Новости – Общество
Общество
Иностранцы без права на звезду Победы
Здание пивоварни Heineken. Фото: Руслан Шамуков/ТАСС
Правительству предлагают запретить иностранным коммерческим компаниям использовать красную звезду в России как логотип товаров
5 апреля, 2016 14:15
5 мин
Фракция КПРФ в Госдуме готовит обращение на имя премьер-министра России Дмитрия Медведева с просьбой запретить иностранным коммерческим компаниям, представленным в России, использовать один из традиционных государственных символов государства — красную звезду — как логотип своей продукции. Глава юридической службы «красной» фракции нижней палаты парламента Вадим Соловьев отметил, что для уважающего себя государства недопустимо, чтобы его символы становились предметом коммерческой торговли и с их помощью иностранные компании продвигали на российском рынке свои товары. При этом самым используемым в этих целях символом страны, по словам законодателя, является красная звезда.
Пятиконечная звезда красного цвета последние 100 лет, несмотря на падение Советского Союза, была и остается одним из самых значимых государственных символов России. Этот геральдический знак присутствовал на флаге и гербе СССР. Под этим символом сражались воины Красной армии, сумевшие ценой многочисленных жертв спасти страну в Великой Отечественной войне. Герои этой войны, как и другие военнослужащие в более позднее время, отметившиеся большими заслугами в деле обороны страны и обеспечении государственной безопасности, были удостоены ордена Красной Звезды. Всего на протяжении XX века эту награду получили более 3,876 млн наших граждан.
На сегодняшний день в современной России красные пятиконечные звезды можно видеть на шпилях башен Московского Кремля. Кроме того, многие знамена частей Вооруженных сил России по-прежнему сохраняют красную звезду, она же является элементом основного знамени ВС России.
Однако, как заметил Вадим Соловьев, несмотря на то что красная звезда является одним из традиционных символов страны и регулярно напоминает россиянам о самой великой военной победе в их истории, сегодня ее можно встретить и на полках российских супермаркетов в качестве визуальных логотипов той или иной продукции. Зачастую это продукция стран, которые применили санкции в отношении России.
«Сегодня наши государственные символы часто используются коммерческими компаниями. В том числе и, пожалуй, главный российский символ — красная звезда. Она венчает кремлевские башни, присутствует на наградах, отличительных знаках разного рода вооруженных сил. Но если история выпуска отечественных товаров с данным символом неразрывно связана и с самой историей страны, то использование нашего национального бренда в коммерческих целях рядом иностранных компаний, тем более компаний, принадлежащих странам, поддерживающим санкции против России, создает двоякую ситуацию, — сказал Вадим Соловьев. — Как бы чувствовал себя ветеран с орденом Красной Звезды на груди в супермаркете, где с полок на него смотрят товары, имеющие тот же знак на упаковке с иностранным названием? По этой причине мы готовим письмо в правительство на имя Дмитрия Медведева с просьбой защитить красную звезду от иностранного коммерческого использования в России».
На сегодняшний день существует целый ряд иностранных, в том числе транснациональных компаний, которые используют красную звезду как логотип для своих товаров. Некоторые из этих товаров можно встретить и в России.
Пожалуй, первым производителем, который приходит на ум, является нидерландская пивоваренная компания Heineken. Как на логотипе голландских пивоваров, так и на каждой бутылке одноименного пива можно лицезреть красную звезду. Если правительство сочтет предложение КПРФ обоснованным, Heineken придется как минимум в России найти себе новый логотип, даже несмотря на утверждения, что они красную звезду используют аж с XIX века.
При этом стоит отметить, что сама Heineken, представляющая страну, применившую экономические санкции в отношении России, активно берется тащить в суд любого российского производителя, который, как они думают, нарушает их авторские права.
Недавно они подали иск в суд на тверскую пивоварню «Афанасий», которая с лета прошлого года на фоне роста патриотических чувств в стране начала выпускать пиво под брендом «Охота нашего». Сама Heineken с 2000 года выпускает пиво «Охота». То, что слова «охота» в двух этих брендах не имеют ничего общего, кроме созвучности, и являются даже разными частями речи, видимо, не сильно смутило иностранных предпринимателей.
Стоит заметить, что российские производители традиционно вели себя более цивилизованно. Тот же «Афанасий» еще в прошлом веке выпускал пиво под брендом «Охотничье» и не имел ничего против того, что в стране появилось еще и пиво «Охота», хотя, вероятно, у него в 2000 году было больше оснований пригласить краснозвездочную Heineken в суд, чем ей устраивать сегодняшнее разбирательство.
«Не всегда приятно видеть, как в коммерческих целях, например, используется портрет Александра Матросова или действительно наша красная звезда, которая для нас стала знаковым символом. Однако, возможно, запрет иностранцам в России использовать его в коммерческих целях будет слишком жестким. Ведь, с другой стороны, мы не можем претендовать на его уникальность, все-таки звезда — древнейший символ в истории человечества», — поделился политолог и член Общественной палаты России Сергей Марков.
Кроме вышеупомянутого известного голландского пивовара, красную звезду в том или ином роде используют и другие иностранные компании. Так, итальянская компания San Pellegrino выпускает одноименную минеральную воду. На бутылке этого живительного напитка можно увидеть не что иное, как красную звезду, причем в варианте эмблемы Военно-воздушных сил СССР 1943–1991 годов, с характерной белой рамкой по контуру. Другая итальянская компания, Martinazzi, известна красной звездой на бутылках с уже более серьезным напитком — вермутом. Имеют красную звезду на своем логотипе и не представленные в России австралийская авиакомпания JetStar, а также крупнейшая американская сеть розничной торговли Macy’s.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости