Икона Божией Матери «Знамение»
Икона Божией Матери «Знамение», хранящаяся в защитном футляре в новгородском Соборе Святой Софии. Фото: 53news.ru

Икона Божией Матери «Знамение», хранящаяся в защитном футляре в новгородском Соборе Святой Софии. Фото: 53news.ru

Как один образ Богоматери не позволил воцариться шведам на русском престоле

10 декабря Православная церковь чествует образ Богоматери «Знамение». Эта новгородская икона спасла город во время княжеских междоусобиц, а во времена смуты не дала шведам занять царский престол.

С чего началось почитание этой иконы, куда уходит корнями образ Знамения и о чем молятся перед ним — разбиралась «Русская планета».

Заступница

Летописи говорят: в 1170 году Новгород осадили войска суздальского князя Андрея Боголюбского и его союзников. Причиной осады стала вражда княжеств: в Новгороде по призыву новгородцев княжил Роман, сын Мстислава, потерпевшего поражение от Боголюбского в Киеве. Новгородцы предприняли ряд атак на союзников Боголюбского, и в итоге город оказался в осаде суздальских, полоцких, рязанских и муромских полков. Новгороду грозило разорение.

В дни осады новгородский архиепископ Иоанн молился в Софийском соборе и вдруг услышал голос: «Иди на Ильину улицу в церковь святого Спаса, и возьми икону Святой Богородицы, и обнеси ей крепостную стену». Наутро архиепископ вышел с образом к городским стенам. «Сказание о битве новгородцев с суздальцами», написанное по следам тех событий, сообщает: Иоанн повернул икону лицом к городу, а враги послали на нее тучу стрел. Одна из них пробила лик Богородицы, и тогда из глаз ее «истекли слезы». Сразу после этого нападавших «покрыла тьма», и напал на них «трепет и ужас»: ослепли все и начали биться меж собой. Увидев это, новгородцы вышли в поле и одних перебили, а других захватили в плен.

После этой удачной битвы архиепископ Иоанн установил праздник в честь знамения, которое Богоматерь дала новгородцам. Его Православная церковь празднует и поныне.

Образ

На новгородской иконе изображена по пояс Богородица с воздетыми руками. На ее груди — круглая сфера-медальон с изображением младенца Христа (его изображения в отроческом возрасте называют еще Спасом-Эммануилом, поскольку в основе этого иконографического типа лежит ветхозаветное пророчество Исаии о Рождестве: «Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил»). На полях иконы — ростовые фигуры четырех святых Георгия, Иакова Перского, Петра Афонского и Онуфрия.

Новгородскую икону создали предположительно на рубеже XI–XII веков, однако подобный тип изображения Богородицы с Христом в медальоне появился уже в первые века христианства. Он присутствовал на византийских императорских печатях начиная с IV века. Образы этого типа находили на фресках в древних монастырях на Ближнем Востоке.

В Византии этот тип икон связывали с Рождеством Христовом. В свою очередь, на Руси в память о новгородском чуде все иконы такого типа стали называть «Знамением». На некоторых поздних списках «Знамения» стали изображать и события осады города в 1770 году.

Шведы

Около двух веков после знамения новгородский образ Богоматери находился в той же церкви на Ильиной улице. В 1356 году для нее построили церковь Знамения — поводом для этого стали многочисленные исцеления, которые, по преданию, получали те, кто молился перед образом. В конце XVII столетия эту церковь разобрали, что выстроить на ее месте величественный Знаменский собор.

Новгородцы, памятуя о чуде, ежегодно отмечали праздник в честь своей иконы-заступницы. На одном из таких праздников — приблизительно в 1470 году — побывал афонский монах Пахомий Логофет, церковный писатель. Впечатленный увиденным, он написал на этот праздник два канона.

В 1611 году икона еще раз спасла новгородцев — на этот раз от вторжения шведов. Известно, что шведы под командованием графа Делагарди взяли город: граф надеялся, что этим он поможет занять русский престол шведскому принцу Карлу Филиппу. Предание говорит, что шведы попытались разграбить церковь, где находился образ Богоматери «Знамение», однако встали у порога, будто наткнувшись на невидимую стену. Так повторилось несколько раз. Попытка шведов занять русский трон позже провалилась, и они оставили Новгород.

После Октябрьской революции 1917 года икону изъяли из собора и передали на хранение музейщикам. Ее эвакуировали во время Великой Отечественной войны, и в Новгород она вернулась уже после победы русских войск. В 1991 году святыню вернули Церкви. С того дня и до сей поры икона продолжает охранять город, находясь в новгородском Соборе Святой Софии. Перед ней молятся о ниспослании мира стране, исцелении и заступничестве Богородицы. 

Мир ждет «правый поворот» Далее в рубрике Мир ждет «правый поворот»Россия скорее поладит с западными консерваторами, чем с нынешними сторонниками однополых браков

Комментарии

10 декабря 2015, 10:20
С материалистической точки зрения эти чудеса пока никто объяснить не смог. А ведь реально, чудеса!
10 декабря 2015, 13:10
Про невидимую стену понравилось, может просто дверь стеклянная была, вот шведы и не смогли внутрь попасть
11 декабря 2015, 12:37
Что ни говори, а древние иконы всё же обладают некой таинственной чудотворной силой, природа которой лежит за гранью нашего понимания.
Видимо, всё дело в том, что иконописцы былых времен вкладывали в них свою душу, писали иконы посредством духовного взаимодействия с Богом. Иными словами, это сам Бог писал эти иконы посредством рук одухотворенных мастеров...!
Со временем такие иконы набираются ещё большей силы, впитывая в себе мольбы верующих и отражая эту энергию вовне...!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»