Новости – Люди
Люди
Идеолог «русского мира»
Архиепископ Серафим (Соболев). Фото: omiliya.org
Великого борца с экуменизмом архиепископа Серафима (Соболева) причислили к лику святых
5 февраля, 2016 16:15
7 мин
Архиерейский собор Русской православной церкви причислил к лику святых Серафима (Соболева), автора труда «Русская идеология», человека, который покинул Россию, но до конца своих дней сердцем оставался с ней.
Эмиграция
Подобно многим, столкнувшимся с властью большевиков, архимандрит Серафим (Соболев) сомневался, оставаться в России или уехать за границу.
Выходец из Рязани, родившийся в 1881 году, к моменту смены власти он возглавлял Воронежскую семинарию. Большевики заняли Воронеж 12 ноября (по новому стилю) и почти сразу же начали репрессии против представителей Церкви. В начале февраля расстреляли крестный ход у местного Митрофанова монастыря, а затем, как свидетельствовал сам Серафим, у стен обители закопали живьем нескольких монахов. Здание семинарии реквизировали, в городе началась компания по вскрытию мощей, и в первую очередь она коснулась останков святителя Тихона Задонского.
И после этого он сомневался: покидать Россию ему, родившемуся и принявшему здесь постриг, было немыслимо. Последним доводом в пользу эмиграции стала встреча с одним из воронежских старцев. «Не волнуйся, — успокоил его старец. — Попадешь ты в хорошую сторонушку». «Как мне вас понимать?» — спросил архимандрит Серафим. «А вот попадешь и поймешь все», — напутствовал старец.
В октябре 1919 года Воронеж заняли войска Деникина. Перед тем как их выбили большевики, решение было принято: Серафим выехал на поезде в «белый» Крым. Здесь его в 1920 году хиротонисали во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. Отсюда в ноябре того же года он отплыл в Константинополь, откуда позже перебрался в Болгарию.
Архиепископ Серафим (Соболев). Фото: wikipedia.org
Русская идея
Именно Болгария стала страной, где суждено было раскрыться всем талантам епископа Серафима. В апреле 1921 года его назначили епископом Богучарским, викарием Воронежской епархии. В том же году он, будучи настоятелем бывшего русского посольского храма святого Николая в Софии, был назначен главой Болгарского благочиния русских приходов.
Уже вскоре Свято-Никольский храм заявил о себе как о центре русской духовности: здесь как по часам совершали литургию, не отвлекаясь на смуты времени, помогали мигрантам, сюда, вдохновленные силой молитв пастыря, стекались местные православные прихожане.
В 1939 году Серафим, к тому времени уже возведенный в сан архиепископа, публикует, пожалуй, главный труд своей жизни. Он называет его «Русская идеология», в нем он отстаивает необходимость монархического правления в России и говорит о симфонии властей, где царская власть почитала бы священство и действовала бы в согласии с властью церковной. Такой симфонией, по мнению пастыря, Россия жила до начала реформ Петра. Именно симфония, полагал он, служила залогом процветания России. Петр же, стремясь навязать стране абсолютную монархию и поправ в правах Церковь, разрушил симфонию. По мнению архиепископа Серафима, это стало причиной гибели России и привело спустя два века к агрессивному безбожию.
«Русская идеология» стала культовым трудом для эмиграции, квинтэссенцией идей, царивших в русских кругах за границей. Это была мечта о потерянном государстве, которое нужно вернуть. Это был манифест, и многие из тех, кто, подобно Серафиму, покинул Россию на кораблях, уходивших в Константинополь, именно таким представляли себе идеальное устройство «русского мира». Наконец, это была надежда: Россию ждет возрождение, предрекал Серафим, и началом этого возрождения станет возврат к православной вере.
Вместе с другими представителями эмигрантского духовенства архиепископ Серафим находился в подчинении Архиерейского синода Русской зарубежной церкви. Однако он не терял связи с Московским патриархатом и вел оживленную переписку с некоторыми иерархами. 2 марта 1945 года он направил письмо Алексию I, в котором поздравлял его с избранием на Патриарший престол. Той же весной архиепископ Серафим обратился к Святейшему с просьбой о принятии в Московский патриархат.
30 октября 1945 года прошение было удовлетворено. Архиепископ Серафим был принят в юрисдикцию Московского патриархата вместе с семью русскими приходами в Болгарии, а спустя полгода, продолжая жить в Болгарии, Серафим получил советское гражданство. Правительство СССР передало в его ведение бывшую посольскую церковь Николая Чудотворца в Софии.
Воссоединившись с матерью-церковью, пастырь так и не принял советский строй. Есть мнение, что власти дали ему гражданство исключительно за его активную антинацистскую позицию в годы войны: известно, что архиепископ отказывался служить молебны о победе Германии, хотя Болгария поддерживала ее. В Совете по делам религий неоднократно осуждали его деятельность: он открыл в Софии женский Покровский монастырь (что не поощрялось Советом) и продолжал помогать эмигрантам, в которых традиционно видели врагов народа.
Против экуменизма
В 1948 году архиепископ Серафим приехал в Москву, где принял участие в совещании глав и представителей православных церквей. Здесь он выступил с резкой критикой экуменического движения, набиравшего силу в послевоенные годы.
В 1948 году в Амстердаме был создан Всемирный совет церквей (ВСЦ). Сегодня это крупнейшая мировая экуменическая организация. На встрече в Москве архиепископ Серафим выступил против участия в ВСЦ. «Русскую православную церковь приглашают участвовать в экуменической конференции как одну из множества церковных организаций, к каждой из коих прилагается понятие Церкви. Но мы, православные христиане, исповедуем, что Церковью, как учрежденною Самим Богом для нашего спасения, можно называть в строгом смысле только одно общество истинно верующих христиан, — говорилось в его докладе. — Называть же церковью каждое из еретических обществ — это значит не иметь правильного понятия о Церкви и попирать нашу веру и догмат о Церкви, изложенный в девятом члене Символа веры».
Он писал, что православные должны всегда помнить: «…вероисповедные различия не являются только временными перегородками, не имеющими вечного значения… Эти различия весьма и весьма для нас существенны, ибо только истинная православная вера сообщает действительную спасительную благодать, в которой все наше спасение».
Прославление
Архиепископ Серафим скончался в Софии 26 февраля 1950 года, в день праздника Торжества Православия. Его погребли в крипте Никольского собора, того самого, где он долгие годы совершал службы.
Принимая решение о его канонизации, Архиерейский собор РПЦ подчеркнул: это нельзя считать канонизацией «по политическим мотивам». Основные материалы для прославления подвижника готовила Болгарская православная церковь. По словам ее представителей, почитание русского архиепископа началось сразу после его смерти. Тогда же появились свидетельства, что место упокоения архиепископа Серафима посещается его почитателями, а их число год от года растет. Тогда же начали фиксировать чудеса по его молитвам. В настоящее время зафиксировано более ста случаев посмертной молитвенной помощи архиепископа Серафима: они связаны с исцелениями, обращением к вере, дарованием ребенка.
Болгарский патриарх Максим в 2011 году так говорил о русском подвижнике: «Каждый православный христианин, который хотя раз преклонял голову в молитве перед местом упокоения владыки Серафима, может сказать, что владыка не оставил своих чад и после своего успения. Владыка Серафим был редким примером святого, благодатного архиерея с чистой пастырской совестью».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости