ориентироваться на тот контент, которому TNS присвоит высокий искусственный рейтинг — например, шоу «Дом-2» и другие программы, пропагандирующие «нужную» идеологию: гедонизм, половую распущенность, бесконечные «поиски себя» и т.п. Как говорится, только бизнес, ничего личного.

«Неформатный» же с точки зрения TNS и по удивительному совпадению более нравственный контент и транслирующие его телеканалы не получат высоких рейтингов, а значит, не получат рекламы и доходов, что вынудит их довольствоваться скромной долей эфирного присутствия, малым охватом аудитории и полностью зависеть от государственной или меценатской поддержки, а зачастую закрываться.

Вопрос ментального суверенитета

На данный момент компания TNS еще не прокомментировала изменения российского законодательства. Разумеется, нет никаких оснований обвинять TNS в подтасовке статистических данных в чьих-либо интересах. Но ситуация, когда контроль над огромным сектором отечественного информационного поля находится в руках частной иностранной организации, выглядит весьма странно. И даже опасно, учитывая продемонстрированную мощь манипулятивных технологий в известных случаях их применения.

Сомнения в компетентности и неангажированности западных агентств, составляющих различные рейтинги, возникли достаточно давно. В связи с этим Россия и Китай пришли к согласованному мнению о необходимости создания аналитической структуры, которая могла бы стать альтернативой Standard&Poor’s, Fitch и Moody's в оценке состояния экономик различных государств и компаний.

Передача полномочий оценки отечественного медиаконтента отечественным же структурам выглядит вполне резонным и последовательным шагом на фоне общей политики импортозамещения, в том числе информационного. Тем более что в ходе работы отечественных рейтинговых медиаслужб отдельные российские каналы и программы, политика которых не всегда соответствует текущей западной модели рекламного рынка, могут внезапно оказаться не такими уж низкорейтинговыми, какими их принято считать.

Обезвреженная «Бомба, готовая взорваться» Далее в рубрике Обезвреженная «Бомба, готовая взорваться»ФСБ начала следственные действия по делу Андрея Пионтковского

Комментарии

05 июля 2016, 22:01
Ну и правильно. Нечего всяким буржуям в наш монастырь со своим уставом лезть. И статистику собирать здесь нечего. Пусть в своей стране порядок наводят, у них проблем выше крыши.
05 июля 2016, 23:27
Отличная новость, Гэлап медиа давай досвиданья, ВЦИОМ здравствуй, очередная победа в информационной войне, пока на нашей территории
06 июля 2016, 11:59
Однако, монополизация этой сферы тоже ни к чему хорошему не приведет. Всегда должно быть отличное мнение, что бы было с чем сравнивать.
06 июля 2016, 21:28
Ну, вы ведь имеете свое собственное мнение - вот и сравнивайте!
А иностранные шпийоны пусть идут лесом!
06 июля 2016, 15:54
Выживаем потихоньку агентов Запада со своей территории. Медиа должны быть под контролем Кремля и российской общественности, и не зависить от прозападных оценок!!
07 июля 2016, 15:07
Поддерживаю на все 142 процента)))
06 июля 2016, 13:04
Гнать всех этих америкосовских паразитов-"исследователей" метлами и пинками под зад! Сдаётся мне, что к многим нашим проблемам они так или иначе приложили руку, пока мы наивно полагали, что они нам помогают, ну или попросту действуют бескорыстно...!
Но "просто", как выясняется, даже мухи не... летают...!
06 июля 2016, 21:26
Очень давно напрашивался подобный закон, но почему-то президент тол ко сейчас обратил внимание на проблему. Ну и на том спасибо, в общем-то, лучше поздно чем никогда...!
Санкции реально творят чудеса !
06 июля 2016, 22:29
и не смотря на та что санкции творят чудеса, очень печально, что наша власть слишком медленно реагирует на многие важные вызовы, и это внутри страны, надо действовать более оперативно
07 июля 2016, 15:09
Социология - очень тонкая материя. Сродни закону - куда повернешь так и будет.
08 июля 2016, 20:52
Социология, проще говоря, просто набор слов)) Как старший скажет, так и будет
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»