Иннокентий Иркутский: с благой вестью к кочевникам
Иннокентий Иркутский. Источник: logoslovo.ru

Иннокентий Иркутский. Источник: logoslovo.ru

Наравне с Ермаком он сделал Сибирь нашей

9 декабря Православная церковь чтит память святителя Иннокентия (Кульчицкого) Иркутского. Он должен был служить в Китае, но оказался в Восточной Сибири, и там, среди языческих племен, вдруг случилось торжество православия.

Святость

Осенью 1800 года 389 уроженцев Восточной Сибири направили письмо местному епископу. Все они требовали открыть для всенародного чествования мощи святителя Иннокентия, прозванного по месту своего служения Иркутским.

Святитель скончался 70 годами ранее, однако его почитание усиливалось с каждым годом, а желающих поклониться его мощам становилось все больше. Люди исцелялись у его могилы. Согласно свидетельствам очевидцев, святитель уберег от пожара строения Вознесенской  обители в Иркутске в 1783 году: огонь уже повредил некоторые постройки, но после общей молитвы святому Иннокентию остановился и погас сам собой, оставив нетронутым, в том числе храм, где находились мощи.

Свидетельства о чудотворениях Иннокентия присылали местному епископу едва ли не ежедневно. Вслед за письмом, которое подписали почти 400 человек, пришла новая весть — от сенаторов Ржевского и Левашова. Их послали из столицы с целью тайной инспекции Иркутского края. Сенаторы писали, что, побывав в Вознесенской обители, нашли мощи усопшего Иннокентия нетленными и источающими благоухание. Они потребовали всех сведений о чудотворце, с тем чтобы доложить императору.

Через них информация об иркутском подвижнике достигла Петербурга и стала известна Святейшему Синоду. По его распоряжению в Иркутск прибыл казанский викарный архиерей Иустин. Он лично осмотрел мощи святителя и под присягой расспросил свидетелей чудес. Позже он подтвердил перед Синодом: народ действительно почитает Иннокентия Иркутского как святого чудотворца. При этом гроб, где покоится Иннокентий, его останки и облачение лишены следов тления, несмотря на то, что находятся 70 лет в месте сыром и влажном.

И все же Синод раздумывал. Объявлять святым человека, который жил на задворках империи, и о делах которого было мало что известно до последнего времени? Дело решило письмо генерал-губернатора Сибири: вслед за жителями своего края он просил открыть мощи иркутского подвижника для почитания и официально канонизировать его.

На рубеже 1804–1805 годов в сонме российских святых появился еще один — святитель Иннокентий Иркутский, человек, стараниями которого православие укрепилось по всей Восточной Сибири.

Рака с мощами святителя Иннокентия Иркутского. Фото: e-vestnik.ru 

Путь

Его судьба должна была сложиться иначе. Уроженец Черниговской губернии, отпрыск дворянского рода, он учился в престижной Киево-Могилянской академии. Принял монашество, затем начал преподавать, а в 1721 году стал епископом Переяславским и был назначен руководителем русской духовной миссии в Пекине. 

Власти России и Китая договорились об открытии миссии в 1713 году. Русских миссионеров зачислили, как чиновников, на императорскую службу, глава миссии получил звание «мандарина». В первые годы работа шла продуктивно: посланцы из России играли роль одновременно дипломатов, ученых и священников. Они отвечали за общение между правительствами двух стран, изучали Китай, окормляли русскоязычную православную часть китайского войска (из пленных казаков), а также несли благую весть этническим китайцам — есть сведения об обращении в православие представителей коренного населения. Однако к началу 20-х годов XVIII века серьезную конкуренцию православным миссионерам составили иезуиты, которые стали настраивать китайцев против русских посланцев. Работу осложняли и бюрократические проволочки. Одной из жертв крючкотворства стал Иннокентий, который должен был прибыть в Пекин.

Его остановили на границе и отказали во въезде в страну. Формальным поводом для этого стало определение «великий епископ» в грамоте, данной ему в Петербурге: китайцы именовали «великим» только императора, подобное обращение к кому-либо еще было недопустимо. Святитель, получив отказ, остался в приграничном городе Селенгинске в ожидании новых распоряжений из Петербурга. В этом небольшом городке началось его «сибирское» служение, которое позже возведет его в ранг святых.

Оставаясь в приграничье, Иннокентий начал проповедовать среди местных монгольских племен, в чем достиг немалого успеха. Кроме того, он, будучи архиереем, мог рукополагать в священный сан: таким образом, новые священники, поставленные им, распространяли учение Христово по всей Восточной Сибири. При этом сам святитель жил очень бедно: жалование ему не поступало, члены миссии нанимались к местным хозяевам на различные работы, чтобы прокормить себя.

В 1725 году из Селенгинска его перевели в иркутский Вознесенский монастырь. Тогда же стало окончательно ясно, что в Китае ему не бывать: вместо Иннокентия главой миссии назначили другого человека. Взамен этого в 1727 году Святейший Синод определил ему быть епископом Иркутским и Нерчинским — так окончательно определилось место его служения.

На Иркутской кафедре святитель занимался миссионерством и просвещением. Свидетели его деятельности в воспоминаниях говорят, что он обращал языческие племена в православие целыми поселениями, —  настолько велик был его проповеднический дар. При нем стали развиваться школы для местного населения, началось строительство церквей, в том числе возведение кафедрального Богоявленского собора в Иркутске. Фактически именно через святителя Иннокентия Восточная Сибирь стала по-настоящему российской.

Мощи

Иннокентий управлял епархией всего четыре года — сказалось слабое здоровье. Он скончался 27 ноября (старый стиль) 1731 года.

С приходом советской власти его мощи, подобно мощам других святых, были изъяты и позже исчезли. Как казалось, навсегда. В 1990 году в Ярославле в подвале одной из церквей обнаружились неизвестные человеческие останки. Их анализ совпал с данными 1921 года, которые оставили при изъятии мощей Иннокентия большевики. Так состоялось второе обретение мощей иркутского подвижника. В 1990-м мощи вернули в Иркутск, где они находятся и поныне. 

Битва при Цорндорфе: победа, заслуженная поражением Далее в рубрике Битва при Цорндорфе: победа, заслуженная поражением25 августа 1758 года прусская армия Фридриха Великого не сумела обратить в бегство русских «железных людей»

Комментарии

09 декабря 2015, 19:52
Добрый вечер! О кочевниках, вопреки названию статьи тут ни слова, а вот с административным делением государства вопросы...
1. Иркутский край? может Иркутская губерния, существовавшая с 1764 г. по 1926 г.
2. Уроженцем Черниговской губернии главный герой повествования не мог быть, поскольку она была образована через 71 год после его смерти
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»