Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Империя сама рождает своего могильщика»

Митинг на Невском проспекте в Петрограде, 27 февраля 1917 года. Фото: РИА Новости
Как и почему распадаются империи; лекторы Совета по внешней и оборонной политике рассказали, почему на Ближнем Востоке грезят халифатом
Александр Телишев
18 сентября, 2014 17:46
25 мин
Профессоры-международники из МГУ и МГИМО выступили в среду, 17 сентября, с лекцией в культурном центре ЗИЛ в Москве, в рамках которой они рассказали о том, что представляют собой империи, чем они отличаются от национальных государств, почему они распадаются и есть ли у них сегодня перспективы возрождения. «Русская планета» пересказывает тезисы ученых и открывает серию публикаций, посвященных судьбе империй.
По мнению выступавших на круглом столе профессоров, век империй уже прошел и больше не вернется, однако воспоминания о них иногда заставляют людей сегодня, как, например, исламистов на Ближнем Востоке, пытаться вернуться в «светлое имперское прошлое».
Александр Яковлев, востоковед с факультета мировой политики МГУ, и Ирина Звягельская, его коллега с кафедры востоковедения МГИМО(У), открыли в среду новый цикл общественных лекций на международные и политологические темы, которые с 2013 года проводятся Советом по внешней и оборонной политике (СВОП).
Первая лекция сезона 2014-2015 проходила в необычном формате — ее вели два лектора, позиции которых хоть и были похожими, но при этом существенно отличались друг от друга в понимании некоторых деталей того, что представляют собой империи и как они умирают. По этой причине лекция проходила в виде своеобразной дискуссии между лекторами, ход которой направлял и корректировал Федор Лукьянов, председатель СВОП.
«Неслучайно наше первое мероприятие мы решили посвятить теме империй, их распаду и жизни их остатков. Изначально мы не планировали проводить подобную лекцию сегодня, однако сейчас мы стоим перед любопытным событием: некогда простиравшаяся от океана до океана Британская империя, над которой никогда не заходило солнце, сталкивается с сепаратизмом на подступах к самому сердцу», — открыл дискуссию Лукьянов.
Как отметил председатель Совета, в четверг пройдет референдум в Шотландии, который, по его мнению, не принесет независимости шотландцам.
Бывший канцлер казначейства Шотландии Алистер Дарлинг (в центре) после голосования на референдуме о независимости Шотландии, 18 сентября 2014 года. Фото: Stefan Rousseau / EPA / ИТАР-ТАСС
Бывший канцлер казначейства Шотландии Алистер Дарлинг (в центре) после голосования на референдуме о независимости Шотландии, 18 сентября 2014 года. Фото: Stefan Rousseau / EPA / ИТАР-ТАСС
По мнению Лукьянова, это лишь первый шаг, и через несколько лет пройдет еще один референдум, который закончится уже положительно. Эксперт отметил, что это событие привлекло его внимание и интерес лекторов потому, что «империи, которые уже, казалось бы, распались, начинают словно распадаться заново и дальше». «Великобритания — это один пример. Другой пример — тот ужас, который творится сегодня на территории нашей бывшей империи. Через 1,5 месяца начнется очень бурное выяснение отношений в Испании, где Каталония проголосует за независимость в рамках незаконного референдума. На Ближнем Востоке началась новая фаза передела границ, возникших по итогам распада империи сто лет назад. В общем, тема жива».
Едины в многообразии
Свое выступление оба лектора начали с обсуждения, что не понимают или не осознают многие люди, дискутирующие о гибели Российской империи, Советского Союза, Рима и прочих имперских режимов — определения того, что представляет собой империя. Звягельская отметила, что у империи может быть много определений, но в самом общем виде это особая форма организации пространства. «Почему так? Если посмотреть на классические империи, то мы увидим, что империи не ставят своей целью унификацию политических систем тех стран и территорий, которые они к себе присоединяют. Как правило, они не стремятся распространять свою религию на присоединенные пространства. Империи, таким образом, конечно же, организуют жизнь людей, оказавшихся в ее рамках, но они, ради самосохранения, допускают достаточное разнообразие политических систем и структур для живущих на их территории народов».
Как считает профессор МГИМО, ярким примером этого является Российская империя, не ставившая перед собой задачу интеграции тех нерусских народов, которые обитали на ее территории. «Посмотрите на Туркестанский край, который находился на территории современной Центральной Азии. Никаких попыток изменить существующие отношения не было. Конечно, существовала имперская администрация, какие-то попытки модернизации — строительство дорог, привнесение новых элементов в сельское хозяйство и промышленность».
По словам Звягельской, на подобных имперских территориях существовала некая двойственность, которую невозможно встретить в ни одном государстве-нации. Ярким примером этого был эмир Бухары — он обладал полнотой власти на территории своих владений и сохранял свой титул и все регалии, но при этом был генерал-шефом от кавалерии и казачьих войск и подчинялся вышестоящим имперским чиновникам и военным командующим. Как выражается востоковед, царское правительство мало интересовало то, что он делал в Бухаре, несмотря на прогрессивный характер его правления — например, он запретил сбрасывать преступников с минарета. Никого это особо не волновало, он обеспечивал империи стабильность и порядок.
Генерал Кауфман
Генерал Кауфман. Источник: wikimedia.org
В этот момент в дискуссию вступил Яковлев: «Позволю себе дополнить определение империи. Империя возникает вокруг центра, который обладает экономическими или военными возможностями для того, чтобы подчинять обширные территории и тем самым организовать пространство». Как подчеркнул востоковед из МГУ, новые владения присоединяются к империям не только силой, но и по взаимному согласию.
«Пример Средней Азии и Российской империи показателен. Если мы посмотрим на реформы генерала Кауфмана в 70-80 годах XIX века, которые он проводил в Туркестанском крае, то мы сможем увидеть те положительные стороны империи, которые заставляли многие территории присоединяться к ним добровольно. В результате этих преобразований в Туркестане появились дублирующие друг друга системы — традиционные местные институты и имперско-российские. Это давало местным жителям выбор и создавало конкуренцию между медресе и школами, шариатскими и имперскими судами. Коренные туркестанцы понимали, какую выгоду несет русский язык и жизнь в составе империи», — продолжил историк.
Как считает Яковлев, этот пример показывает сущность отношений между центром империи и ее периферией — пока он предоставляет какие-то экономические или культурные ценности окраинам, те готовы принимать его господство. Поэтому ключевым элементом в процессе распада империи выступает ослабление ее центра. По выражению самого востоковеда, в таких ситуациях «пряник почему-то становится все меньше, а роль кнута, принуждающего к подчинению, — все больше». В результате этого у подчиненных народов и регионов пропадает рациональная мотивация для пребывания в составе империи, и в их умах начинают преобладать иррациональные мотивы и стремления. Пример этого — восстания в Средней Азии в 1916 году, когда местное население поднялось против «благих реформаторов», как называет их Яковлев.
«В империи присутствует не только рациональное начало, в ней есть и некая идея, на которой все держится. К примеру, когда в Римской империи обесценилась идея и статус гражданина Рима, рухнуло и само государство. Свидетельств этого множество во всей истории человечества», — продолжает политолог.
Федор Лукьянов попросил лекторов рассказать об осевой идее, на которой зиждилось многовековое «здание» Российской империи, и которая объединяла всех ее жителей, от Туркестанского края до Великого княжества Финляндия. Яковлев отметил: «По воле председателя я должен ответить на вопрос, на который российская монархия так и не нашла ответа за 150 лет существования империи».
Александр II коронует Марию Александровну, хромолитография Михаила Зичи
Александр II коронует Марию Александровну, хромолитография Михаила Зичи
«Я не берусь отвечать за Александра II, Александра III и их предшественников, но я все же попытаюсь высказать свое мнение. Власть решала не теоретические проблемы, а конкретные задачи (обеспечение внутренней и внешней безопасности, обеспечение промышленности сырьем), и решение конкретных проблем приводило к появлению новых "раздвоенных" структур. Отсюда возникала идея не оправдания имперского расширения, а идея, позволяющая существовать некоренным народам в составе Российской империи», — раскрывает тему востоковед.
Эта идея, по его словам, подтверждается многими фактами из истории России. Так, коренные народы обладали многими уникальными правами — они не призывались в армию, обладали значительной автономностью в контексте образования и культуры, и теми политическими правами, которые не даровались русским, белорусам и украинцам. Внимание уделялось даже таким небольшим деталям, как государственные награды — на российских орденах, христианских по своей сущности, крест заменяли полумесяцем.
Битва центра с окраиной
В этот момент Лукьянов задает уточняющий вопрос: если это было так, то не уничтожали ли империи сами себя, не препятствуя росту идей национализма в тех этносах, которые жили на их территориях? Как считает Яковлев, противодействовать этому в рамках империи было невозможно, так как формировать общую национальную идею было нельзя при различиях в религиях и культурах. Единственным способом предотвращения восстаний и взрывообразного распространения националистических идей выступала широкая культурная и религиозная автономность. По его мнению, восстания в Польше в 60-х годах XIX века и попытки насильственной русификации ее восточных окраин показали, что силовые и политические варианты решения этой проблемы не приводят ни к чему хорошему.
«Понимаете, когда мы говорим о формировании национализма, мы должны понимать, что этого не может происходить в обществах, которые находятся на более низких ступенях исторического развития. Национализм есть продукт индустриального общества, и поэтому в Польше он развивался гораздо активнее, чем в Туркестане с его традиционным обществом», — добавляет Звягельская.
Яковлев с ней не соглашается и отмечает, что в этих относительно не развитых уголках империи роль идеологии на себя брала религия. В качестве примера он называет уникальную ситуацию с Турецкой империей, где религия плавно уступила место идеологии по мере приближения к современности. Профессор МГИМО парировала это тем, что рост значения религии на Ближнем Востоке и его стремительная исламизация в последние годы показывает, что светская идеология и религия не являются вещами одного порядка, которые можно легко сопоставить.
«Когда империя ослабевает, периферия начинает исходить из очень простого рецепта: чтобы нам жилось нормально, нами должны править представители нашего собственного этноса, а национальные и политические границы должны совпадать. Империя порождает национализм, своего могильщика», — продолжает востоковед из МГИМО.
Карта раздела Ближнего Востока по соглашению Сайкс-Пико. Источник: The National Archives
Карта раздела Ближнего Востока по соглашению Сайкс-Пико. Источник: The National Archives
То, что Российская империя распалась лишь частично и потом сформировалась заново в виде Советского Союза, за исключением Польши, Финляндии и прибалтийских стран, Звягельская объясняет крайней разнородностью и многоукладностью народов бывших владений дома Романовых. Как она объясняла выше, самые продвинутые и индустриализированные народы уже сформулировали свои национальные идеи и смогли использовать их для создания государств-наций, а другие регионы, такие как Средняя Азия или Кавказ, не смогли сделать этого.
«Империя — это современная форма организации государства. В своем классическом виде они зародились в XIX веке, во времена Наполеона, первого революционного императора, и развивались в русле современного индустриального и буржуазного общества. Оно было больше развито в Прибалтике, где благодаря этому первой развивается идеология, которая стремилась к оформлению в виде национального государства», — дополняет коллегу Яковлев.
Внешний фактор
Обязаны ли империи своим распадом только внутренним факторам, тому, как выражается профессор МГУ, что «их век закончился»? По его мнению, это не всегда так, и часто решающую роль играют различные внешние факторы. В качестве примера Яковлев и Звягельская привели закат Османской империи. В этом случае ослабел не только сам центр в культурно-политическом плане, но вмешались и внешние конкуренты.
«В ходе бесконечных войн XIX века от Османской империи постоянно отрывали куски, но катастрофа по-настоящему наступила во время Первой мировой войны. Турция сделала неправильный выбор и ее просто разделили. В 1916 году две конкурирующих империи — Франция и Британия — заключили соглашение Сайкс-Пико по разделу Турции, к которому позже присоединилась и Россия», — поясняет лектор из МГИМО.
Для реализации своих планов британцы и французы пытались разжечь националистические чувства в арабских провинциях империи. Они посылали письма местным лидерам с обещаниями создать арабское государство, «новый халифат» в выражениях Звягельской, на освобожденных территориях в том случае, если они поднимут восстание против имперской администрации. Естественно, после обнародования текстов этого соглашения большевиками в 1917 году и писем лорда Бальфура о создании «еврейского очага в Палестине», арабы почувствовали себя обманутыми.
«После того как закончилась Первая мировая война и были опубликованы пункты договора Сайкс-Пико, чего ожидали и о чем мечтали арабы? Они хотели восстановить империю, идея которой, идея халифата, исламской империи, была жива в их исторической памяти. Историческая память — это реальный фактор для жителей Востока, которые помнили о славных столетиях арабского халифата и попытались его восстановить», — добавляет Яковлев.
По его словам, в истории XX века есть немало примеров того, как арабские государства пытались объединиться и сформировать некую наднациональную имперскую общность. Один из ярких примеров этого — Объединенная Арабская Республика, которую пытались создать Сирия, Египет и Ирак в 60-х годах прошлого века. Почему это не удалось? Дело в том, как объясняет Яковлев, что век империй уже прошел, хотя память о них еще остается.
Военный парад на Красной площади, 7 ноября 1956 года. Фото: Фотохроника ТАСС
Военный парад на Красной площади, 7 ноября 1956 года. Фото: Фотохроника ТАСС
«Современные события в Сирии и Ираке и создание "исламского государства" питается идеями еще 20-х годов XX века. Идея создания халифата обсуждалась и в Стамбуле, и в Мекке, но у Саудовской Аравии тогда хватила ума отказаться от этого проекта. Непонятно, насколько вообще религия может быть сегодня идеологической основой для империи. Сегодня арабской нации не существует, но есть некая культурно-религиозная общность, так называемая умма, которая и порождает эту память об империи-халифате. В начале прошлого века у западных стран были другие интересы, защита Суэцкого канала и организация мирового пространства в удобном для Британии и Франции виде, которые мешали развитию этой общности на протяжении всего XX века. Это одновременно мешало формированию империи и национальных государств», — уточняет Яковлев.
СССР — это не империя
Возвращаясь к истории России, оба лектора отметили, что они не считают Советский Союз империей. У СССР, как подчеркивают Звягельская и Яковлев, была идеология, объединявшая народы бывшей Российской империи, что ярко проявилось в годы Великой Отечественной войны. Советский Союз распался по совсем другим причинам, нежели настоящие империи.
«В этом государстве были созданы одинаковые структуры, как на уровне центра, так и в союзных республиках, что его и погубило. По своей сути, все составляющие элементы СССР представляли собой квазигосударства с полноценными системами госуправления, общественной жизни и так далее. Союз погубило то, что национальные республики были созданы на этнотерриториальной основе. Соответственно, у этносов, живших на их территории, было полное основание считать их своими исконными владениями. И поэтому, когда Советский Союз затрещал по швам, проблема объявления независимости была исключительно технической», — рассказывает Звягельская.
Советский Союз не был империей, как считает ее коллега из МГУ, потому что компартия и правительство страны принимали решения по экономическому и культурному развитию разных регионов исходя из своих идеологических представлений, и не делали различий между центральными регионами СССР и периферией. По словам Яковлева, начиная с 20 годов прошлого века, в Среднюю Азию и другие национальные республики СССР перевозили заводы, университеты и прочие «высокие» элементы культуры и экономики, чего не случалось в имперские времена. «Это не центр и периферия, а совершенно иной характер отношений», — подчеркивает лектор.
Комментируя эту реплику востоковеда, Лукьянов отметил, что подобные тезисы не находят поддержки в бывших национальных республиках, где авторы учебников истории говорят о том, что союзный центр относился к ним как к колониям. И Яковлев, и Звягельская отметили, что авторы подобных пособий нереалистично смотрят на мир.
«Надо просто понимать, что есть малые и большие нации. Для того чтобы выжить малым нациям им нужно включиться в имперскую систему или какую-ту иную систему патронажа. И я думаю, что в данном случае психология, имперское сознание, было присуще таким нациям. Посмотрите на бывшие британские колонии и отношение местных жителей к англичанам, после чего сравните это с тем, что происходит в Грузии, на Украине и в других бывших союзных республиках. Различия будут крайне заметными», — изложил свою точку зрения Яковлев.
Битва за элиту
Почему России не удалось осуществить «третье издание» империи? Как считает Звягельская, это произошло по двум причинам — общая ситуация в мире изменилась (то есть век империй прошел), и при этом России не хватило ресурсов, чтобы удержать свои бывшие сателлиты в сфере влияния. Возник некий обратный процесс по отношению к тому, что происходило в Туркестанском крае после реформ Кауфмана.
Реджеп Эрдоган. Фото: EPA / ИТАР-ТАСС
Реджеп Эрдоган. Фото: EPA / ИТАР-ТАСС
«Когда образовались новые государства с миллионами русскоговорящих людей, у них неожиданно появился выбор — поехать учиться и работать в Москву или в Сорбонну, где, образование было бесплатным и куда всячески зазывали. В Москве человек из Средней Азии и других регионов бывшего Союза чувствовал себя крайне уязвимыми, да и сейчас, подозреваю, тоже. Кроме того, учеба у нас для них была все равно дорогой, а если ехать в другие регионы, то там ксенофобские настроения еще сильнее, чем в Москве. Подчеркиваю, что у них был выбор, который определял всю их будущую жизнь. Получив западный диплом, шансы на успешную карьеру резко увеличивались в самой стране и за рубежом», — поясняет профессор-востоковед из МГИМО.
Звягельская подчеркивает, что речь идет прежде всего об элите, за внимание и образование которой соревновались не только российские вузы, но и их западные конкуренты. Первую фазу этой битвы Россия уже проиграла, и новое поколение лидеров уже не имеет ничего общего с ней в культурном плане. Она задается вопросом, «сможем ли мы в дальнейшем привлекать людей? Подрастают новые поколения, не имеющие ничего общего с бывшим Советским Союзом, которым незачем сюда ехать. Сможет ли Россия переломить этот тренд в будущем?»
Как добавляет Яковлев, Россия проиграла конкуренцию не только как культурный центр, но и в целом, как модель-центр империи. «Если центр слабеет экономически или политически перед другими империями и центрами, то интерес к нему теряется. Мир сегодня переполнен конкурентами, появляются новые виды имперских структур — посмотрите на Китай, покоряющий новые регионы иными способами, не теми, что использовались старыми империями. Само понятие империи остается, но меняется его содержание».
Тем не менее, профессор МГУ считает, что Россия неизбежно будет каким-то образом организовывать пространство вокруг себя. Нынешний кризис на Украине он не считает проявлением этого объективного процесса, а «политиканством и игрой на текущей политической конъюнктуре».
«Чем дальше мы уходим от империи, тем ярче становятся воспоминания об империи и желание ее восстановить. Сегодня люди не хотят жить в империи, их век уже прошел, но вспоминать о них часто бывает приятно. Это характерно не только для России, но и для Ближнего Востока», — заключает Звягельская.
С ней не совсем согласен Яковлев, который видит на современном Ближнем Востоке возрождение имперских тенденций. Они проявляются не только в действиях «исламского государства», но и в политике правительства Эрдогана в Турции, который предложил арабам создать некий общий «исламский мир». Он подчеркивает, что современные народы бывшего Союза не хотят возвращаться в империю. Но при этом, по его мнению, некая иная общность, не обязательно этническая, все же есть.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ