Новости – Общество
Общество
Хватит кормить Египет
Сборка автомобиля. Фото: Юрий Смитюк/ТАСС
Российское правительство готово вкладывать деньги в любую экономику, кроме отечественной
29 января, 2016 14:00
7 мин
В Египте появится промышленный парк, где российские компании — прежде всего автомобильные — будут осуществлять глубокую сборку своей продукции. Об этом сообщил заместитель министра промышленности и торговли Георгий Калманов. По словам господина Калманова, «мы планируем — и такие работы уже ведутся — формировать российскую промышленную зону для локализации производства российской продукции с выходом на египетский рынок и другие рынки Африки. Прежде всего там появятся компании транспортного машиностроения — все то, что будет востребовано на местных рынках».
Сейчас для промзоны уже подбирают площадку, ведется подготовка технико-экономических условий проектов и мастер-планов, параллельно выбираются резиденты. Как будет финансироваться строительство, пока не решено, но, по словам г-на Калманова, возможно создание как совместных (вместе с египтянами), так и полностью российских предприятий. При том российская сторона пока только «надеется» получить преференции и льготы.
На радость египтянам
Египтяне, понятно, рады такому развитию событий. Несмотря на возможные поблажки иностранным резидентам, последние в любом случае принесут прямые инвестиции в египетскую экономику, создадут для нее новые рабочие места и попутно подготовят квалифицированные кадры.
Для российских производителей это тоже весьма выгодное предприятие. При укоренении на египетском рынке они получат так называемый «национальный режим», то есть равные условия с местными компаниями. При том что таможенные пошлины на автомобильные компоненты порой составляют больше 40%, это очень существенный момент для продвижения в регионе. В Минпромторге также надеются на получение статуса особой экономической зоны.
На сегодняшний день в Египте действуют 9 зон свободной торговли, 70 индустриальных площадок и 12 инвестиционных зон. Крупнейшие мировые автопроизводители, такие, как Fiat, Chrysler, Mercedes-Benz, GM, PSA Peugeot Citroen, Hyundai, Suzuki, BMW JAC, Daewoo, Nissan и другие, уже разместили там свои линии.
Производство в особых экономических зонах имеет ощутимые преимущества. К примеру, предприятия пять лет не платят налог на прибыль, их продукция может идти на экспорт без дополнительных разрешений, таможенный налог и налог с продаж фиксируются только с деталей, ввезенных в страну, можно начать производство автокомпонентов и т.п.
В итоге с точки зрения бизнеса создание промышленного парка — это способ сократить свои издержки. «Если несколько российских автокомпаний, сконцентрированных в одном месте, смогут объединить свои логистические потоки, это даст ощутимый эффект, — констатирует управляющий партнер консалтингового агентства EUPartners Сергей Бургазлиев. — Кроме того, подключить коммуникации к целому технопарку проще и дешевле, чем тянуть отдельную инфраструктуру к каждому предприятию».
Пока только теория
Если рассматривать ситуацию с точки зрения расширения рынка, перспективы у такого кластера российских в меру бюджетных автомобилей действительно существуют. Египет — огромная страна с 90-миллионным населением и всего лишь 8-милионным автомобильным парком; к тому же кластер в Египте — неплохой плацдарм для выхода на африканские и ближневосточные рынки.
Однако есть одно но: все это пока только теория. Российские автопроизводители не спешат выражать восторг от новой идеи правительства.
Дороги Египта
Дороги Египта. Фото: KHALED DESOUKI / AFP
АвтоВАЗ, например, и без того в Египте уже работает, причем довольно давно, но у него своя история партнерства с египетским бизнесом. Как рассказал глава пресс-службы тольяттинского завода Сергей Ильинский, уже 17 лет назад в стране стали собирать Lada первых моделей, и их действительно немало на автомобильных дорогах от Александрии до Хургады. «Мы партнерствуем с местной компанией, которая называется Al Amal. Ранее она выпускала наши модели классического модельного ряда, но в 2013 году была вынуждена сделать перерыв. В июле этого года президент АвтоВАЗа совместно с правительственной делегацией России посетил Египет, где была достигнута договоренность о том, что Lada возобновляет производство».
Достаточно сдержанно отнеслись к новой правительственной инициативе и на ГАЗе. Как сообщил директор по развитию международного бизнеса компании Леонид Долгов, они рассматривают перспективы создания кластера с должным вниманием, но при этом уже имеют собственные наработки по продвижению в Египте и вообще в Африке.
«Для себя мы пока не решили, будем работать в этом кластере или выберем какого-нибудь местного партнера, потому что там много автомобильных компаний с недозагруженными мощностями. Мы не можем раскрывать подробности, но предложения от местных компаний уже есть. По продукту им интересно все, что есть в нашей группе. У нас уже есть поставки "Уралов", средних грузовиков ГАЗ, им интересна и другая техника, например автомобили скорой помощи», — подчеркнул Долгов.
Примерно в том же духе высказались и в группе Sollers (УАЗ и другие): «Мы заинтересованы в создании производства на территории Египта и на данный момент обсуждаем различные альтернативы реализации этого проекта. Рассматриваем несколько возможных партнеров для организации локальной сборки, изучаем условия организации производства и потенциальный спрос в этом регионе».
Зачем при такой степени самостоятельности наших автопроизводителей в дело решило вмешаться правительство, не сосем понятно.
Деньги — домой
Создание подобного автомобильного кластера — первое массированное продвижение российской промышленной продукции в дальнее зарубежье со времен Советского Союза. Это, конечно, хорошо. Но вот что плохо, так это то, что происходит оно как раз в тот момент, когда деньги и проекты нужны самой России. Так зачем торопиться их отдать?
Отечественная промышленность нуждается в полномасштабной государственной поддержке, и в первую очередь на внутреннем рынке. Да, Египет для нас прежде всего туризм, рекреационные отрасли. Будет совсем не плохо, если мы сможем туда вернуться, и те соображения безопасности, которые заставили нас оттуда уйти, отпадут в результате совместной работы российских и египетских специалистов. Но развитие египетской промышленности и подъем египетского ВВП, как кажется, находятся достаточно далеко от стратегических задач России. Это здесь, дома, нам необходимы новые рабочие места, и здесь же нам необходимы льготные условия для реального сектора экономики. Хотелось бы, чтобы именно так понимались задачи, имеющие принципиальное, базовое значение для страны с точки зрения экономической политики. Если в этой области будет осуществлен очевидный прорыв, получены весомые и социально значимые результаты, откроются новые рынки и за пределами России.
Только научившись продуктивно работать дома, мы сможем эффективно и с выгодой для себя расширять свое присутствие за границей. И никак иначе. В противном случае все идеи, ориентированные на создание египетского кластера, экономическое продвижение в Африку и на Ближний Восток так и останутся разовыми акциями, и деньги, направленные на них, просто вылетят в трубу.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости