«Не поехать в школу — самое строгое наказание»
Вика Виноградова (с мамой) и Валерия Ерина на уроке. Фото: Екатерина Ландина / Русская Планета

Вика Виноградова (с мамой) и Валерия Ерина на уроке. Фото: Екатерина Ландина / Русская Планета

В Волгограде успешно реализуется эксперимент по инклюзивному образованию

Первый класс в лицее № 8 «Олимпия» вместе со здоровыми детьми благополучно заканчивают две девочки с инвалидностью: у Леры — генетическое заболевание, у Вики — нарушения двигательной функции. При учебном заведении уже шесть лет действует Центр дистанционного образования детей-инвалидов. Благодаря успешному опыту обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, решились на внедрение инклюзии. Со следующего учебного года, согласно приказу Минобрнауки РФ, в российских школах вводятся новые стандарты инклюзивного образования. Какая часть школ Волгограда на сегодня может обеспечить безбарьерную среду ученикам с ОВЗ, хватает ли в них специалистов и станет ли инклюзия в ближайшее время массовой, РП выясняла у экспертов в сфере образования.

Начать обучение детей с инвалидностью в обычном классе лицея № 8 «Олимпия» удалось благодаря большому желанию родителей. Сначала речь шла о дистанционном образовании, но специалисты заключили, что диагнозы девочек вполне позволяют им посещать занятия в школе. В итоге решили не упускать драгоценное время, и в порядке эксперимента начали опробовать инклюзивную форму обучения с сентября прошлого года.

— На наш взгляд, первый год прошел успешно, — говорит заведующая учебной частью ЦДО детей-инвалидов МОУ лицей № 8 «Олимпия» Оксана Жадько. — Недавно прошел малый педсовет с участием классного руководителя, тьютора и педагогов — психолога и дефектолога, и мы пришли к выводу, что у каждой из девочек есть большой прогресс, есть мотивация — она была и никуда не делась. К тому же одна из них — Вика — по результатам итоговых работ находится среди лидеров класса. Хочется верить, что они продолжат учиться в этом классе и дальше.

Обеим девочкам по 9 лет, лишний год они потратили на подготовку к школе и визиты к врачам.

Валерия Ерина, страдающая генетическим заболеванием (администрация школы не вправе раскрывать диагноз. — РП) за первые 6 лет своей жизни перенесла 25 операций.

— Ни о каком садике не могло быть и речи, — говорит мама Валерии Татьяна Ерина. — Все шесть лет мы дышали через трубку. Леру постоянно окружали только взрослые, дети с ней не играли, поэтому в школу она шла, можно сказать, «дикарем». Был небольшой страх — как ее дети воспримут, потому что мы начали учебный год на две недели позже, пока решался вопрос об инклюзии. Ну, ничего, все нормально, адаптировалась. Сразу дисциплина поменялась, распорядок дня нормализовался: если раньше вообще не поддавались режиму, то сейчас ровно в 9 вечера спать ложимся. Ответственно выполняет домашнее задание.

Марина Виноградова, мама Вики, у которой проблемы с двигательной функцией, очень рада возможности водить дочь на занятия в обычный класс.

— На дистанционное обучение не особо хотелось, потому что ребенок очень активный, в обществе привык находиться, с 2 лет мы ходили в специализированный садик. За этот год речь стала заметно лучше, раньше Вика могла одну-две фразы сказать, а сейчас правильные, полные предложения выстраивает, со всеми окончаниями выговаривает, старается. Даже писать начали, хотя год назад в это не верилось. Стимул заниматься очень большой. Для нее сейчас не поехать в школу — самое строгое наказание.

Из-за проблем с передвижением Вика ходит в школу через день — три раза в неделю, мама во время уроков находится рядом, исполняя роль тьютора. В дни пропусков берут задания у учителя и нагоняют программу дома самостоятельно.

Вика Виноградова в школьном спектакле

Вика Виноградова в школьном спектакле. Фото: предоставлено лицеем № 8 «Олимпия»

Одноклассники быстро нашли общий язык, во многом благодаря тому, что в лицее поддерживаются свои традиции толерантности к детям с ОВЗ. Ребята из Центра дистанционного образования регулярно встречаются с лицеистами на праздниках, вместе участвуют в играх, соревнуются в эрудиции, читают стихи или ставят опыты.

— У нас никто не показывает пальцем на ребенка с инвалидностью, — говорит Оксана Жадько. — Дети общаются естественно, как это и должно быть в их возрасте. Бывает, ссорятся, конечно, потому что у всех свои характеры.

Модель, по которой строится система образования детей-инвалидов в волгоградском лицее, эксперты называют лучшей после тех, по которым работают столичные школы. В ЦДО с детьми-инвалидами работают 40 специалистов, более 50-ти учеников всю неделю выходят на связь с учителями по скайпу, а в выходные приезжают в школу на творческие занятия — для них работают музыкальный и театральный кружки, шахматный клуб и мультстудия. Но главный плюс — интеграция детей, имеющих инвалидность, с обычными школьниками во время совместных мероприятий.

— Это помогает детям с ОВЗ не «консервироваться», поддерживать связь с внешним миром, — говорит Оксана Жадько. — Ребятам важно, чтобы их воспринимали, как и остальных, они же не воспринимают себя инвалидами, они пришли в мир с болезнью, которая у них есть, и для них это нормально и естественно. Они не понимают, когда мы начинаем как-то комплексовать, для них это ненормально. И нам в этом плане удалось создать очень комфортные условия, тут есть и заслуга коллектива, и родителей, и самих ребят.

Новые стандарты инклюзивного образования в российских школах вступают в силу с сентября 2016 года, они предполагают доступность реализации права на образование для детей-инвалидов с любым диагнозом. По данным департамента по образованию администрации Волгограда, в городе на сегодня более 70 школ — или примерно пятая часть от общего количества – приспособлены для инклюзивного образования: переоборудованы входные группы, столовые, санитарные комнаты и классы с учетом потребностей детей-инвалидов. Часть образовательных учреждений — в процессе подобных изменений. Кроме оборудования зданий пандусами, гусеничными подъемниками, закупаются рабочие столы для инвалидов-колясочников, индукционные системы для слабослышащих, тактильные знаки и т.д.

По официальным данным, в Волгограде зарегистрировано 2500 детей с инвалидностью, около половины из них зачислены в детсады и школы. Примерно четверть детей с ОВЗ школьного возраста находятся на домашнем обучении, посещают образовательные учреждения около 800 человек. При этом случаи инклюзива для детей с ярко выраженной инвалидностью в местных школах пока единичны.

— Такая практика у нас только начинается, — комментирует ситуацию начальник отдела общего образования и обеспечения безопасности образовательного процесса городского департамента образования Галина Орехова. — В большинстве школ долгое время никаких возможностей для обучения детей-инвалидов не было. А теперь в связи с новыми веяниями, и когда президент обратил внимание на эту проблему, выделяются деньги, чтобы создать все условия для таких учеников.

Центр развития образования, где волгоградские учителя получают дополнительные профессиональные навыки, в этом году начал подготовку специалистов для работы с детьми-инвалидами, на сегодня выпущено около 70 педагогов. Что касается тьюторов и отдельных ставок для них в штатном расписании, то в каждой школе этот вопрос будет решаться индивидуально в зависимости от материальных возможностей образовательного учреждения.

По мнению психолога одной из школ города Инны Зайцевой, морально педагоги в большинстве своем готовы к инклюзивному образованию.

— Что касается учащихся, то здесь все очень индивидуально. В нашей школе дети с ОВЗ обучаются, как правило, на дому, и, если они придут в школу, то со стороны здоровых сверстников вызовут повышенный интерес. В процессе адаптации много будет зависеть от профессионализма педагога, умения сформировать у остальных детей толерантное отношение к ребенку с инвалидностью. 

Древнерусская курица, протоукраинские яйца Далее в рубрике Древнерусская курица, протоукраинские яйцаПочему термин «Киевская Русь» нельзя понимать превратно

Комментарии

04 июня 2016, 17:43
Это здорово, что государство хочет, чтобы вместе со здоровыми детьми обучались в школах и инвалиды. Это такие же люди, и они могут так же получать образование, как и все остальные. В 49-ти субъектах РФ, будут созданы условия для получения образования инвалидов и других особенных детей. К примеру, 9 млн рублей получила ЕАО на реализацию этой затеи. В нашей стране инвалиды не должны чувствовать себя неполноценными, власти для этого делают всё.
04 июня 2016, 23:52
Инклюзивнпюое образование - очень нужная для детей-инвалидов вещь, потому что только так они могут научиться естественной коммуникации, без которой им не найти хорошую работу и трудно будет устроиться в жизни. Вместе с тем, здоровые дети, привыкая к их обществу, учатся воспринимать людей такими, какие они есть и уже никогда не будет показывать пальцем на улице в инвалида.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»