Иоанн Лествичник: восхождение на небо
Икона Иоанн Лествичник. Фото: cyrillitsa.ru

Икона Иоанн Лествичник. Фото: cyrillitsa.ru

На четвертой неделе Великого поста Церковь говорит о том, как достичь рая

В четвертое воскресенье (неделю) Великого поста Церковь чтит память святого Иоанна Лествичника — подвижника, написавшего книгу «Лествица Рая», о том, как человек, ежедневно преодолевая пороки и соблазны, может двигаться к духовному совершенству.

Святой

Иоанн, прозванный позже Лествичником, родился в 6 веке в Константинополе, столице Византии. Но уже в возрасте 16 лет, как гласит предание, он удалился от мирской жизни и поступил послушником в одну из монастырских общин на Синае, в Египте.

В 6-7 веках окрестности Синайской горы были средоточием монашеской жизни. По данным археологов, здесь существовало нескольких десятков поселений, основанных монахами, — в каждом из них жили до ста и более насельников.

По преданию, Иоанн вверил себя духовному руководству старца Мартирия, который имел среди братии огромный авторитет. Другие старцы, видя Мартирия с новым учеником, пророчили Иоанну большое будущее. Так, по легенде, один из синайских аскетов омыл Иоанну ноги, увидя в нем будущего игумена монастыря, а другой сказал Мартирию об этом прямо: «Постригаешь ты, отче, будущего игумена Синая».

Пророчества синайских старцев сбылись. После пострига Иоанн ушел отшельничать, и провел в отшельничестве сорок лет, но затем был призван игуменом в монастырь. «Новый Моисей, который достиг Иерусалима горнего», — так с благоговением говорили о нем современники. Сам же Иоанн сначала отказывался от нового послушания и не хотел покидать свою отшельническую пещеру, где писал книги и посвящал молитве свои дни.

Лествица

Считается, что свой главный труд —– «Лествицу» —  Иоанн написал по просьбе игумена одного из Синайских монастырей. «Преподай нам невежественным то, что ты видел в боговидении, как древний Моисей, и на той же горе; и изложи это в книге, как на богописанных скрижалях, в назидание новых Израильтян», — такими словами игумен попросил Иоанна написать руководство для братии о подвижнической жизни.

Полное название книги — «Лествица Рая» или «Лествица Божественного восхождения». Само слово «Лествица» означает лестницу — по ней, преодолевая греховные устремления ступень за ступенью, люди восходят к райской жизни. Вероятнее всего, на образ многоступенчатой лестницы как символ постепенного очищения от греховности, Иоанна вдохновило описание лестницы Иакова в ветхозаветной книге «Бытие»: по этой лестнице, которая соединяет небо и землю, восходят и нисходят ангелы. Правда, существует и другая версия: в письмах, которые привез к Иоанну игумен, с просьбой дать монахам руководство к праведной жизни — братия называла такой труд лестницей, по ступеням которой можно было бы идти к Райским вратам. Легенда гласит, что образ лестницы так понравился Иоанну, что он построил на нем всю свою книгу.

Преподобный Иоанн Лествичник

Преподобный Иоанн Лествичник. Фото: agios-icon.ru

Сочинение Иоанна разбито на тридцать глав — каждая их них представляет собой символическое изображение греха, который нужно преодолеть, и добродетели, которую нужно достигнуть. Так, по Иоанну, на пути к духовному совершенству христиане должны отринуть вовлечение в мирскую суету, преодолеть пороки в виде гнева, злопамятства, чревоугодия, сребролюбия, уныния и ленности, тщеславия и гордыни, пройти по лестнице аскетической жизни — приучить себя к малому сну, непрестанной молитве, и, наконец, на вершине пути обрести три главных добродетели — веру, надежду и любовь. Так, «совершенно соединивший чувства свои с Богом тайно научается от Него словесам Его», — резюмирует Иоанн.

Значение

Память преподобного Иоанна Лествичника в великопостный цикл не случайна. На третьей неделе Великого поста Церковь напоминала нам о крестных страданиях Христовых, желая укрепить нас в посте — ведь много ли значат наши постные ограничения перед лицом того, что претерпел ради нас Христос? На четвертой неделе примером праведной жизни и руководством Иоанна Лествичника постящимся говорят о том, что каждый человек может прийти к единению с Богом.

«Почему приводится нам на память именно преподобный Иоанн, а не другой какой святой? — писал в начале 20 века священномученик Серафим (Чичагов) — Для того, чтобы в течение поста и наших молитвенных подвигов мы имели перед глазами живой пример человека, достигшего духовного совершенства… и не забыли о необходимости каждому христианину изучать его богодухновенную книгу «Лествица духовная», в которой  он изобразил все христианские добродетели в той постепенности, как они должны утверждаться в человеке, дабы привести его к единению с Богом и чтобы нас понудить через это к самоисправлению».

«Лествица» написана языком простым, «но чистым и живым — в немногих словах выражает многое», — писал о книге в 17 веке святитель Димитрий Ростовский. Ей вдохновлялись святые отцы, подвижники Афона и Оптины, священномученики и преподобные 20 века — называли ее книгой настольной и обязательной к прочтению.

Слова

«Лествица» о грехе злословия:

«Услышав, что некоторые злословят ближних, я запретил им; делатели же сего зла в извинение отвечали, что они делают это из любви и попечения о злословимом. Но я сказал им: «оставьте такую любовь»…. Если ты истинно любишь ближнего, как говоришь, то не осмеивай его, а молись о нем втайне; ибо сей образ любви приятен Богу. Станешь остерегаться осуждать согрешающих, если всегда будешь помнить, что Иуда был в соборе учеников Христовых, а разбойник в числе убийц; но в одно мгновение произошла с ними чудная перемена».

О тщеславии:

«Тще­сла­вие вы­ка­зы­ва­ет­ся при каж­дой доб­ро­де­те­ли. Ко­гда, на­при­мер, хра­ню пост — тще­слав­люсь, и ко­гда, скры­вая пост от дру­гих, раз­ре­шаю на пи­щу, опять тще­слав­люсь, — бла­го­ра­зу­ми­ем. Одевшись в свет­лую одеж­ду, по­буж­да­юсь лю­бо­че­сти­ем, и пе­ре­одев­шись в ху­дую, тще­слав­люсь. Го­во­рить ли ста­ну? По­па­даю во власть тще­сла­вия. Мол­чать ли за­хо­чу? Опять пре­да­юсь ему. Ку­да ни по­вер­ни это тер­ние, оно все станет спи­ца­ми квер­ху. Тще­слав­ный есть идо­ло­по­клон­ник хри­стиан­ский. На взгляд он чтит Бо­га, а на де­ле бо­лее ста­ра­ет­ся уго­дить лю­дям, чем Бо­гу...»

« Далее в рубрике «"Сухого закона" не было, учили культуре пития»Рязанский историк — о мифическом «беспробудном пьянстве» и наследии Попечительства о народной трезвости

Комментарии

10 апреля 2016, 15:06
Я бы сказал так: У каждого свой рай и каждый добивается его по-своему.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»