Ищут деньги, а они за поясом
Фото: Алексей Павлишак/ТАСС

Фото: Алексей Павлишак/ТАСС

Пенсионная система РФ могла бы быть драйвером экономики, а стала ее тормозом

Отечественной экономике все острее не хватает собственных денег для развития, а привлечь зарубежные финансовые ресурсы невозможно из-за санкций. Между тем почти 4 трлн рублей, аккумулированных в наших пенсионных фондах, используются крайне неэффективно. Достаточно сказать, что доходность от размещения этих средств традиционно отстает от инфляции, что приводит к их постоянному обесцениванию.

Накануне Нового года сильно выросло число желающих перевести накопительную часть своих пенсий из государственного Внешэкономбанка (ВЭБ) в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). И это несмотря на то, что в течение всего 2015 года Центральный банк, на который возложены надзор за этими организациями и госрегулирование их деятельности, активно зачищал «пенсионный» рынок путем отъема лицензий. Очередные «паршивые овцы» — три НПФ, где были сосредоточены накопления на общую сумму свыше 3 млрд рублей, — были удалены с «пастбища» в конце декабря.

Люди не доверяют государству свои кровные не без оснований. Как недавно выяснилось, ВЭБ близок к дефолту, и, чтобы спасти его, потребуется примерно 730 млрд рублей (330 млрд на докапитализацию и еще 400 млрд — на резервы под «плохие» долги, причиной которых стала исходившая из госорганов директива покупать нерыночные активы).

«Токсичные» деньги

Причиной упомянутого ажиотажа стало опасение, что правительство с 1 января 2016 года отнимет у граждан возможность перевода накопительной части пенсий из ВЭБа в НПФ. Впрочем, избежать обесценивания этих средств не удастся в любом случае: так уж выстроена наша пенсионная система, что доходность доверенных ей денег сильно отстает от инфляции.

По данным Минфина, на 1 июля 2015 года совокупный объем пенсионных накоплений составлял 3,6 трлн рублей, почти поровну поделенных между ВЭБом (1,9 трлн рублей) и НПФ (1,7 трлн). При этом средняя доходность НПФ по итогам 2014-го составила 4,8% годовых против 2,6%, показанных ВЭБом. Оба «достижения» в разы проигрывают инфляции, составившей 11,4%. Результаты 2015 года будут еще хуже: профит от пенсионных денег наверняка больше не станет, тогда как инфляция, по официальным данным, ожидается на уровне 12,7%.

Характерно, что противоестественная ситуация сохраняется, несмотря на все попытки реформирования отечественной пенсионной системы. Значимого повышения ее эффективности российским властям добиться так и не удалось. Более того, у них до сих пор не сложилось даже четкого представления, в чем, собственно, искомая эффективность состоит. За выплату страховой части (а именно ее в просторечии называют «пенсией» большинство российских пенсионеров) отвечает социальный блок правительства. Причем деньги — пусть не такие, какие нужны для достойной жизни, — получают все, и в срок.

А вот с накопительной частью дело обстоит сложнее — к ее использованию причастны финансовый блок правительства, вырабатывающий стратегические решения, а также Центральный банк, на который возложены надзор за пенсионными фондами и госрегулирование их деятельности. По идее, эти деньги должны вкладываться в экономику и приносить пенсионерам дополнительный доход, однако, по оценке президента Владимира Путина, накопительная часть расходуется в интересах Минфина, выпускающего под эти средства долговые обязательства.

Получается, что пенсионные накопления буквально «токсичны» — кто бы ни брался управлять ими, получается неумело, а то и своекорыстно.

Контрасты и парадоксы

Одна из причин положения вещей — низкая производительность работы всей отечественной пенсионной системы. По количеству занятых в ней сотрудников Россия значительно опережает страны с сопоставимой численностью населения — 121,7 тысячи человек (1-е место в мире) против 60 тысяч в США и 9 тысяч в Канаде. Тот же контраст мы видим при сопоставлении количества сотрудников государственных пенсионных служб на 1 млн жителей — 832 человека (5-е место) против 187 в США (17-е) и 251 в Канаде (11-е).

Парадоксально, но факт: громоздкая и непроизводительная система пенсионных фондов с благословления властей имеет явно завышенные расходы на собственное содержание. Вызывающе шикарные офисы, которыми в последние годы обзавелась в разных городах страны госструктура под названием «Пенсионный фонд России», источают благополучие и довольство, что разительно контрастирует с внешним видом и настроением посетителей этих офисов — рядовых пенсионеров. Разумеется, комфортные условия труда — не порок, а достижение любой организации, но, когда речь идет о госструктуре, существующей на средства налогоплательщиков, мера комфорта должна соответствовать элементарной скромности, финансовым возможностям государства и эффективности собственного труда.

В данном случае речь идет о результатах управлении пенсионными средствами — доходности от их инвестирования в экономику страны. О важности внутренних сбережений для финансирования нашей экономики в условиях санкционного давления премьер-министр Дмитрий Медведев говорил неоднократно, равно как и об использовании пенсионных накоплений в качестве долговременных инвестиций. Вот только называет он это «стратегической задачей на долгие годы», а «дорожная карта» для ее решения пока не создана.

Отделение Пенсионного фонда России. Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Выгодная непрозрачность

Тумана в отношении пенсионных накоплений правительство вкупе с ЦБ напустили много, что никак не способствует эффективности использования средств. Прежде всего, до сих пор нет системы, которая была бы стабильна и, самое главное, понятна всем ее участникам — работодателям, наемным работникам, НПФ и компаниям, управляющим собранными ими средствами, не говоря уже о самих пенсионерах. Наверное, поэтому около 40% взрослых россиян вообще не интересуются судьбой своих пенсионных накоплений, а подавляющее большинство остальных не в состоянии регулярно отслеживать, кто, как и с какими результатами распоряжается ими.

Нет ясности и в правительстве. Социальный блок во главе с вице-премьером Ольгой Голодец выступает за отмену накопительной части (куда идет 6% из 22-процентного налога на фонд зарплаты наемных работников) и присоединение ее к страховой части. Аргументация саморазоблачительна: пенсионные накопления не приносят пользу ни гражданам (так как они заведомо низкодоходны), ни реальному сектору экономики (поскольку они в основном направляются на фондовый рынок). А вот финансовый блок правительства и ЦБ выступают за сохранение накопительной части, так как на данный момент это фактически единственный источник «длинных» денег для экономики.

Пока побеждает социальный блок: в 2016 году решено продлить двухлетний мораторий на формирование пенсионных накоплений, в результате чего весь 22-процентный налог на зарплаты работающих россиян будет поступать в Пенсионный фонд России для выплаты текущих пенсий. Но что дальше, никто не говорит.

Тем временем ужесточение требований ЦБ к НПФ приводит к смене их собственников и консолидации этой индустрии. Например, за счет включения НПФ в частные банковские структуры, которые расходуют пенсионные средства как дешевый финансовый ресурс для развития собственного бизнеса. Причем все сделки подобного рода ЦБ отследить не в состоянии, а риски по ним несет государство. Агентство по страхованию вкладов сегодня гарантирует не только банковские депозиты граждан, но и почти 96% пенсионных накоплений, не попавших «под эгиду» ВЭБа.

Нет точного ответа еще на один вопрос: сколько берут за свои услуги НПФ вкупе с управляющими компаниями, привлекающимися для размещения пенсионных накоплений? По некоторым данным, немало — до 25% от доходов, полученных за счет использования этих денег. Впрочем, доходность НПФ сегодня не поддается точному расчету: для этого нет научно обоснованной и законодательно прописанной методики.

Тему непрозрачности пенсионной системы довершает хитрая схема зачисления средств на счета пенсионных фондов. Сначала они поступают в доходную часть федерального бюджета, затем — в расходную его часть и только потом — в фонды. Причем, пока эти деньги не распределены по индивидуальным счетам пенсионеров, они числятся за госбюджетом и находятся в распоряжении правительства. Перечислить же их в пенсионные фонды напрямую, минуя ненужного посредника в лице федерального бюджета, нынешнее законодательство не позволяет. Что, понятное дело, не добавляет доверия к пенсионной системе и к государству в целом. Того самого доверия, без которого не может быть эффективным ни один публичный финансовый институт.

Держать и не пущать

Проблематичны сегодня и направления вложения пенсионных накоплений. Для минимизации рисков они ограничены законом и в общих чертах известны. По данным ЦБ, большая часть этих средств (41%) вложена в облигации российских эмитентов, 21% — в банковские депозиты, 12% — в акции, а остальное — в ценные бумаги, в том числе государственные и ипотечные. При такой структуре инвестиционных портфелей ожидать высокой доходности трудно. Особенно в кризис, который характеризуется, в частности, повышенной волатильностью финансовых рынков, где, по идее, и должна коваться искомая доходность.

И тут приходится констатировать, что эффективность использования пенсионных денег сильно зависит от общеэкономического фона, а последний в значительной степени определяется позицией ЦБ во главе с Эльвирой Набиуллиной. Главный приоритет мегарегулятора — сдерживание инфляции. Любыми средствами. Не обращая внимания на ситуацию в реальном секторе экономики, где предприятия задыхаются от невозможности получить кредит по такой процентной ставке, которую можно отработать за счет профильной деятельности. Игнорируя тот факт, что стратегия «держать и не пущать» деньги в российскую экономику убивает предпринимательскую и в первую очередь инвестиционную активность, а значит, лишает страну социально-экономической перспективы. Не замечая очевидного — день ото дня — снижения платежеспособного спроса со стороны населения, являющегося основным драйвером производства товаров и услуг.

Председатель Центрального банка России Эльвира Набиуллина. Фото: РИА Новости

Особенно странным сей курс выглядит применительно к пенсионной сфере. Одной рукой ЦБ оптимизирует госрегулирование сегмента НПФ, а для повышения его эффективности налаживает там риск-менеджмент. Другой же рукой с неадекватной (по мнению 90% участников рынка) жесткостью ограничивает те же НПФ в выборе направлений и инструментов для эффективного инвестирования пенсионных накоплений.

Ради чего приносятся все перечисленные жертвы, непонятно, поскольку важнейший целевой показатель ЦБ — инфляция — в течение 2015 года все равно вырос (с 11,4 до 12,7%), а курс рубля по отношению к доллару упал вдвое. Похоже, обособленное — формально независимое от исполнительных властей — положение ЦБ не оправдывает себя. Фокусируясь на одном, пусть даже очень важном макроэкономическом показателе, каковым является инфляция, по меньшей мере безответственно, особенно в условиях кризиса, закрывать глаза на деградацию реального сектора экономики и целого ряда социальных программ. Неужели ЦБ, курирующий пенсионные накопления россиян, не беспокоит, что основная масса этих средств вкладывается не в большие, общественно значимые инфраструктурные проекты, а выводится на низкодоходные фондовые рынки, причем не в последнюю очередь зарубежные?!

Пенсионные накопления — в дело

Проблема размещения средств, накопленных в отечественной пенсионной системе, это на самом деле проблема эффективности госуправления. Прежде всего, необходимо поменять отношение к пенсионным деньгам: сегодня государство по сути дела игнорирует возможность (и необходимость!) зарабатывать на этих ресурсах, сосредоточив все усилия на выплате гражданам страховой пенсии. Между тем, если сделать пенсионные накопления источником инвестиций, и пенсии можно будет повысить, и дотации из госбюджета на покрытие дефицита Пенсионного фонда сократить. Иными словами, накопительную часть пенсий следует перевести из сферы соцобеспечения, где не решается даже задача их защиты от инфляции, в сферу инвестиционной деятельности.

Нам представляется, что ответственность за эффективное вложение пенсионных денег разумно будет возложить на ЦБ: раз уж мегарегулятор таргетирует инфляцию и определяет цену банковских кредитов, пусть он и обеспечивает реальную доходность пенсионных инвестиций. Жестко под личные гарантии руководства. Например, так: не превысила доходность пенсий инфляцию за год — разбор полетов и заявления об отставке. Понятно, что для этого придется скорректировать ныне «независимый» статус ЦБ, поставив эту важнейшую для развития экономики структуру в сбалансированные (возможно, по принципу двух ключей) отношения с правительством и президентом.

Озаботившись ростом доходности пенсионных накоплений, Центробанк наверняка с гораздо большей заинтересованностью станет работать на улучшение инвестклимата в стране и усиление предпринимательской активности. Например, ослабит чрезмерные ограничения на качество активов для инвестирования этих средств. Будет стимулировать их вложение в региональные инфраструктурные проекты, поэтапная реализация которых — во избежание коррупции и разворовывания денег — контролируется местным населением. Под эгидой ЦБ можно также апробировать схемы государственно-частного партнерства с участием пенсионных накоплений. Или использовать их в целевых социальных программах (например, в ипотеке с господдержкой, где взносы заемщика на накопительную часть его пенсии разрешат использовать в качестве первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту, а также для его погашения).

Вариантов много — была бы политическая воля, а также четкое госуправление и грамотный риск-менеджмент. Но это уже вопрос к кадрам, которые сейчас, вопреки известной фразе, не хотят решать ничего.

Страна непуганых топ-менеджеров Далее в рубрике Страна непуганых топ-менеджеровДоходы руководителей китайских государственных корпораций зависят от их результатов

Комментарии

11 января 2016, 11:43
Вот посмотрите - скоро Минфин и ЦБ введут фиксированную ставку вознаграждения за работу с пенсионными деньгами для негосударственных пенсионных фондов, и для тех начнется вообще райская жизнь. Заработал - очень хорошо, в убытках - тоже неплохо, свой кусок выхватишь.)

Вообще вся наша пенсионная система ничего, кроме кривой ухмылки, не вызывает. Ну а с другой стороны - назовите хотя бы одну страну, где пенсионная система чувствует себя прекрасно? Вон, в США признают, что в их пенсионной системе дыра в триллион долларов. И ничего, тянут волынку
11 января 2016, 11:52
Это уже не парадокс, это уже болезнь какая-то...! И как вообще понимать такую вот схему: "пенсионные накопления работают не на государство, а на Минфин"??? А на кого тогда работает наш Минфин и Центробанк?!?
11 января 2016, 14:25
Хороший вопрос, над ответом на который бьются лучшие умы человечества))))
Деньки в пенсионных фондах уже все детки чинуш и барыги всех мастей прокрутили по пять раз как дармовые кредиты. Очень сомневаюсь , что там кроме как на бумаге хоть копейка осталась в реале.
11 января 2016, 17:41
а откуда тогда пенсии платятся, если там ничего нет?
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»