«Молоко без коровы»
Авиаконструктор Игорь Сикорский сажает свой четырехмоторный самолет «Илья Муромец» на Корпусном аэродроме в Санкт-Петербурге, 1914 год. «Илья Муромец» — первый в истории авиации пассажирский самолет. Фото: Репродукция фотохроники ТАСС

Авиаконструктор Игорь Сикорский сажает свой четырехмоторный самолет «Илья Муромец» на Корпусном аэродроме в Санкт-Петербурге, 1914 год. «Илья Муромец» — первый в истории авиации пассажирский самолет. Фото: Репродукция фотохроники ТАСС

Историк науки Лорен Грэхэм рассказал о причинах технологического отставания России

В среду, 4 июня, профессор Массачусетского технологического института (США) Лорен Грэхэм выступил с лекцией в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики». Он рассказал, почему, по его мнению, Россия отстает от Запада в технологическом развитии и уровне инноваций. Главная проблема кроется в российском обществе, неспособном ценить предпринимателей и инноваторов, считает эксперт.

Профессор Грэхэм — один из ведущих историков науки в мире и главный западный специалист по научной истории России. Он совершил десятки поездок в Советский Союз, работал в МГУ и встречался со многими ключевыми научными фигурами разных исторических эпох, в том числе со скандально известным академиком Трофимом Лысенко. В последние годы Грэхэм опубликовал несколько книг по истории российской науки, последнюю из которых представил на лекции в ВШЭ.

Блеск и нищета

В начале лекции профессор МИТ признал первенство российских ученых и изобретателей в открытии многих технологий, определяющих облик мировой цивилизации.

«Русские часто утверждают, что они изобрели многие ключевые технологии современного мира — лампочку, радио, транзистор, лазер и даже электронно-вычислительные машины. На Западе к этим заявлениям относятся скептически. Мое исследование российских источников привело к удивительным даже для меня выводам — русские действительно первыми в континентальной Европе создали паровоз и первый в мире тепловоз, первыми при помощи электрических ламп осветили улицы крупных городов, начали передавать радиоволны, построили первый пассажирский самолет буквально через пару лет после полетов братьев Райт», — начал Грэхэм.

Перечисляя огромное число российских ноу-хау, профессор озадачил аудиторию вопросом: почему современная Россия с ее столь высоким научно-техническим потенциалом остается слабым игроком на мировом рынке высоких технологий и почему ее экономика зависит от экспорта энергоносителей.

«Практически невозможно назвать ни одну высокотехнологичную компанию российского происхождения, за исключением лаборатории Касперского и производителей вооружения, которая могла бы конкурировать на мировом уровне. Маленькая Швейцария производит и ежегодно экспортирует в 3–4 раза больше технологий, чем Россия. Возникает вопрос — почему так происходит», — продолжил лектор.

Для поиска ответа на этот вопрос Грэхэм обратился к истории науки в России и всей страны в целом. По его словам, почти 300 лет Россия рождала десятки и сотни блестящих изобретений и не смогла извлечь выгоду ни из одного из них. Эта особенность российской научной истории заставляет провести четкую границу между интеллектуальной деятельностью и инновациями.

Лорэн Грэхэм. Источник: ranepa.ru

Лорэн Грэхэм. Источник: ranepa.ru

Как считает историк, Россия преуспевает и является одним из мировых лидеров в первой области. В качестве примера он приводит множество известных математиков, литераторов, физиков. С другой стороны, мир технологий требует не только интеллектуальных усилий, но и взаимодействия с обществом, экономикой и другими факторами реального мира.

«Где российские Томасы Эдисоны, Стивены Джобсы или Биллы Гейтсы? Они были и есть, но ни я, ни вы никогда о них не слышали, так как они потерпели крах при попытках коммерциализовать свои открытия и изобретения в России», — пояснил Грэхэм.

По его словам, проблема России заключается в том, что наши ученые и изобретатели не понимают того, что изобретения и инновации — разные вещи. Российские ученые умеют создавать новые устройства и открывать новые технологические процессы, но они не осознают того, что на достижение успеха работают и внешние факторы — социальные, экономические и правовые.

«Для реализации коммерческого потенциала нужен целый ряд "поддерживающих" факторов. Общество должно ценить такие качества, как способность создавать практичные изобретения, экономическая система должна обеспечивать инвестиционные возможности, а законодательная система — защищать интеллектуальную собственность и вознаграждать изобретателя. В свою очередь, политическая система не должна бояться инноваций и успешных влиятельных предпринимателей. Насколько сложно это воплотить в жизнь, показывает история России и современная действительность», — объяснил свою идею лектор.

Постыдный труд

Власти России, как считает Грэхэм, хорошо осознавали эту проблему на протяжении последних трехсот лет — они одновременно пытались решить ее при помощи «форсированной модернизации» и использовали эту особенность российской действительности для оправдания авторитарного стиля управления государством. По этой причине «мы раз за разом наблюдали серии грандиозных провалов при попытках удержать достигнутое преимущество, полученное в результате научных прорывов или недавних попыток обновить технологическую базу производства».

По его словам, в России сложилась уникальная модель науки, сочетающая в себе интеллектуальное превосходство и невероятную технологическую слабость. Грэхэм считает, что она определяла социальную и политическую эволюцию всего российского государства на протяжении последнего столетия, так как позволяла власть предержащим игнорировать демократию и насильно модернизировать общество, не задумываясь, что это только усугубляло симптомы.

Несмотря на видную роль государства, причиной существования этой «раздвоенности» науки в России является не власть или какие-то другие факторы, а само российское общество.

Сотрудники компании «Лаборатория Касперского» за работой. Фото: Валерий Шарифулин / ИТАР-ТАСС

Сотрудники компании «Лаборатория Касперского» за работой. Фото: Валерий Шарифулин / ИТАР-ТАСС

«Отношение российского общества к коммерциализации научных идей является ключевым фактором в этом вопросе. Его крайне сложно сформулировать и анализировать, однако я могу сказать следующее — в целом, жителям России, да  и самим ученым, вплоть до сегодняшнего дня не удалось в полной мере воспринять концепцию того, что инновации и извлечение прибыли из науки являются выгодным и весьма почетным занятием, достойным уважения. Научный бизнес сегодня в России и в прошлые эпохи воспринимался и воспринимается как нечто постыдное, особенно среди людей, занятых умозрительным и интеллектуальным трудом», — продолжил профессор МИТ.

На подобные выводы Грэхэма натолкнули две вещи — беседы с российскими коллегами, которые пытались раскрыть секреты успехов американских стартапов и изобретателей, а также результаты соцопросов среди российских студентов технических специальностей.

«Нужно признать, что многие россияне не разделяют западных либеральных ценностей и пытаются идти своим путем, преследуя высшие цели продвижения науки вперед и пытаясь принести пользу всему миру. Такие вещи, несмотря на всю их похвальность, мешают вступлению России в мир высоких технологий. Большинство студентов МИТ и других американских вузов мечтают стать очередным «Биллом Гейтсом» или, по крайней мере, создать стартап, который они продадут настоящему Биллу Гейтсу. Я ни разу не слышал ничего подобного от российских студентов», — констатирует Грэхэм.

По его словам, наличие этой проблемы не осознают даже те российские ученые и научные функционеры, которые преуспели в науке и создали себе имя. В качестве примера он привел диалог ректора МИТ с российскими коллегами о проблемах инноваций в России. Руководитель американского вуза пытался рассказать об экономической подоплеке инноваций, о тесных связях между университетом и инвесторами, о культуре предпринимательства, которая существует даже среди студентов первого курса в МИТ.

Ни один из этих пунктов не вызвал интереса у россиян, которые забрасывали ректора вопросами о разработках МИТ в области нано- и биотехнологий, компьютерных программ. Профессор несколько раз безуспешно пытался перевести дискуссию в прежнее русло. В итоге он не смог сдержаться и выпалил: «Вы пытаетесь получить молоко без коровы!»

Что делать?

Как считает Грэхэм, проблема «молока без коровы» является главной причиной нереализованности инновационного потенциала России.

Здание «Гиперкуб» на территории инновационного центра «Сколково». Фото: Алексей Филиппов / РИА Новости

Здание «Гиперкуб» на территории инновационного центра «Сколково». Фото: Алексей Филиппов / РИА «Новости»

«Сможет ли Россия выбраться из этой ловушки и стать страной с успешной коммерческой наукой? Для этого России нужно реформировать общество. У меня есть два способа решения этой проблемы — первый из них очень простой, но нереальный для осуществления, а второй — практически сложный и крайне долговременный. В первом случае России должна стать обычным западным государством и провести все необходимые для этого реформы. Понятно, что сегодня крайне сложно представить себе даже гипотетическую возможность такой трансформации, так как это противоречит российским традициям и интересам многих высокопоставленных людей», — пояснил лектор.

Второй путь — постепенная модернизация России силами самого общества. Грэхэм возлагает большие надежды на зарождающийся средний класс, сообщество профессионалов, которое должно «трансформировать Россию из страны подданных в страну граждан». По его словам, если президент Владимир Путин, премьер Дмитрий Медведев и другие лидеры страны действительно верят в модернизацию и хотят ее осуществить, они должны не бояться среднего класса и позволить ему заменить экономику «инноваций по приказу» на экономику знаний. Впрочем, как отмечает профессор, такие надежды пока эфемерны — политическая ситуация в стране развивается сегодня в противоположном направлении, и Россия, по его мнению, будет оставаться в ловушке «форсированной модернизации» из-за ее нежелания становиться «нормальным демократическим государством».

Правозащитников лишают связи Далее в рубрике Правозащитников лишают связиРостовская прокуратура оштрафовала правозащитницу за разговор с осужденным по запрещенному в колонии телефону, после чего женщину исключили из ОНК; правозащитники просят вмешаться омбудсмена для разрешения прецедентного спора Читайте в рубрике «Общество» Где деньги, Дим?Члены списков Forbes и кандидаты в него постановили отобрать у российских пенсионеров полагающиеся им деньги, а когда-нибудь потом выплатить компенсацию Где деньги, Дим?

Комментарии

05 июня 2014, 20:51
У России один путь-встать с колен и возродиться и все это можем мы русские,надо только головой думать и следить за собой,как завещал нам Витя Цой.
10 июля 2014, 20:03
Ситуация в России видимо не очень понятна Л.Грэхэму, вот он и пытается все свести к различиям в менталитете к якобы недостатку пресловутой демократии. В то же время все те, кто подолгу проживал на западе Европы или в США не находят никаких существенных отличий в этой самой демократии между РФ и западом. Иногда даже наоборот видно множество западных запретов на то, что в России обыкновенно и доступно как воздух. Наука в зап универах превратилась в цеховой метод, научным творчеством заниматься там сложнее чем в России, просто приходитсяработать как винтику в потоке научного производства. Потому с таким удовольствием западные универы и корпорации поглотили 70% научных работников СССР в течение 10 лет после его развала. Эти люди принесли свежую волну инноваций и идей. Именно в эти первые 10 лет так богато и красиво цвели страны запада, получив людские ресурсы и огромные доходы с покупки за бесценок и перепродажи всего лучшего из бСССР. Именно потому так старательно и сейчас заманивают способных людей эмигрировать в США через грин-кард. Но проблема РФ одна - нет системы инвестиций и грантов для способных творцов. К примеру в США не только несколько аналогов силиконовой долины, но и десятки тысяч частных и гос. фондов, стипендий. В РФ пока самая известная РФФИ и несколько отраслевых. Нужно немедленно внедрить законодательно выгоду создания подобных фондов частными богачами, чтобы внедрение в производство не вызывало отчаяние у ученых и не ставило их в тупик из-за непосильных финансовых проблем при попытке запатентовать свои ноу-хау и получить лицензию. Раньше при СССР огромное число научных и технических гениев было собственностью гос машины. Это не позволяло ученым и инженерам разбогатеть, но все проблемы с патентованием и лицензированием брало на себя государство. То есть вывод один - нужны фонды и спонсирование со стороны государства и богатых граждан. Нужен работающий закон, поощряющий инвестиции прямо и без волокит в чиновничьих джунглях.
06 июня 2014, 00:26
Есть в нашем обществе архаичность, все хотят тишины и спокойствия, сидеть на гамаке и думать а вечно, а все изобретали и новаторы в народе держат за странных, не любят наши люди перемен, претит им это душу
06 июня 2014, 13:51
Ага, в точку! Глубоко философская тема, или попросту говоря "лень-матушка", при чем на глубинном генном уровне! )
05 августа 2014, 21:52
Бред. Знаю много тех кто не хочет тишины и спокойствия, не сидят,а занимаются производством высокотехнологичной электроники!!! Только спрос на это дело в нашем обществе весьма относительный. Своя элементарная база весьма слабая, приходится всё делать на западных компонентах. А запад потихоньку выкручивает ручки то, могут вообще запретить продавать микрухи сюда и будем довольствоваться палёным китаем и т.п. или возить через узкое горлышко подставных фирм. Своё то производство кое как дышит, за недобностью.
06 июня 2014, 02:50
Он рассказал, почему, по его мнению, Россия отстает от Запада в технологическом развитии и уровне инноваций - ???
- Опять обамовщиной пахнет ОЧЕНЬ.
По многим изобретениям которые щас используют в мире никто не хочет признавать права за РОССИЕЙ.
Поменьше таких эаспертов обамлвцев влазили -бы своими мурлами, они-бы вооще из пыли никогда не выбрались, а когда пыль осела-бы, такие "умники" увидели-бы шо они одни стоят нигде, и не знают шо делать, так как РОССИЯ скрылась-бы из виду впереди ЗА-а линией горизонта.
Пусть учат РУССКИЙ язык и слушают каждое утро песню Вилли Токарева - РОССИЯ.
Уже щас видя шо РОССИЯ лставляет весь хмир по зади внекоторых местах, начинают навязывать НАМ идею, шо МЫ сами виноваты иНЕДОТЁПЫ.
А они такие сердобольные не могут спать спокойно шо РОССИЯ отстаёт и "так сердно" продвигают РОССИЮ "вперёд.
Просто РОССИИ надо отправить всяк западника с советами и делать ТАК как РОССИИ надо.
Уже только потому, шо РУССКИЙ Язык от БОГОВ6 а латынь придумали для рабов, шо-бы скрыть мудрость от глупЫх.
06 июня 2014, 13:54
В чем-то согласен! Будь у нас свой валютно-печатный станок - Россия уже давным-давно стала бы лидирующей страной во всех сферах, Америке и не снилось! Сейчас время такое, что деньги (и их отсутствие) решают практически всё! По крайней мере, это наиболее определяющий из всех остальных базовых факторов!
05 августа 2014, 21:49
Да какие деньги, если везде конкурс выигрывает максимальный откат, а не соотношение цена/качество. Деньги ещё можно в банках брать или у инвесторов, а коррупция неустранима в принципе, это уже безнадёжная ситуация.
06 июня 2014, 08:09
Что бы увеличить средний класс надо дать развиваться малому бизнесу,а у нас такой бизнес душат либо комиссиями либо взятками,что в прочем друг другу не мешает,а наоборот помогает. Хватит большому бизнесу помогать,они и так справятся со своими проблемами,пора малому и среднему бизнесу помогать.
06 июня 2014, 11:15
думаю позиция государства по данному вопросу следующая, малый бизнеес тяжело контролировать, потому государству на данном временном промежутке он мешает. сюрпризы сейчас власти не нужны
06 июня 2014, 14:17
Средний класс в нашей стране это работники муниципалететов, различные служащие, но НИЧЕГО не производящие граждане, сократи их половину - никто не заметит, но это подстегнет безработицу. Удивительная сложилась ситуация: не хотят люди сами себя обеспечивать, всем в госкорпорации, а что сиди и получай. Получается этакий круговорот денег, наподобие кровообращения: всю жизнь кровь по венам бежит, а все 5 литров. С деньгами бы хотелось, чтобы они преумнажались, а для этого нужны люди умеющие не только получать, но и ЗАРАБАТЫВАТЬ, а вот их то у нас в стране нелюбят не только народ, но властьимущие. деньги давай, а сам свободен. Или нет?
03 июля 2014, 16:05
После 1991 года, когда Власти , как таковой не было и нет, все на себе тащат ГОС-Служащие!
Которые , на местах тянут воз ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, чтобы летом народ не загнулся от жары , а зимой - от холода и от голода!
Правительственная свора Временщиков совершенствуется в "гребле", и как правило "гребет " под себя, в то время, как народ, под незримым подстегиванием чиновников низшего звена, заставляет функционировать по инерции, Государство, вопреки воли и желания Временщиков...
Наполовину сократить можно... Только ведь и там есть профессионалы , без которых жизнь вообще замрет в колониальном доминионе......
05 августа 2014, 21:47
РосПил самая высоктехнологичная технология пиления бюджетов !
06 июня 2014, 11:53
Единственное, что по-настоящему тормозит развитие России - это повальная коррумпированность высших чиновников и их забота о собственном кармане, а не о судьбе государства. А все остальное, о чем говорит этот достопочтенный муж - всего лишь мыслительные спекуляции. Американским умом Россию не понять
05 августа 2014, 21:45
Стопудово. У нас люди готовы производить любые высокотехнологичные вещи, если бы власть постоянно не воровала и не брала взятки, уже давно урыли бы всех эти ихспертов с их западом. Причём тот же самый бардак в другой форме мешал и СССР. Надо повысить уровень организованности, персональная отвественность и высокая награда за достижения, за профукивание народных денег - отстранение и, если необходимо, отправка валить лес. Но ведь все сколковцы и роснановцы спокойно жрут народные средства, посадок не боятся.
06 июня 2014, 13:48
Все потому что у России изначально свой путь. У нас свое понимание и восприятие инноваций, свое понимание развития, свое понимание значимости тех или иных ценностей и достижений. Надо жить в гармонии с природой, а большинство современных технологий косвенно направлено на саморазрушение. Это не наш путь, и нам бесконечно жаль что мы все же вынуждены по нему идти.
05 августа 2014, 21:57
Золотые слова!
07 июня 2014, 00:32
Американский ученый наверно прав относительно нашей ментальности, но это не причина отставания. В Японии тоже мыслят иначе чем в США, но страна полна инновациями. Главная проблема, конечно, в нехватке финансовых средств.
03 июля 2014, 15:42
После Войны, когда наступила Эпоха Интеллектуального соревнования Запада и Востока, "кошёлка" Королева - Короля Космонавтики была гораздо тощее СУМЫ Вернер фон Брауна... И тем не менее, Король Космонавтики С.П. КОРОЛЕВ показал ПРЕВОСХОДСТВО научно-Технической МЫСЛИ Востока, перед Западным СБРОДОМ военно-пленных Мира, плененных Зеленью Зоо-Мошенников...
К сожалению, Эпоха Интеллектуального ПРОРЫВА , закончилась с устранением КОРОЛЯ, Космонавтики, а Вернер фон Брауну досталась участь КЛАССИЧЕСКОГО БЛЕФА... с "кино -балладой" "американцы на Луне", в исполнении Клоунов Голливуда...
Нищая Россия, нищий СССР, показал ПРЕВОСХОДСТВО перед богатейшим Зоо-Зверьем Западного Кумира...
02 июля 2014, 20:06
Власть должна быть патриотична, ответственна,профессиональна. А в России все это с частицей "НЕ "
03 июля 2014, 15:51
Ну, уж.. Ну, уж!!! Кого-кого, а Российское Ворье называть "любителями" я бы не рискнул... Профессионалы, без всякой приставки "не"...
05 августа 2014, 21:42
В точку! Никакой личной отвественности за результат, проворовался, медаль тебе за это!
09 июля 2014, 22:42
Причина отставания, действительно, в ментальности и национальном раздолбайстве. Технологический прорыв будет после того, как всех инноваторов и вообще талантливых специалистов соберут под одной крышей казенной шараги, как это было в 30-е - 40-е. Без кнута не будет никто трудиться на благо Родины. Выдающиеся мамены типа Сикорского будут уезжать туда, где есть условия для творчества, а различные прорывные технологии будут отдаваться почти задаром предприимчивым аферистам. В этом вся и проблема, что комплексно нужн подходить к решению задачи догнать и перегнать. Тут бабок мало, нужно еще и народное самомознание культивировать, менять что-то в головах. И прежде всего у тех, кто реализацией программы будет заниматься.
05 августа 2014, 21:41
Сами себе противоречите. Сикорского никто кнутом не стегал же.
11 июля 2014, 15:57
Думаю, проблема кроется и в идеологии российского образования, нацеленного исключительно на преподавание знаний, а не привитие и школьникам и студентам помимо патриотизма еще и целеустремленности, веры в собственные силы, желания и умения работать на результат.
05 августа 2014, 21:40
Бред. Это как вы представляете, вместо знаний тренировать каких то ротвейлеров для бизнеса ? Все там нормально с идеологией, надо больше уважать интеллект и насаждать культ интеллектуализма в обществе!
11 июля 2014, 21:57
проблема именно в мировоззрении. до тех пор, пока обвешанный фирмовыми лейблами российский потребитель будет считать свою крутость именно в количестве этих лейблов, которыми он пользуется, до тех пор в отношении любого "кулибина", осмелившегося предложить что-то свое, оригинальное, будет звучать высокомерное - "ну вот ещё один лапотник выискался".
вот так и будем жить, пока не перестанем так думать.
16 июля 2014, 20:24
"Историк науки"... Ишь ты. А может очередной русофоб?
05 августа 2014, 21:40
Ихсторик
05 августа 2014, 21:38
Какой то бред написал. Может быть ему напомнить как отсталые мерикосовские универы перенимали русскую систему ? Попахивает демагогией и русофобством. Думается что причины немного другие, чем представляется любому "ихсперту".
10 ноября 2014, 20:36
Читаю уже несколько раз с восхищением.Часто думал оэтойпроблеме.Четкий вопрос -четкийответ. Интересно- какие бы дал рекомендации автор по вопросу Как стать России чемпионом мира по футболу?
20 ноября 2014, 22:21
Футбол -это не прикол.ПРОЦЕССЫ ПОЧТИ одинаковые и рекомендации применимы.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»