Иллюзия инклюзии
Ученик с церебральным параличом на уроке географии. Фото: Игорь Михалев / РИА Новости

Ученик с церебральным параличом на уроке географии. Фото: Игорь Михалев / РИА Новости

Накануне нового учебного года «Русская планета» вновь рассказывает о больших проблемах с инклюзивным образованием — на этот раз с помощью экспертов Общероссийского народного фронта

РП уже не раз писала о взятом в России курсе на инклюзию — совместное обучение детей-инвалидов и здоровых детей в обычных школах. В принципе идея инклюзивного образования благотворна: ребята с различными недугами должны как можно раньше адаптироваться в обществе, чувствовать себя равными с другими сверстниками. Но то, что гладко на бумаге, совсем не гладко в реальности. Эксперты рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности» Общероссийского народного фронта тщательно проанализировали положение дел с инклюзивным образованием и пришли к печальным выводам, которыми поделились с РП.

«На том уровне, на каком сейчас существует инклюзия в нашей стране, она подходит только для детей с легкими дефектами, — говорит руководитель рабочей группы, член Центрального штаба ОНФ, известный педагог Любовь Духанина. — А дети с тяжелыми нарушениями здоровья нуждаются в серьезной профессиональной поддержке. Ее всегда обеспечивали коррекционные школы с лучшими в мире дефектологами. Сейчас же они закрываются, дети с ограниченными возможностями здоровья переводятся в обычные школы без сопровождения специалистов, что мы считаем неправильным».

Представитель Центрального штаба ОНФ, руководитель рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности» Любовь Духанина

Представитель Центрального штаба ОНФ, руководитель рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности» Любовь Духанина. Фото: Алексей Дружинин / РИА Новости

Например, старейшую в стране школу для слепых в Москве (ей более 130 лет), которая давала очень качественное образование, два года назад перевели в ведение Департамента социальной защиты населения. Чиновники обещали родителям и Попечительскому совету сохранить образование для слепых детей с нормальным интеллектом. Тем не менее с осени 2015-го школа превратится в реабилитационный центр. Чтобы иметь полноценный аттестат, некоторые ученики уходят в обычную школу. А там их переводят… на домашнее обучение.

Только одна из четырех столичных школ для слабовидящих детей сохранила свое название — школа № 2. Школа № 1 становится реабилитационным центром, школы № 5 и № 67 стали структурными подразделениями образовательных комплексов. «Как родители могут выбрать специальную школу для детей с нарушением зрения, если школ с таким названием просто нет в перечне и в психолого-медико-педагогической комиссии информацию о спецшколах не дают?» — недоумевают эксперты ОНФ.

Совсем плохо обстоит дело с квалификацией педагогов, обеспечивающих инклюзию. Школы, работающие в таком режиме, должны вести свою деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (АООП) — это предусмотрено федеральным законом «Об образовании». Но необходимой квалификации у большинства педагогов нет. Более того — учитель даже не всегда знает диагноз ученика, потому что родители, опять же по закону, могут не обращаться в психолого-медико-педагогическую комиссию или не представлять ее заключение в образовательную организацию. Возникает вопрос: как же тогда учитель (или педколлектив) выбирает тот или иной вариант обучения ребенка, имеющего проблемы со здоровьем?

Эксперты ОНФ и фонда «Национальные ресурсы образования» выяснили, что почти две трети от общего числа детей-инвалидов, в том числе по слуху и зрению, обучаются в образовательных организациях, в штатных расписаниях которых нет сурдопедагогов и тифлопедагогов. Да, в них присутствуют логопеды, социальные педагоги, педагоги-психологи, но они не владеют навыками жестового языка, умением формировать устную речь — и тем не менее на их попечении, по данным недавней статистики, 238 глухих и 2593 слабослышащих ребенка. Не владеют эти педагоги и шрифтом Брайля — и как при этом они работают с 192 слепыми детьми?

По словам завкафедрой специальной педагогики и специальной психологии Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова Ирины Левченко, сейчас у нас ни один вуз не готовит специалистов для обучения детей с множественными нарушениями, да и программ для подготовки таких педагогов нет.

Происходящее сейчас специалисты считают профанацией инклюзии: во множестве педколлективов под ней понимают, к примеру, обучение ребенка со сколиозом 2–3-й степени. Его физические возможности, безусловно, ограничены, но в инклюзии он не нуждается. А дети с действительно сложными проблемами — имеющие поведенческие особенности или инвалиды-опорники — как уже говорилось, переводятся на обучение на дому. Этот процесс «выдавливания» из школы эксперты ОНФ характеризуют так: мы переходим от резервации, как называли спецшколы, к изоляции, в которую превращается инклюзия.

Есть и еще немаловажный аспект: в обычных школах чаще всего нет возможности организовать трудовое и допрофессиональное обучение переведенных из коррекционных школ детей с ограниченными возможностями здоровья. Для ребят с ментальными нарушениями это чревато тем, что у них не будет сформирована потребность к труду — и общество, предупреждают эксперты, через несколько лет может получить тысячи социальных иждивенцев. Это будет и нравственной, и экономической проблемой.

Выявили эксперты и нюанс, который назван ими так: «деньги идут за учеником». Есть случаи, когда образовательные учреждения берут детей-инвалидов лишь потому, что хотят увеличения финансирования. При этом они прекрасно осознают, что полноценного образования этим детям дать не могут.  А бывает, что в коррекционных учреждениях отговаривают родителей от перевода детей на инклюзию, которая им показана. Так, маму одного дошколенка, которому был установлен имплант и который обрел слух и начал говорить, убедили оставить его среди глухих.

В общем, проблем выше крыши. На прошедшем не так давно круглом столе рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности» были сформулированы рекомендации правительству. Первым делом необходимо обеспечить качественный кадровый переход к инклюзивному образованию детей-инвалидов. Надо ввести регламент формирования школьных групп комбинированной и компенсированной направленности с учетом индивидуальных особенностей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, сформировать в регионах единые подходы к формированию и функционированию специализированных групп для детей с ограниченными возможностями и инвалидов в дошкольных учреждениях, подготовить нормативно-правовое основание работы психолого-медико-педагогических комиссий. И обязательно разработать показатели соответствия учреждения образования статусу инклюзивной образовательной организации, определить критерии оценки его деятельности.

Руководитель рабочей группы Любовь Духанина заявила: «Мы обязательно проследим за тем, какие меры предпримет правительство в этих направлениях, в том числе в рамках разработки проекта программы "Доступная среда" до 2020 года, которая ведется по поручению лидера ОНФ президента Владимира Путина, и предпримем все необходимые шаги для ее реализации».

Таблетка от импорта Далее в рубрике Таблетка от импортаРоссию пытаются отговорить от лекарственного импортозамещения

Комментарии

07 августа 2015, 17:27
Поддержу Духанину. Нельзя смешивать здоровых детей с детьми нездоровыми. Все же были маленькими и помним, какое жестокое детское общество. Оно еще живет по законам природы, где слабым всегда приходится нелегко.
07 августа 2015, 17:38
Говоря словами газпромовских руководителей, "отрасль нерентабельна"... (((
07 августа 2015, 18:08
Она в принципе не может быть рентабельна.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»