Новости – Люди












Люди
Иностранцы похозяйничают в российских недрах

Морская ледостойкая стационарная платформа на Корчагинском нефтяном месторождении в Каспийском море. Фото: Валерий Матыцин/ТАСС
Минприроды готово переписать закон о недрах в пользу зарубежных компаний
4 августа, 2015 13:30
8 мин
В правительство поступил законопроект Минприроды, согласно которому иностранные компании смогут разрабатывать открытые ими месторождения федерального значения самостоятельно и без разрешения правительства. Сегодня такого права они не имеют, и вся добыча на стратегических месторождениях строго контролируется государством. Желание Минприроды отменить эту норму вызвало недоумение среди экспертов.
Куда дует ветер?
Если смотреть на масштабы потенциального ущерба от предложения Минприроды, то в численном выражении они окажутся не такими уж и большими. Недрами федерального значения считаются участки с извлекаемыми запасами нефти от 70 млн тонн, газа — от 50 млрд м3, золота — от 50 тонн или меди — от 500 тыс. тонн. С точки зрения добывающих компаний это относительно небогатые месторождения, а на фоне падающих цен на нефть и газ выгода от их разработки становится еще более призрачной. Это и поставило в тупик большинство экспертов, пытавшихся объяснить мотивы, которыми руководствовались в Минприроды.
Первое и самое очевидное предположение: инициатива связана с изменением политического курса. Идя на такие символические, но все же уступки иностранцам, правительство, вероятно, делает попытку хоть как-то привлечь западные инвестиции, которые в последнее время нещадно обходят Россию стороной, и таким образом немного приостановить разгоняющийся отток капитала. Выглядит правдоподобно. Но есть одно существенное но: в условиях жестких антироссийских санкций и еще более жесткой риторики мало кто из западных инвесторов или транснациональных корпораций готов вкладывать в нашу страну такие немалые средства. А тем более в геологоразведку — отрасль с огромными издержками и отнюдь не гарантированными результатами инвестиций.
Вторая версия: таким шагом Минприроды попыталось задать правильный тон в отношениях России с западными инвесторами, особенно теми, кого интересует ресурсная отрасль. Привлекательность последней снизилась не только из-за санкций, но и в первую очередь вследствие падения цен на углеводороды на мировых рынках.
Всех на шельф
Наконец, третья группа экспертов полагает, что Минприроды пытается простимулировать не столько денежные инвестиции, сколько приход западных технологий в освоение российского арктического шельфа. По оценке Минэнерго, в настоящее время импортозависимость нашей страны в секторе разработки трудноизвлекаемых запасов углеводородов составляет 60%. А в части добычи в Арктике эта зависимость вырастает аж до 75–80%. Стоит иностранцам уйти и забрать с собой свои технологии — и что мы будем делать? Снижение добычи в сочетании с падением или даже затяжным отсутствием роста цен на нефть грозит нашей экономике новыми тяжелыми испытаниями.

Фото: Подгорчук Александр/Коммерсантъ
Фото: Подгорчук Александр/Коммерсантъ
В пользу такой версии говорит то, что на континентальной части России почти нереально открыть новое крупное месторождение, так как территории уже достаточно хорошо изучены. А значит, иностранцев как бы ненавязчиво заманивают на арктический шельф.
Аргумент против приводит заведующий сектором «Энергетические рынки» Института энергетики и финансов Николай Иванов, по словам которого, в нынешних условиях о разработке шельфа вообще надо забыть. При текущих ценах, технологическом уровне российских компаний и положении России на мировой «инвестиционной поляне» отсутствие перспектив на нашем шельфе уже стало очевидным и общепризнанным фактом. Даже «Роснефть» уже отложила освоение арктического шельфа до лучших времен.
Кроме того, нужно учитывать, что в этом деле слишком велики риски — главным образом экологические. Поэтому, замечает Иванов, арктической добычей занимаются считанные компании — мировые лидеры в отрасли, и пока не слишком успешно. Поэтому предоставлять им Россию как место для проб и ошибок было бы неосмотрительно.
Возврат к истокам
На самом деле первоначальный закон о недрах, собственно, и предполагал примерно такой же механизм, который предлагают в Минприроды. «Существовало понятие "сквозных лицензий" — когда за разведкой следовала добыча», — рассказал Иванов. Но в 2008 году это положение было отменено, и, чтобы получить право на разработку, иностранная компания должна была войти в состав собственников российского предприятия, которое принадлежит государству не менее чем на 50%. При этом государство из соображений безопасности могло отказаться от такой сделки. «Мы так долго все меняли. Спрашивается, зачем? Чтобы попытаться вернуться к началу? — удивляется Иванов. — Давайте тогда реанимируем еще и режим СРП».
Соглашение о разделе продукции (или СРП) заключается между государственным предприятием, выступающим в роли заказчика, и зарубежной добывающей компанией в качестве подрядчика и подразумевает учреждение совместного юрлица. Подрядчик уполномочен вести поисково-разведочные работы и дальнейшую эксплуатацию недр в пределах территории, указанной в договоре, и выплачивать роялти (отчисления за право пользования) в пользу государства. Последние проекты в рамках СРП в России были связаны с многочисленными нарушениями и хищением госсредств. К примеру, в 2012 году Счетная палата установила, что компания-подрядчик так и не вернула государству то имущество, которое было создано при реализации проектов «Сахалин-1» и «Харьягинское СРП», хотя это было предусмотрено договором. За создание этих активов государство заплатило 16,3 млрд долларов. Проверка еще одного проекта — «Сахалин-2» — показала, что подрядчик нарушил установленные правила расчета размера роялти и в результате недоплатил государству более 125 млн долларов.
По мнению Николая Иванова, с которым хочется согласиться, инициатива Минприроды кажется истеричной попыткой заманить в геологоразведку хоть кого-то. Но на фоне борьбы с Западом на всех фронтах это выглядит как минимум странно, если не сказать неумно и небезопасно.
Согласно проекту Минприроды потенциальный иностранный недропользователь, который хочет получить разрешение на разведку с дальнейшей разработкой, должен соответствовать ряду критериев. В частности, не иметь задолженности перед российскими органами по налогам и сборам, располагать квалифицированными специалистами для организации добычи, а также необходимыми финансовыми и техническими средствами. Если компания отвечает этим требованиям, она получает разрешение на фактически свободное использование недр в течение трех лет. Что нашел — то твое, без какого-либо согласования с российским правительством. В этом и заключается принципиальное отличие этой нормы от нынешнего закона: как уже было сказано, сейчас иностранцу, открывшему крупное месторождение, можно вести на нем добычу только с отдельного согласия государства.
Скрытые мотивы
Так зачем же развязывать иностранцам руки? Неужели лишь для того, чтобы новые инвесторы соблазнились такой возможностью и подсобили нам в поисках новых месторождений, потому что старые скоро иссякнут? Да, последнее крупное нефтегазовое месторождение в России действительно было открыто именно иностранной компанией — британской Timan Oil & Gas. Но крупные российские компании делали подобные открытия не в пример чаще, поэтому дело тут вряд ли в геологоразведке.
Как считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин, скорее всего, законопроект направлен не на привлечение новых инвесторов, а на улучшение положения зарубежных компаний, уже работающих в России. «Иностранные компании сами по себе по России не ходят, — говорит он. — Они работают в рамках совместных предприятий. Например, Exxon Mobil — с "Роснефтью", а Shell — с "Газпром нефтью"». По мнению Пикина, если закон будет принят, российские компании смогут отдавать своим иностранным партнерам долю в месторождении, а взамен получать их технологии и оборудование, поскольку собственных разработок у них нет. Скорее всего, это выгодно «Роснефти», «Газпром нефти» либо «Лукойлу», говорит эксперт, либо всем названным компаниям вместе взятым.
Если согласиться с изложенной точкой зрения, логика появления инициативы именно в текущий момент наконец-то становится ясной. Но более целесообразным было бы развивать отечественные мощности, а не заискивать перед Западом с целью получения — притом во временное пользование — современных технологий добычи углеводородов. Необходимо ускоренными темпами поднимать собственное нефтегазовое станкостроение, машиностроение и нефтесервисную отрасль, что позволит стимулировать экономику не только в секторе добычи сырья, но и в смежных областях.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости