Иосиф Волоцкий: монах, богослов, обличитель
Иосиф Волоцкий. Источник: sayda-afonina.ru

Иосиф Волоцкий. Источник: sayda-afonina.ru

В спорах с ним отступали еретики и князья

Он отстаивал право монастырей владеть землями и возглавил движение против иудейской ереси, проникшей на Русь в XV веке. 22 сентября Церковь чтит память преподобного Иосифа Волоцкого — богослова и основателя обители, которая здравствует и поныне.

Ученичество

Житие Иосифа Волоцкого говорит: в возрасте 20 с небольшим лет он пришел в Саввин монастырь в Твери, желая стать монахом, но увидел там сквернословие, поразившее его. Тогда он покинул обитель и пошел дальше, и в конце концов путь привел его в Боровск к преподобному Пафнутию. Тот принял юношу и взял к себе в келью, «уча и наказуя иноческому жительству». Они прожили бок о бок 18 лет, и так, полагают составители жития, продолжилась славная традиция преемственности русского монашества: Пафнутий когда-то был учеником полуслепого старца Никиты, а тот, в свою очередь, был родственником и учеником самого Сергия Радонежского.

Интересный факт: после пострижения Иосифа (до пострижения он носил имя Иван) в монахи ушли трое его братьев, трое племянников, отец и мать. Причем отец — дворянин с литовскими корнями и владелец вотчины в Волоцком княжестве — поселился в том же Боровском монастыре, что и сын.  Монах Досифей (Топорков), родственник преподобного Иосифа, писал о нем: «В потребах служения монастырского искусен был паче всех сущих тамо. И возрастом умерен и лицем благообразен, браду имея дожною мерою — тогда темнорус, в старости же сединами сияя».

Устав

В 1477 году скончался преподобный Пафнутий, завещав управление монастырем Иосифу. Однако вскоре на нового игумена возроптала братия: недовольство монахов вызвал строгий общежительный устав, введенный Иосифом. В 1479 Иосиф тайно оставил обитель и отправился странствовать.

Жития сообщают: Иосиф останавливался в разных монастырях под именем безвестного монаха, но ученость выдавала его высокий сан — игумена узнали в Кирилло-Белозерском монастыре. Прожив в этой обители одно лето (по другим данным, более года), Иосиф отправился на родину, в Волоцкое княжество (близ современного Волоколамска), чтобы основать там новую обитель — такую, где, как ему мечталось, монахи жили бы жизнью строгой и постнической.

В устроении монастыря Иосифу помог волоцкий князь Борис Васильевич. Вскоре там был введен в действие написанный Иосифом устав. Устав вводил строгую дисциплину: он запрещал монахам пропускать службы по причинам иным, кроме тяжкой болезни, отлучаться из обители, разговаривать за трапезой и в кельях, возлагал на монахов обязанность ежедневного физического труда. Кроме того, вводился полный отказ от собственности и равенство насельников. В поздней редакции устава Иосиф разрешит монахам покупать и продавать различные вещи (в первую очередь иконы и книги), а принцип равенства заменит принципом «трех устроений», разделив монахов по их силам и возможностям.

Стяжатели и нестяжатели

История становления обители выглядит так: в первые два года монастырь, которому катастрофически не хватало средств, получил в дар от полоцкого князя Бориса Васильевича четыре села. При этом князь нередко сам привозил в обитель еду и питье.

В последующие годы в пользу обители передали еще ряд окрестных сел — дело почившего князя Бориса продолжил его наследник, князь Федор Борисович. Монастырские владения освободили от всех налогов, вывели за рамки местного судебного производства, выделили двор для представительства в Волоке Ламском (современный Волоколамск), разрешили без пошлины держать ловцов рыбы на озере Селигер — это лишь краткий перечень «дарений» со стороны княжеской власти.

В начале XVI века очевидное процветание Иосифовой обители втянуло ее в большой богословский спор. В это время московский князь Иван III задумал осуществить изъятие монастырских вотчин. В 1503 году по его инициативе собрали Церковный собор, где главным поставили вопрос о церковном землевладении (есть версия, что часть участников даже не ведала о том, что это будет обсуждаться, — вероятно, таким образом князь хотел застать их врасплох).

Позицию Ивана III на Соборе выражали старцы-монахи Нил Сорский и Дионисий Каменский. Они заявили, что монастыри должны отказаться от сел, потому что изначально сел у них не было, а кормились чернецы только физическим трудом своим (в оригинале — «рукоделием»). За эту позицию Нила и Дионисия позже назвали «нестяжателями».

Иосиф Волоцкий выступил в защиту монастырских вотчин, за что позже его назвали «стяжателем», а его последователей — «иосифлянами». В своей речи он указал, что обычай владеть селами появился с самых времен зарождения монашества. По его словам, такая практика издревле существовала на Афоне и впоследствии была перенята Киево-Печерской лаврой. Отчуждение вотчин приведет к исчезновению монашества — таков был итог его речи, и Собор поддержал его.

«Значение этого события очень велико», — пишет историк Алексей Алексеев. В случае отчуждения вотчин ущерб понесли бы культура и просвещение, средоточием которых были монастыри, а церковь фактически встала бы под контроль государства.

Ересь жидовствующих

В 1504 году Иосиф Волоцкий выступает против еретиков. О том, что в Новгороде действует еретическое сообщество во главе с неким ученым евреем Схарией (Захарией), стало известно еще в 1490 году; из-за Схарии ересь назвали «ересью жидовствующих».

Новгородский архиепископ Геннадий в том году писал митрополиту Зосиме: еретики, среди которых немало священников и людей знатного рода, отвергают божественную природу Христа, глумятся над иконами и крестом, по манеру иудеев почитают субботу выше Воскресения Христова.

Был созван Собор, часть еретиков осудили и разослали по монастырям (есть сведения, что в Новгороде их перед этим провезли по городу в колпаках из бересты, с табличками «Се сатанино воинство»). Однако ересь продолжила развиваться внутри православного священства и проникла в Москву.

В 1504 году для борьбы с еретиками созывают новый Собор — фактически он положил конец ереси жидовствующих, осудив многих на смертную казнь через сожжение (сжигали виновных в специально выстроенных деревянных срубах). Иосиф Волоцкий выступает обличителем ереси и пишет свой труд «Просветитель», или «Книгу на еретиков», в которой последовательно опровергает основные постулаты еретического учения.

Почитание

Иосифа Волоцкого канонизировали в 1579 году. В Церкви сохранились предания о многочисленных чудесах, совершенных по его молитве. Мощи преподобного хранятся в основанном им монастыре, который находится в 16 километрах от Волоколамска и называется сегодня Иосифо-Волоцким. 

Офисному планктону придется научиться работать Далее в рубрике Офисному планктону придется научиться работатьКомпании сокращают тех, кто не задействован в производстве

Комментарии

22 сентября 2015, 07:55
Вот тебе и "святой Иосиф".. А как сжигать заживо евреев в бочках - так он в первых рядах... А еще говорят на на Руси не было инквизиции
22 сентября 2015, 11:07
согласен, предпоследний абзац по "жидовствующих" испортил все впечатление о святом монахе, найдите место где в Евангелие написано что Христос призывает сжигать еретиков в бочках?...
22 сентября 2015, 18:39
А то что паренёк с детских лет и вплоть до зрелого возраста, в течении 18 лет, жил в одной келье с каким-то "умудренным" мужиком - это нормально...? )
22 сентября 2015, 22:15
злость копил) а в конце прорвало
24 сентября 2015, 11:02
Ну, с инквизицией тоже сравнивать не стоит. Человек свою веру и интересы единоверцев отстаивал как-никак... Времена тогда тёмные были, по-другому не всегда получалось.
22 сентября 2015, 10:03
Сейчас был бы оппозиционным блоггером
22 сентября 2015, 11:02
Или помощником президента Российской Федерации
22 сентября 2015, 15:33
Мог бы побороться и за лавры распиаренного Дьяка Кураева... Что кстати перестал он вещать на Русской Планете, при Пряникове не вылезал со страниц издания...
22 сентября 2015, 23:21
Думаю, почтенный старец Иосиф испытал бы шок, увидев реалии современной РПЦ
24 сентября 2015, 11:04
А вот это вы верно подметили...! И в правящую епархию вряд ли бы со своими высоконравственными нравоучениями попал бы - там конкуренция жёсткая, человек человеку волк, субординации, опять же, общаки...)
22 сентября 2015, 18:41
Или лидером чаплиновских хоругвеносцев...)
22 сентября 2015, 22:16
сел бы на нары за агрессивное поведение, во время борьбы с жидоствующей, аналог группы БОРН
22 сентября 2015, 15:33
отличный пример для молодежи, как что не по-твоему сразу в сжечь
24 сентября 2015, 11:05
Не стоит так утрировать.
24 сентября 2015, 07:54
Может и враки все это, и никто евреев в бочках заживо не жег. Хотя осадок от прочтени статьи остается
24 сентября 2015, 11:07
Очень даже может быть, что эти истории сами евреи придумывали и распространяли... Эдакая коллаборационистская пропаганда...
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»