Новости – Общество
Общество
Ирина Мазуркевич: «Никогда не устраивала подковерных игр»
Ирина Мазуркевич. Фото Сергей Бертов / Интерпресс / ТАСС
Известная петербургская актриса не гналась за ролями, но довольна тем, что удалось сыграть. Скоро зрителей ожидают две ее новые работы
11 февраля, 2015 17:38
8 мин
Она из тех актрис, которых раз увидел, и уже не забудешь и ни с кем не спутаешь. Хрупкая, с огромными глазами, она еще девочкой сыграла гимнастку в фильме «Чудо с косичками» и сразу прославилась. Потом был «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» с Высоцким в партнерах — Ирина говорит, что тогда совершенно не понимала, с актером какой величины она встретилась на съемочной площадке. Потом — трогательные роли в фильмах «Трое в лодке, не считая собаки», «О бедном гусаре замолвите слово». Как звонко и чисто она пела романс о молодых генералах своих судеб.
Снималась не часто, но в каждом фильме привлекала внимание. И в Театр имени Ленсовета, первый ее театр, куда была приглашена Игорем Владимировым, многие зрители ходили именно «на Мазуркевич». Там, в спектакле по сказке Линдгрен, образовался замечательный дуэт: Ирина Мазуркевич — Малыш и Анатолий Равикович — Карлсон. Через несколько лет он стал семейным и очень счастливым дуэтом. А еще через несколько лет актриса перешла в Театр комедии имени Акимова, где играла и играет яркие, разнохарактерные роли.
В начале 90-х, когда было туго с деньгами, Мазуркевич не стеснялась зарабатывать частным извозом. И всегда была отличной хозяйкой, считая это обязанностью женщины, как бы она ни была занята по работе.
«Русская планета» поговорила с Ириной Степановной и о том, что было в ее актерской жизни, и о том, к чему она сейчас готовится.
— Вы нынче наездами бываете в Москве, на репетициях. Что это будет?
— Будет спектакль режиссера Юрия Грымова, антрепризный. У него еще пока названия точного нет. Эта история напоминает чеховских «Трех сестер». Главные героини как будто те же женщины, только много лет спустя. Предложение сыграть я получила от самого Грымова, когда-то я снималась у него в фильме «Коллекционер».
Кадр из фильма «О бедном гусаре замолвите слово». Источник: nnm.me
Но это не единственная премьера, к которой готовлюсь. В Петербурге репетирую в мюзикле «Безымянная звезда» замечательного композитора, увы, ушедшего, Марка Самойлова. Играю мадемуазель Куку. А в главной роли, Моны — певица Лариса Луста, она же продюсер мюзикла. Премьера должна быть в апреле.
— Как-то вы сказали, что в Москве жить постоянно не смогли бы, слишком она суетная. Не изменилось к столице отношение?
— Нисколько. Даже еще усугубилось. Бываю там редко, только по работе, как сейчас. В юности ездила в Москву без проблем, перебегала там с места на место с удовольствием. Но и Москва-то была тогда совсем другая. А потом пустила корни в Питере, и что-то менять не было никакого желания. А вообще я по натуре такая провинциалка тихая, родом из Белоруссии, из Мозыря…
— В Белоруссии сейчас бываете?
— Постоянно езжу. У меня же мама и два брата в Минске живут.
— И как вам тамошняя жизнь?
— Ну, что сказать… С работой там тяжело. Но родные мои люди непритязательные, довольны тем, что имеют. А вот контраст с Россией в смысле чистоты и порядка разительный. Когда пересекаешь границу, сразу его чувствуешь. За спиной, в Псковской области остаются совершенно неухоженные, заросшие борщевиком поля. А в Белоруссии каждый кусок земли используется. Как только собрали урожай, сразу тракторами поля перепахивают. Там нет привычного нам раздолбайства, люди трудятся в полную силу. И не потому что боятся сильной руки, а потому что так воспитаны. Скажем, еще до Лукашенко, в советские времена, там переходили дорогу только на зеленый свет. Ну как все это можно не уважать?
— Вы сами начали работать очень рано. Первая роль — в 16 лет, фильм «Чудо с косичками», где играли гимнастку, прототипом которой была Ольга Корбут. Что вспоминается о том фильме?
— Прежде всего, режиссер Виктор Титов. Он стоит особняком от всех режиссеров, с которыми потом приходилось работать. Он был учеником Михаила Ромма, человеком высочайшей культуры. Отношение к профессии у него было святое. Я во время съемок жила дома у Титова и его жены. Фактически он стал моим первым наставником, объяснившим мне, девчонке, основные правила не только актерской профессии, но и жизни вообще. Безмерно ему благодарна.
— А кто из коллег по кино, по сцене, с которыми приходилось или не приходилось работать, вас впечатляет больше всего?
— Алиса Фрейндлих и Анатолий Равикович, мой любимый муж, которого нет уже почти три года. Не вижу им равных и как актерам, и как личностям. Если не считать еще Мэрил Стрип (смеется).
— Из собственных ролей какие считаете самыми интересными и значимыми?
— В Театре имени Ленсовета, моем первом театре, это роли в спектаклях «Спешите делать добро» и «Зинуля». А в Театре комедии, где я служу с 1988 года, роли в «Зойкиной квартире», в «Биографии» Макса Фриша, в «Средстве Макропулоса», в «Визите дамы» Вообще, если бы довелось сыграть хотя бы в одной из этих постановок, это было бы уже немало.
Анатолий Равикович и Ирина Мазуркевич. Фото: Владимир Бертов / Интерпресс / ТАСС
В кино я многое переношу из театрального опыта. Скажем, в рязановском «О бедном гусаре замолвите слово» сознательно играла свою роль именно как театральную. Но так и надо было делать — Рязанов этот метод приветствует, сюжеты многих его фильмов сначала воплощались на сцене, да и вообще, все его картины легко перенести в театр.
— В кино мы вас давно не видели, в сериалах тоже не появляетесь… Считаете себя при этом востребованной актрисой?
— Безусловно. Играю в нескольких антрепризах в Петербурге. Горжусь своим участием в спектакле «Визит дамы» — это очень яркая постановка Театра комедии, с которой, может быть, мы приедем в июне в Москву. Сериалы… Играла в двух, в «Зеркале Венеры» и в «Агентстве». Но особого интереса к сериалам не было. Какой-то период времени вообще телевизор не смотрела, а сейчас стала, и заметила, что приличные сериалы стали появляться. Но меня в них не зовут… Ну, а если бы позвали, согласилась бы только на большую, хорошую роль.
Я и в театре могу спокойно ждать своей роли. Такая особенность у репертуарного театра, что режиссеру для спектаклей, им задуманных, ты пока не нужен. Значит, надо потерпеть, подождать. И уж точно не устраивать каких-то подковерных игр, расталкивать всех, чтобы получить работу. Я этим никогда не занималась.
— Прошлый год был Годом культуры, нынешний объявлен Годом литературы. Эти титулы вам известны и говорят о чем-то?
— Ни о чем не говорят абсолютно. Может, только о том, что кому-то под шумок могут дать денег по случаю… А Год литературы вообще уникально начался, с пожара в огромной московской библиотеке. Вот смогут ее восстановить или нет? И правда ли, что на землю, которую занимало здание, кто-то претендовал? Сплошные вопросы.
— Если вы смотрели фильм «Левиафан», то что думаете о нем и шумихе вокруг него?
— Фильм видела, впечатление произвел. Но я не переживала особенно и, конечно, не плакала. Просто еще одна история о жизни, нам всем прекрасно известной. И я не могу понять причину скандала вокруг этой картины. Признание ее на Западе, что ли, так расстроило многих, потому что у нас сейчас новая «холодная война»? Или финальная сцена со священником? Других объяснений у меня нет. И вся эта история только послужила пиаром для «Левиафана». По всей стране прокатчики затребовали в два раза больше его копий, чем выпущено было.
— Что вы считаете самым важным для себя в жизни?
— Работа, если честно, мне не так важна, как раньше. Важнее дочка Лиза и внуки — Матвей, которому пять лет, и Ева, которой два с половиной года. Дочери я мало времени уделяла из-за работы, теперь же с внуками не часто удается видеться. Не очень я востребованная бабушка, скучаю по ним.
А еще на даче люблю в земле копаться, кусты всякие сажать, ухаживать за ними. Читать люблю, но читаю сейчас меньше, чем раньше. Ну, а самое важное, как для всех — лишь бы не было войны.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости