Импорт не замещается
Продажа электроники и бытовой техники в магазинах России. Фото: Александр Рюмин/ТАСС

Продажа электроники и бытовой техники в магазинах России. Фото: Александр Рюмин/ТАСС

Объемы импорта радиоэлектроники в Россию сократились на 20%

О сокращении объема импорта радиоэлектроники в Россию на 20% по итогам 2015 года говорится в письме за подписью замминистра промышленности и торговли Глеба Никитина, направленном в правительство. Впрочем, на этой цифре хорошие новости для отечественной радиоэлектронной отрасли и закончились: несмотря на то что мы стали ввозить меньше продукции из-за границы и начали выпускать больше своей (рублевые прибыли наших предприятий за год выросли на 13,5%), доля иностранцев на российском рынке практически не сократилась и составляет 80%. Несмотря на значительное удорожание импортной техники ввиду падения курса рубля, спрос на нее в России остается стабильно высоким, и за целый год импортозамещения отечественным производителям удалось отвоевать всего лишь 1% внутреннего рынка.

Таким образом, все усилия правительства по замещению импорта в этой критически важной для экономики отрасли, мягко говоря, не увенчались особым успехом. Причина — в отсутствии экономических стимулов для развития производства и хронической неконкурентоспособности отечественной электроники.

Какие планы — такие и результаты

План импортозамещения в радиоэлектронной отрасли, подписанный министром промышленности Денисом Мантуровым в апреле 2015 года, содержит 173 проекта по созданию телекоммуникационного оборудования, вычислительной техники, специального технологического оборудования и проч. Для его реализации на период до 2025 года необходимо финансирование в размере 122,4 млрд руб.; из них, как предполагается, 50,2 млрд руб. будут бюджетными, 51,9 млрд руб.— заемными, и еще 20,3 млрд руб. вложат сами компании, участвующие в проектах. При этом они могут претендовать на возмещение государством процентов по кредитам или ежегодную компенсацию до 400 млн руб. на каждый проект. В обмен компании-участницы обязаны наладить серийный выпуск и продажу техники внутри страны.


СПРАВКА: Рынок радиоэлектроники охватывает весьма обширный круг товаров разного назначения: начиная с телевизоров, телефонов, смартфонов и компьютеров и заканчивая промышленным оборудованием, торгово-фискальными аппаратами, оборудованием электропитания и системами безопасности, медицинской электроникой и т.п.


Однако вопреки правительственным планам пока что ни в одном из сегментов рынка у наших производителей заметных успехов нет. Как подсчитали авторы совместного исследования, проведенного «Деловой Россией», «Центром современной электроники» и GS Group, объем рынка электронной аппаратуры в России превышает 36 млрд долларов, и 80% этих денег утекает за рубеж. Это означает, что вследствие неконкурентоспособности российской радиоэлектроники экономика страны недополучает минимум 2 трлн рублей внутреннего валового продукта ежегодно.

Рубль упал зря

Надо сказать, что стимул для развития отечественная радиоэлектроника (как, впрочем, и производство в целом) получила еще раньше — в 2014-м, вместе с резким падением курса рубля. Сборка электроники в Китае стала значительно дороже для российских производителей. «Уже в начале 2015-го отечественные заказчики бросали готовую продукцию на складах в Гонконге, Шеньжене и Шанхае в состоянии частичной предоплаты, чтобы не выкупать товар целиком с гарантированным убытком», — рассказал директор по стратегическому маркетингу GS Group Андрей Безруков.

С дальнейшим падением курса рубля для российских компаний, фактически являющихся сборочными производствами, почти в два раза подорожали оснастка, подготовка пресс-форм и смежные процессы для сборки электроники в Азии. Альтернатива размещения сборочного производства в России стала еще более привлекательной. В итоге отечественные предприятия стали получать запросы на развертывание контрактной сборки устройств и компонентов, которые раньше импортировались. Но пока что только сборкой все и ограничилось. Техника собирается в России, но из иностранных компонентов. А доля локализации производства электроники в нашей стране осталась примерно на прежнем уровне.

Что самое печальное, даже после перемещения сборки с китайских предприятий на отечественные продукция российских компаний практически ничего не выиграла в плане конкурентоспособности. Обнуление ввозных таможенных пошлин на электронные компоненты в сентябре 2015 года должно было как-то поправить ситуацию, однако дальнейший рост курса валют и, соответственно, стоимости импортных комплектующих мгновенно нивелировал все потенциальные преимущества российских сборочных производств. По цене их продукция практически сравнялась с импортной, и потребители продолжили делать выбор в пользу последней.

Сборка электроники. Фото: Александр Кондратюк/РИА Новости

Начинать с головы

Безусловно, создание полностью российских производственных цепочек — процесс небыстрый и нелегкий, однако это никак не оправдывает провал кампании по импортозамещению, связанный прежде всего с действиями — а вернее, с бездействием — правительства и Центрального банка. Помимо падения курса рубля (которое допустил российский мегарегулятор), импортозамещению мешает и жесткость денежно-кредитной политики, а именно недоступность финансовых ресурсов для большинства предприятий. В таких условиях меры по развитию отечественного производства, применяемые государством, практически бесполезны, несмотря на немалый объем вложенных в них средств.

К тому же, объявив войну импорту, Россия вместе с тем продолжает выполнять требования ВТО о сохранении нулевых таможенных пошлин на ввоз готовой продукции. Это бессмысленно. Для поддержки импортозамещения необходимо сформировать протекционистскую таможенно-тарифную политику: как полагают эксперты, пошлины на ввозимую электронику надо поднять вплоть до 60%. Аналогичные схемы поддержки отрасли реализованы в Китае, Франции, Бразилии и других развитых и развивающихся странах и уже позволили создать там условия для развития собственных предприятий и глубокой локализации зарубежных производств.

Но это все в теории. На практике зарубежные производители электроники давно рассматривают российский рынок как исключительно свою территорию, а немногих отечественных производителей считают не более чем вымирающими «мастодонтами», которым не поможет никакая господдержка. Для того чтобы у нас появились свои Samsung и Apple, для начала нам нужен новый ЦБ (а заодно и новый МЭР, и новый Минфин) — с другим руководством и другим отношением к национальной экономике.

Нескромное обаяние Газпромбанка Далее в рубрике Нескромное обаяние ГазпромбанкаТоп-менеджеры государственных банков соскучились по красивой жизни

Комментарии

01 апреля 2016, 16:40
Не страшно, что чего-то нет совсем или сильно отстало, главное, что на месте не стоят, а работают. Значит все будет. Раньше или позже, но будет.
01 апреля 2016, 16:58
да все будут несомненно, просто столько сколь было раньше, больше не надо, народ начинает уставать от большого количества хлама, в моде рациональный минимализм и это здорово
01 апреля 2016, 21:45
А потому что замешать импорт надо преимущественно в тех областях, где у нас действительно есть конкурентноспособный потенциал, иначе грош цена подобной стратегии...!
А вы это самое время следует заниматься теми разработками, которые смогут заполнить именно ту нишу, в которой мы испытывает острую потребность!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»