Иона, архиепископ Новгородский: «Смирить русский народ может только он сам, своими усобицами»
Иона, архиепископ Новгородский. Фото: wikipedia.org

Иона, архиепископ Новгородский. Фото: wikipedia.org

Как один служитель церкви отговорил новгородцев от убийства московского князя

18 ноября Православная церковь чтит память святителя Ионы, архиепископа Новгородского. Он жил в непростое время, когда Москва и Новгород шли войной друг на друга, но верил: если русский народ закончит внутренние распри, то станет непобедим.

Судьба

По преданию, судьбу ему предсказал юродивый, сам ставший святым, — преподобный Михаил Клопский. Юродивый только что пришел из Москвы в Новгород и столкнулся на улице с группой детей, среди которых был и будущий архиепископ Иона (тогда еще обычный мальчик по имени Иоанн). Юродивый был бос и одет в тряпье; дети, видя странного человека, принялись насмехаться над ним и бросать камни. Не бросал один Иоанн. Преподобный Михаил сказал ему: «Изучай прилежно книги! Быть тебе архиепископом в Новгороде».

После этого они разошлись навсегда. Михаил ушел в Клопский монастырь под Новгородом, чтобы прославиться там аскезой и провидчеством и по имени монастыря получить свое имя (есть мнение, что обитель назвали так, потому что разлив реки и ее ответвлений в этом месте имеет форму клопа). Иоанн вернулся в школу, чтобы через 50 лет (это дату сообщает Димитрий Ростовский) стать архиепископом Новгорода, спасти город от мора, примирить его с Москвой и оказать большую помощь и содействие устройству Соловецкого монастыря.

Монашество

Житие говорит: отрок Иоанн родился в конце XIV столетия. В детстве он потерял родителей и был взят на воспитание добродетельной вдовой. Смерть близких оставила в душе мальчика глубокий след — согласно житию был он тих нравом, склонен к уединению и редко принимал участие в забавах других детей. Вместо этого мальчик желал скрыться от шумного мира в монастыре.

По достижении зрелых лет он ушел в новгородские леса. Там, в полусотне километров от города, он принял постриг в обители и получил имя Иона — в честь ветхозаветного пророка, проведшего три дня во чреве кита. Интересно, что в библейских текстах Иона был первым пророком, которого Бог послал нести пророчества вне иудейской среды: Иона действовал в Ассирийском царстве, среди язычников.

За праведную жизнь новгородского монаха Иону избрали игуменом обители. При нем бедный прежде монастырь стал процветать: насельники наладили производство, из Новгорода стали приезжать жертвователи. Когда в 1458 году скончался архиепископ Великоновгородский и Псковский Евфимий, жители города, по преданию, сами просили вече поставить Иону на его место — так велика была к тому времени его популярность у новгородцев.

Новгород

Новый архиепископ начал свое служение с попыток примирить Новгород и Москву. Это были последние десятилетия существования Новгородской республики, а в недавнем прошлом — время междоусобных войн. В борьбе за великое княжество победу одержал князь Василий II Темный, который воцарился в Москве. Его оппонент Дмитрий Шемяка в 1449 году бежал в Новгород, где просил убежища у тогда еще архиепископа Евфимия. Евфимий принял беглеца и поселил с семьей в новгородском Юрьевом монастыре — туда же прибыла и казна бежавшего Дмитрия.

Из Москвы, недовольной тем, что Новгород приютил у себя беглеца, прислали письмо. От Новгородского архиепископа требовали отказать Шемяке в поддержке. В ответ Евфимий настаивал, что в вольном Новгороде имеют право давать приют тем, кому захотят — в особенности князьям (Дмитрий Шемяка приходился внуком Дмитрию Донскому). История завершилась смертью Шемяки в 1453 году: по наиболее распространенной версии, его отравили посланники Василия II.

Чарка архиепископа Ионы. Фото: wikipedia.org

Тремя годами позже новгородцы потерпели поражение в битве с москвичами и были вынуждены подписать мирный договор, который урезал их независимость (так называемый Яжелбицкий мир — по названию деревни Яжелбицы, где встречались стороны). Этот договор положил начало присоединения Новгорода к Москве.

По преданию, которое приводит Димитрий Ростовский, в 1460 году с визитом в Новгород прибыл сам Василий II с двумя сыновьями. Накануне архиепископ Иона узнал о том, что новгородцы готовят заговор против князя. Он выступил перед заговорщиками с гневной речью: «Безумцы! Чего добьетесь вы этим? Только того, что старший его сын Иван соберет войско и опустошит город». Заговорщики вняли увещеваниям Ионы: когда в Новгород прибыл князь Василий, его встретили с почтением, и визит обошелся без инцидентов.

Тогда же, пишет Димитрий Ростовский, Ионе открылось в видении скорое падение республики. Это пророчество сбылось в 1478 году — при Иване III, сыне Василия II, Новгород окончательно покорился Москве.

Деяния

Но не одним политическим участием архиепископ Иона вошел в историю. Летописи говорят: в 1466 году в Новгороде случился мор, который практически выкосил новгородскую землю — Димитрий Ростовский сообщает о 220 тысячах умерших от болезни (хотя историки оспаривают эту цифру — население Новгорода в XV веке не превышало 40–50 тысяч жителей). ­

По преданию, святитель Иона в праздник Покрова Пресвятой Богородицы вышел с крестным ходом, чтобы остановить мор. Он дошел до Зверина монастыря и там, преклонив колена, молился перед иконой Симеона Богоприимца — так ему было сказано в видении. Тогда же народ стал приносить бревна, и в один день возвели на месте молитвы святителя церковь. С того дня мор прекратился, пишет Димитрий Ростовский.

Немалую помощь оказал святитель и в становлении Соловецкого монастыря. Считается, что это он выдал грамоту преподобному Зосиме, основателю обители. Грамота отдавала в распоряжение монастыря всю территорию Соловецких островов. Тогда же святитель пригласил в Новгород из Москвы знаменитого Пахомия Логофета — афонского монаха и книжника. Иона поручил ему составить список житий новгородских святых. В короткое время Пахомий написал жития Варлаама Хутынского, Саввы Вишерского, Евфимия Новгородского и других — эти списки вместе с летописями составили литературное наследие новгородской земли (впрочем, словарь Брокгауза и Ефрона замечает, что «большинство житий составлено Пахомием по заказу; это побуждало его довольно свободно относиться к историческим фактам и ради поучительности жития не стесняться собственными прибавлениями»).

Почитание

Святитель Иона скончался 5 ноября 1470 года. По преданию, он заранее предсказал свою смерть. Димитрий Ростовский сообщает: и после смерти святой много раз выручал жителей новгородских земель — являлся им в беде, а в Смутное время спасал от разорителей целые селения (в житии есть эпизод, где главарь казачьей банды отказывается грабить монастырское поселение, услышав, что когда-то здесь жил Иона).

Макарьевский Собор 1549 года причислил архиепископа Иону к лику общерусских святых.

Кризис ДЕДства Далее в рубрике Кризис ДЕДстваКак в России менялось отношение к службе в армии

Комментарии

18 ноября 2015, 11:37
Возможны ли такие чудеса в наше время?
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»