Новости – Общество
Общество
Интернет-мошенникам подарят свободу
Продажа лекарств через интернет. Фото: YAY\TASS
Из списка товаров, запрещенных к интернет-продаже, Минэкономразвития надеется вычеркнуть спиртное, еду и медицинские препараты
20 июня, 2016 13:15
7 мин
Ведомство Алексея Улюкаева завершает подготовку поправок, снимающих запрет на дистанционную продажу в России алкоголя, лекарств и продуктов питания.
Дискуссия о снятии соответствующих ограничений с интернет-площадок вошла в завершающую фазу; Минэкономразвития уже получило отзывы заинтересованных ведомств и теперь намерено систематизировать их и представить в виде конкретных предложений. Результатом должно стать сокращение перечня товаров, которые сейчас запрещены к продаже через Сеть.
О чем говорят законы
Давайте проверим, а откуда вообще взялись эти запреты? Дистанционная торговля в России регулируется Постановлением правительства №612 почти свежего 2007 года, статья 5 которого гласит: «Не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации».
Заглянем в прилагающийся список документов, увидим там правила оборота взрывчатки, наркотиков и прочей заведомо запрещенной продукции, а также законы о продаже табака. Но помимо этого Постановление №612 ссылается на Указ Президента РФ №179 еще от 22 февраля 1992 года (когда в России практически никто и не слышал об интернете), содержащий список товаров, запрещенных к свободной реализации. Там-то и фигурируют лекарства, за исключением лекарственных трав.
А что же еда? Оказывается, согласно постановлению правительства № 55 от 1998 года «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров…», к продаже «в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли» в России запрещен довольно большой перечень продукции. Там фигурируют ювелирные изделия из драгметаллов и камней, оружие, патроны, и даже — вы будете смеяться — «экземпляры аудиовизуальных произведений и фонограмм, программы для электронных вычислительных машин и базы данных» (ч. I, ст. 4). Постановление действующее, изменения в него вносились много раз, последнее — в мае 2016 года, но никто так и не отменил откровенно бессмысленный пункт. А авторы документа вообще, скорее всего, имели в виду разносную торговлю, а никак не курьерскую или почтовую доставку после онлайн-заказа.
Иначе по букве постановления за ПО, фильмами и музыкой законопослушный гражданин будет обязан являться в магазин лично. Цифровой там век на дворе или нет — неважно. На самом деле этого, конечно, не происходит: все это совершенно цивилизованно продается через интернет (и там же нецивилизованно воруется, но тут уже другой разговор).
Основное содержание Постановления №55 совершенно другое — защита прав потребителей. Небогатая судебная практика показывает, что суды попросту игнорируют его 4-ю статью, ориентируясь на более позднее Постановление №612 — и правильно делают. Можно с уверенностью говорить, что юридически запрета на торговлю продуктами через интернет в России нет.
Так что тут и разрешать нечего, господин Улюкаев. Продуктами через интернет открыто торгуют многие сети, и это отличное подспорье для сильно занятых или малоподвижных людей.
Мел и пойло из Сети
В Минэкономразвития, не стесняясь, говорят, что положительно относятся к онлайн-продажам спиртосодержащей и фармацевтической продукции. Такая прямота оскорбила даже Минздрав, ранее не замеченный в заботе о россиянах: чиновники этого ведомства заметили, что подобные шаги прямо противоречат государственной политике борьбы с алкоголизацией населения.
Ведь в отличие от обычных ларьков или магазинов, отметили в ведомстве, через интернет горячительные напитки ничего не стоит приобрести несовершеннолетним. Да, курьеров обяжут спрашивать паспорт, но в реальной жизни, доставив разгоряченным подросткам на дом спиртное, будет просто небезопасно развернуться и увезти его обратно. В Росалкогольрегулировании сообщили, что не понимают, на основании каких лицензий и договоров будет осуществляться пересылка спиртного и как контролировать объемы пересылаемого. Аналогичные опасения высказали и в Федеральной таможенной службе, отметив, что либерализация алкогольного рынка приведет к увеличению экспорта фальсифицированной продукции (ограничения планируется снять не только для внутреннего рынка и для продажи за рубеж).
Еще острее вопрос контроля качества стоит в отношении лекарств: с каждым курьером проверяющего не отправишь. Российский фармацевтический рынок и так благополучным не назвать; это лишь в отчетах Минздрава доля фальсификата не превышает 1%, а по данным Генпрокуратуры, на конец 2014 года 15% продаваемых лекарств были поддельными и в той или иной степени угрожали жизни потребителей.
И это в аптеках, где проверки проходят постоянно и достаточно строго. При разрешении же интернет-продаж на рынок просто хлынут мошенники, предлагающие прессованный мел по цене айфона. Интернет-торговля отличается тем, что здесь очень трудно найти реальный склад продукции: для проверяющих может быть небольшой «чистый» офис, но основные запасы могут храниться совершенно в другом месте и содержать… что угодно.
При этом в самой по себе доставке лекарств на дом нет ничего плохого; пенсионерам и соцработникам такая поддержка не помешала бы. Но отдавать ее в частные руки нельзя. Если государство сможет создать систему дистанционного обеспечения лекарствами, разместив соответствующий интернет-магазин строго на одном сайте (например, Минздрава) — честь ему и хвала. Но Минэкономразвития, к сожалению, предлагает как раз либерализацию этого рынка. Со всеми вытекающими из этого риска для здоровья и жизни людей.
Заставь дурака Богу молиться…
Копать под ограничения интернет-торговли чиновники начали не сами по себе, а по поручению первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова. Задачу эту министерство получило по результатам совещания от 3 июня. Впрочем, и само правительство неспроста озаботилось вопросами расширения сетевых продаж: еще в конце 2015 года президент России Владимир Путин поручил Минфину, Минэкономразвития, Минпромторгу и другим ведомствам экономической направленности проработать меры поддержки российских компаний в сфере электронной торговли. Речь шла в первую очередь о том, чтобы создать конкуренцию зарубежным интернет-магазинам, заваливающим Россию беспошлинными посылками.
На выполнение президентского поручения кабмину давалось полгода — и, как обычно, работа закипела, когда до «дня икс» осталось меньше месяца. Спешка, а может быть, и какие-то иные факторы привели к любопытной интерпретации распоряжения. Глава государства ни словом не упоминал ни о стимулировании алкогольной промышленности, ни об облегчении жизни производителям липовых медицинских препаратов. Однако правительство решило почему-то сосредоточиться именно на этих направлениях.
***
Для кого предназначены поправки Минэкономразвития? Немощные старушки, которым сложно дойти за лекарствами до аптеки, как правило, и в интернете не сидят. «Спасителей» алкогольного спроса и так хоть отбавляй в каждом российском городе и селе, этот рынок едва ли окажется под угрозой. Таким образом, обоснованного социального спроса нет. Зато есть лоббирование мощных ритейлеров из продовольственного и аптечного сегментов, всеми силами пытающихся повысить объемы своих продаж.
Хорошо, что наш бизнес может влиять на решения правительства. Плохо, что народ не может остановить этот процесс, когда он выходит за рамки разумного. Сейчас перед нами подготовка вредительского законопроекта.
Его надо остановить.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости