Хватит кормить Египет
Сборка автомобиля. Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Сборка автомобиля. Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Российское правительство готово вкладывать деньги в любую экономику, кроме отечественной

В Египте появится промышленный парк, где российские компании — прежде всего автомобильные — будут осуществлять глубокую сборку своей продукции. Об этом сообщил заместитель министра промышленности и торговли Георгий Калманов. По словам господина Калманова, «мы планируем — и такие работы уже ведутся — формировать российскую промышленную зону для локализации производства российской продукции с выходом на египетский рынок и другие рынки Африки. Прежде всего там появятся компании транспортного машиностроения — все то, что будет востребовано на местных рынках».

Сейчас для промзоны уже подбирают площадку, ведется подготовка технико-экономических условий проектов и мастер-планов, параллельно выбираются резиденты. Как будет финансироваться строительство, пока не решено, но, по словам г-на Калманова, возможно создание как совместных (вместе с египтянами), так и полностью российских предприятий. При том российская сторона пока только «надеется» получить преференции и льготы.

На радость египтянам

Египтяне, понятно, рады такому развитию событий. Несмотря на возможные поблажки иностранным резидентам, последние в любом случае принесут прямые инвестиции в египетскую экономику, создадут для нее новые рабочие места и попутно подготовят квалифицированные кадры.

Для российских производителей это тоже весьма выгодное предприятие. При укоренении на египетском рынке они получат так называемый «национальный режим», то есть равные условия с местными компаниями. При том что таможенные пошлины на автомобильные компоненты порой составляют больше 40%, это очень существенный момент для продвижения в регионе. В Минпромторге также надеются на получение статуса особой экономической зоны.


На сегодняшний день в Египте действуют 9 зон свободной торговли, 70 индустриальных площадок и 12 инвестиционных зон. Крупнейшие мировые автопроизводители, такие, как Fiat, Chrysler, Mercedes-Benz, GM, PSA Peugeot Citroen, Hyundai, Suzuki, BMW JAC, Daewoo, Nissan и другие, уже разместили там свои линии.


Производство в особых экономических зонах имеет ощутимые преимущества. К примеру, предприятия пять лет не платят налог на прибыль, их продукция может идти на экспорт без дополнительных разрешений, таможенный налог и налог с продаж фиксируются только с деталей, ввезенных в страну, можно начать производство автокомпонентов и т.п.

В итоге с точки зрения бизнеса создание промышленного парка — это способ сократить свои издержки. «Если несколько российских автокомпаний, сконцентрированных в одном месте, смогут объединить свои логистические потоки, это даст ощутимый эффект, — констатирует управляющий партнер консалтингового агентства EUPartners Сергей Бургазлиев. — Кроме того, подключить коммуникации к целому технопарку проще и дешевле, чем тянуть отдельную инфраструктуру к каждому предприятию».

Пока только теория

Если рассматривать ситуацию с точки зрения расширения рынка, перспективы у такого кластера российских в меру бюджетных автомобилей действительно существуют. Египет — огромная страна с 90-миллионным населением и всего лишь 8-милионным автомобильным парком; к тому же кластер в Египте — неплохой плацдарм для выхода на африканские и ближневосточные рынки.

Однако есть одно но: все это пока только теория. Российские автопроизводители не спешат выражать восторг от новой идеи правительства.

Дороги Египта

Дороги Египта. Фото: KHALED DESOUKI / AFP

АвтоВАЗ, например, и без того в Египте уже работает, причем довольно давно, но у него своя история партнерства с египетским бизнесом. Как рассказал глава пресс-службы тольяттинского завода Сергей Ильинский, уже 17 лет назад в стране стали собирать Lada первых моделей, и их действительно немало на автомобильных дорогах от Александрии до Хургады. «Мы партнерствуем с местной компанией, которая называется Al Amal. Ранее она выпускала наши модели классического модельного ряда, но в 2013 году была вынуждена сделать перерыв. В июле этого года президент АвтоВАЗа совместно с правительственной делегацией России посетил Египет, где была достигнута договоренность о том, что Lada возобновляет производство».

Достаточно сдержанно отнеслись к новой правительственной инициативе и на ГАЗе. Как сообщил директор по развитию международного бизнеса компании Леонид Долгов, они рассматривают перспективы создания кластера с должным вниманием, но при этом уже имеют собственные наработки по продвижению в Египте и вообще в Африке.

«Для себя мы пока не решили, будем работать в этом кластере или выберем какого-нибудь местного партнера, потому что там много автомобильных компаний с недозагруженными мощностями. Мы не можем раскрывать подробности, но предложения от местных компаний уже есть. По продукту им интересно все, что есть в нашей группе. У нас уже есть поставки "Уралов", средних грузовиков ГАЗ, им интересна и другая техника, например автомобили скорой помощи», — подчеркнул Долгов.

Примерно в том же духе высказались и в группе Sollers (УАЗ и другие): «Мы заинтересованы в создании производства на территории Египта и на данный момент обсуждаем различные альтернативы реализации этого проекта. Рассматриваем несколько возможных партнеров для организации локальной сборки, изучаем условия организации производства и потенциальный спрос в этом регионе».

Зачем при такой степени самостоятельности наших автопроизводителей в дело решило вмешаться правительство, не сосем понятно.

Деньги — домой

Создание подобного автомобильного кластера — первое массированное продвижение российской промышленной продукции в дальнее зарубежье со времен Советского Союза. Это, конечно, хорошо. Но вот что плохо, так это то, что происходит оно как раз в тот момент, когда деньги и проекты нужны самой России. Так зачем торопиться их отдать?

Отечественная промышленность нуждается в полномасштабной государственной поддержке, и в первую очередь на внутреннем рынке. Да, Египет для нас прежде всего туризм, рекреационные отрасли. Будет совсем не плохо, если мы сможем туда вернуться, и те соображения безопасности, которые заставили нас оттуда уйти, отпадут в результате совместной работы российских и египетских специалистов. Но развитие египетской промышленности и подъем египетского ВВП, как кажется, находятся достаточно далеко от стратегических задач России. Это здесь, дома, нам необходимы новые рабочие места, и здесь же нам необходимы льготные условия для реального сектора экономики. Хотелось бы, чтобы именно так понимались задачи, имеющие принципиальное, базовое значение для страны с точки зрения экономической политики. Если в этой области будет осуществлен очевидный прорыв, получены весомые и социально значимые результаты, откроются новые рынки и за пределами России.

Только научившись продуктивно работать дома, мы сможем эффективно и с выгодой для себя расширять свое присутствие за границей. И никак иначе. В противном случае все идеи, ориентированные на создание египетского кластера, экономическое продвижение в Африку и на Ближний Восток так и останутся разовыми акциями, и деньги, направленные на них, просто вылетят в трубу.

Расцвет кладбищенских искусств Далее в рубрике Расцвет кладбищенских искусствРуководство московских кладбищ заявило о готовности проводить там культурные мероприятия. Позже это сообщение было опровергнуто

Комментарии

29 января 2016, 16:32
Надо в первую очередь изучать спрос. Если в странах Ближнего Востока, в Африке - он есть, то почему бы и нет? Все равно прибыль будет домой возвращаться. В России спрос на новые авто постепенно снижается, так как у людей лишних денег на обновление автопарка попросту нет. Да еще машина вообще становится дорогим удовольствием стараниями наших властей. Поэтому раздувать пузырь автопрома в России смысла я не вижу.
Люди предпочтут китайца взять и то надежнее будет, если на гос заводе китаец склепан. А мы для них всего-лишь ресурс для сбора податей. Я без денег, но отечественный автопром и даром не возьму.
Собирать дешёвые хреновые отечественные таратайки за рубежом это бред, который только россияне могли придумать. Это пародия какая-то. Никто так из капиталистов не делает. Нет, если они решили обанкротить Египет, то все нормально. И мы ещё с Вами увидим закрытие этого завода из-за нерентабельности, гарантирую. Клепали бы в России козликов и нивы в простой, механической старой сборке с минимумом электроники и их бы на ура вся Азия и Южная и Латинская Америка с Африкой скупали. Как это знакомо с советских времен, ничего не меняется: "Подарим лучше товарищам неграм всесоюзную здравницу Крым". ))))) Но Сирия и Египет это перебор. Жалко в мире не принято ругать "свое" правительство и матом здесь нельзя .... Они думают, что такими подачками дружбу завоюют или деньги сделают, но вот за это их в мире никто и не уважает и ГАРАНТИРОВАННО продаст англосаксам экономические интересы при первом случае. Хрущев тоже Китаю подачки кидал, а закончил презрением и полным развалом отношений с Китаем и вооруженными конфликтами, а вот Сталина Китай уважал.
04 февраля 2016, 17:02
Наши "капиталисты" ищут выход (вывоз) капитала аз рубеж без оглядки на наши порядки и отношения с ЕС и другими странами... Как говорят "деньги не пахнут", но есть ещё Отчизна, которой в данный момент они нужнее, а чувств к России они не питают...
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»